Меню

Надежность оборудования систем теплоснабжения



Надежность оборудования систем теплоснабжения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 июля 2013 г. № 310 “Об утверждении Методических указаний по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения”

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 34, ст. 4734) приказываю:

1. Утвердить Методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.В. Гаевского.

И.о. Министра В.В. Гаевский

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2013 г.

Методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июля 2013 г. № 310)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения (далее — Методические указания), разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства «Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 34, ст. 4734).

2. Методические указания определяют порядок анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов в целях создания системы мер, направленных на повышение надежности малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения и развитие надежных и высоконадежных систем теплоснабжения.

3. Методические указания содержат правила расчета фактических значений показателей надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов и их анализа (далее — показатели).

4. При оценке показателей используется классификация систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с пунктом 124 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808:

5. Методические указания предназначены для использования теплоснабжающими, теплосетевыми организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при проведении анализа показателей и оценки надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов.

6. Показатели используются:

а) при заключении договора теплоснабжения и договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

б) при формировании инвестиционных программ теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

в) при определении системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов;

7. Для оценки надежности системы теплоснабжения используются следующие показатели, установленные в соответствии с пунктом 123 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808:

показатель надежности электроснабжения источников тепловой энергии;

показатель надежности водоснабжения источников тепловой энергии;

показатель надежности топливоснабжения источников тепловой энергии;

показатель соответствия тепловой мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей расчетным тепловым нагрузкам потребителей;

показатель уровня резервирования источников тепловой энергии и элементов тепловой сети путем их кольцевания и устройств перемычек;

показатель технического состояния тепловых сетей, характеризуемый наличием ветхих, подлежащих замене трубопроводов;

показатель интенсивности отказов систем теплоснабжения;

показатель относительного аварийного недоотпуска тепла;

показатель готовности теплоснабжающих организаций к проведению аварийно-восстановительных работ в системах теплоснабжения (итоговый показатель);

показатель укомплектованности ремонтным и оперативно-ремонтным персоналом;

показатель оснащенности машинами, специальными механизмами и оборудованием;

показатель наличия основных материально-технических ресурсов;

показатель укомплектованности передвижными автономными источниками электропитания для ведения аварийно-восстановительных работ.

8. Для расчета фактических значений показателей используются данные следующих источников:

а) государственная статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики (Росстат);

б) схемы теплоснабжения поселений, городских округов;

в) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

г) акты готовности источников тепловой энергии и тепловых сетей к отопительному периоду.

II. Термины и определения

9. В методических указаниях используются понятия, термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения.

III. Анализ и оценка надежности системы теплоснабжения

10. Надежность системы теплоснабжения обеспечивается надежной работой всех элементов системы теплоснабжения, а также внешних, по отношению к системе теплоснабжения, систем электро-, водо-, топливоснабжения источников тепловой энергии.

11. Показатели надежности системы теплоснабжения:

а) показатель надежности электроснабжения источников тепловой энергии (Кэ) характеризуется наличием или отсутствием резервного электропитания:

Кэ = 1,0 — при наличии: резервного электроснабжения;

Кэ = 0,6 — при отсутствии резервного электроснабжения.

При наличии в системе теплоснабжения нескольких источников тепловой энергии общий показатель определяется по формуле:

*, * — значения показателей надежности отдельных источников тепловой энергии;

Qi, Qn — средние фактические тепловые нагрузки за предшествующие 12 месяцев по каждому i-му источнику тепловой энергии;

* — количество часов отопительного периода за предшествующие 12 месяцев,

n — количество источников тепловой энергии

б) показатель надежности водоснабжения источников тепловой энергии (Кв) характеризуется наличием или отсутствием резервного водоснабжения:

Кв = 1,0 — при наличии резервного водоснабжения;

Кв = 0,6 — при отсутствии резервного водоснабжения.

При наличии в системе теплоснабжения нескольких источников тепловой энергии общий показатель определяется по формуле:

*, * — значения показателей надежности отдельных источников тепловой энергии;

*, Qn — средние фактические тепловые нагрузки за предшествующие 12 месяцев по каждому источнику тепловой энергии, определяются по формуле (2).

в) показатель надежности топливоснабжения источников тепловой энергии (Кт) характеризуется наличием или отсутствием резервного топливоснабжения:

Кт = 1,0 — при наличии резервного топлива;

Кт = 0,5 — при отсутствии резервного топлива.

При наличии в системе теплоснабжения нескольких источников тепловой энергии общий показатель определяется по формуле:

*, * — значения показателей готовности отдельных источников тепловой энергии;

*, Qn — средние фактические тепловые нагрузки за предшествующие 12 месяцев по каждому источнику тепловой энергии, определяются по формуле (2).

г) показатель соответствия тепловой мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей расчетным тепловым нагрузкам потребителей (Кб) характеризуется долей (%) тепловой нагрузки, не обеспеченной мощностью источников тепловой энергии и/или пропускной способностью тепловых сетей:

Кб = 1,0 — полная обеспеченность;

Кб = 0,8 — не обеспечена в размере 10% и менее;

Кб = 0,5 — не обеспечена в размере более 10%.

При наличии в системе теплоснабжения нескольких источников тепловой энергии общий показатель определяется по формуле:

*, * — значения показателей надежности отдельных источников тепловой энергии;

Qi, Qn — средние фактические тепловые нагрузки за предшествующие 12 месяцев по каждому источнику тепловой энергии, определяются по формуле (2).

д) показатель уровня резервирования источников тепловой энергии и элементов тепловой сети путем их кольцевания и устройства перемычек (Кр), характеризуемый отношением резервируемой расчетной тепловой нагрузки к сумме расчетных тепловых нагрузок (%) подлежащих резервированию согласно схемы теплоснабжения поселений, городских округов, выраженный в %:

Оценку уровня резервирования (Кр):

от 90% до 100% — Кр = 1,0;

от 70% до 90% включительно — Кр = 0,7;

от 50%» до 70% включительно — Кр = 0,5;

от 30% до 50% включительно — Кр = 0,3;

менее 30% включительно — Кр = 0,2.

При наличии в системе теплоснабжения нескольких источников тепловой энергии общий показатель определяется по формуле:

*, * — значения показателей надежности отдельных источников тепловой энергии;

Qi, Qn — средние фактические тепловые нагрузки за предшествующие 12 месяцев по каждому источнику тепловой энергии, определяются по формуле (2).

е) показатель технического состояния тепловых сетей (Кс), характеризуемый долей ветхих, подлежащих замене трубопроводов, определяется по формуле:

* — протяженность тепловых сетей, находящихся в эксплуатации;

* — протяженность ветхих тепловых сетей, находящихся в эксплуатации.

ж) показатель интенсивности отказов систем теплоснабжения:

1) показатель интенсивности отказов тепловых сетей (Котк тс), характеризуемый количеством вынужденных отключений участков тепловой сети с ограничением отпуска тепловой энергии потребителям, вызванным отказом и его устранением:

Иотк тс = потк/S [1/(км* год)], где

nотк — количество отказов за предыдущий год;

S — протяженность тепловой сети (в двухтрубном исполнении) данной системы теплоснабжения [км].

В зависимости от интенсивности отказов (Иотк тс) определяется показатель надежности тепловых сетей (Котк тс):

до 0,2 включительно — Котк тс = 1,0;

от 0,2 до 0,6 включительно — Котк тс = 0,8;

от 0,6 — 1,2 включительно — Котк тс= 0,6;

свыше 1,2 — Котк тс= 0,5.

2) показатель интенсивности отказов (далее — отказ) теплового источника характеризуемый количеством вынужденных отказов источников тепловой энергии с ограничением отпуска тепловой энергии потребителям, вызванным отказом и его устранением (Котк ит):

Читайте также:  Кабельное телевидение его оборудование

укомплектованности ремонтным и оперативно-ремонтным персоналом;

оснащенности машинами, специальными механизмами и оборудованием;

наличия основных материально-технических ресурсов;

укомплектованности передвижными автономными источниками электропитания для ведения аварийно-восстановительных работ.

Общий показатель готовности теплоснабжающих организаций к проведению восстановительных работ в системах теплоснабжения к выполнению аварийно-восстановительных работ определяется следующим образом:

Общая оценка готовности дается по следующим категориям:

Кгот (Кп; Км); Ктр Категория готовности
0,85 -1,0 0,75 и более удовлетворительная готовность
0,85 -1,0 до 0,75 ограниченная готовность
0,7 — 0,84 0,5 и более ограниченная готовность
0,7 — 0,84 до 0,5 неготовность
менее 0,7 неготовность

12. Оценка надежности систем теплоснабжения.

а) оценка надежности источников тепловой энергии

В зависимости от полученных показателей надежности Кэ, Кв, Кт, и Ки, источники тепловой энергии могут быть оценены как:

высоконадежные — при Кэ = Кв = Кт = Ки = 1;

надежные — при Кэ = Кв = Кт = 1 и Ки = 0,5;

малонадежные — при Ки = 0,5 и при значении меньше 1 одного из показателей Кэ, Кв, Кт;

ненадежные показателей Кэ, Кв, Кт.

б) оценка надежности тепловых сетей.

В зависимости от полученных показателей надежности, тепловые сети могут быть оценены как:

высоконадежные — более 0,9;

надежные — 0,75 — 0,89;

малонадежные — 0,5 — 0,74;

ненадежные — менее 0,5.

в) оценка надежности систем теплоснабжения в целом.

Общая оценка надежности системы теплоснабжения определяется исходя из оценок надежности источников тепловой энергии и тепловых сетей.

Общая оценка надежности системы теплоснабжения определяется как наихудшая из оценок надежности источников тепловой энергии или тепловых сетей.

Обзор документа

Разработаны Методические указания по оценке надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов.

Результаты оценки применяются при заключении договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче теплоэнергии (теплоносителя), при формировании инвестиционных программ теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Также на их основе определяется система мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения.

Последние классифицируются на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные.

Перечислены показатели оценки. Так, учитываются наличие основных материально-технических ресурсов, укомплектованность ремонтным персоналом, относительный аварийный недоотпуск тепла, интенсивность отказов систем теплоснабжения, техсостояние теплосетей, надежность электро-, водо- и топливоснабжения источников теплоэнергии. Определено, как рассчитывается каждый из показателей.

Сведения, необходимые для проведения оценки, берутся из статотчетности Росстата, схем теплоснабжения, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Помимо этого, анализируются акты готовности источников теплоэнергии и тепловых сетей к отопительному периоду.

Общая оценка надежности системы теплоснабжения определяется как наихудшая из оценок надежности источников теплоэнергии или теплосетей.

Источник

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАДЕЖНОСТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Понятие надежности отражает два главных подхода к оценке ра­боты устройства или системы. Первый — это вероятностная оценка работоспособности системы. Необходимость в вероятностной оценке связана с тем, что продолжительность работы элементов системы обусловливается рядом случайных факторов, предвидеть воздействие которых на работу элемента не представляется возможным. Поэтому детерминированная оценка времени работы элемента заменяется ве­роятностной оценкой, т. е. законом распределения времени работы. Учет времени работы — это второй главный подход к оценке работо­способности системы. Надежность — это сохранение качеств элемен­том или системой во времени. В соответствии с этими основными свой­ствами понятия надежности главным ее критерием является вероят­ность безотказной работы системы (элемента) Р в течение заданного периода t.

По ГОСТу надежность определяется как свойство системы выпол­нять заданные функции с сохранением заданных эксплуатационных показателей в течение принятого времени эксплуатации. Для тепло­снабжения заданной функцией является подача потребителям опреде­ленного количества воды с заданными температурой и давлением и определенной степени очистки.

Существуют два пути для создания надежных систем. Первый путь — это повышение качества элементов, из которых состоит си­стема; второй — резервирование элементов. Повышают надежность, реализуя прежде всего первый путь. Но, когда исчерпываются техни­ческие возможности повышения качества элементов или когда даль­нейшее повышение качества оказывается экономически невыгодным, идут по второму пути. Второй путь необходим, когда надежность си­стемы должна быть выше надежности элементов, из которых она со­стоит. Повышения надежности достигают резервированием. Для систем теплоснабжения применяют дублирование, а для тепловых сетей дубли­рование, кольцевание и секционирование.

Надежность характеризуется долговечностью — свойством сохра­нять работоспособность до предельного состояния с допустимыми пе­рерывами или без них при техническом обслуживании и ремонтах. Системы теплоснабжения — долговечные системы.

Системы теплоснабжения — ремонтируемые системы, поэтому они характеризуются ремонтопригодностью — свойством, заключающимся в приспособленности системы к предупреждению, обнаружению и уст­ранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Основным показателем ремонтопригодно­сти систем теплоснабжения является время восстановления отказав­шего элемента Трем — Время восстановления имеет большое значение при обосновании необходимости резервирования системы. Оно в ос­новном зависит от диаметров трубопроводов и оборудования сети. При малых диаметрах время ремонта может оказываться меньше допустимого перерыва теплоснабжения. В таком случае нет необхо­димости в резервировании.

Для возможности оценки надежности системы прежде всего необ­ходимо точно сформулировать понятие отказа элемента и системы. При формулировке понятия отказа элемента тепловой сети исходят из внезапности и длительности перерыва в теплоснабжении потребите­лей. Внезапный отказ элемента — это такое нарушение его работо­способности, когда отказавший элемент необходимо немедленно вы­ключить из работы. При постепенном отказе вначале можно прове-

Сти предварительный ремонт элемента без нарушения или с допусти­мым нарушением теплоснабжения, перенеся полный восстановитель­ный ремонт на некоторое время, когда его выключение не приведет к отказу системы.

При расчете надежности системы и определении степени резерви­рования следует учитывать только внезапные отказы.

Таким образом, отказ элемента, учитываемый при расчете надеж­ности систем теплоснабжения, — это внезапный отказ при условии, что Трем>»ґдоп — Такой отказ у нерезервированных систем приводит к отказу системы, а у резервированных — к изменению гидравлического режима работы.

Причинами отказов, связанных с нарушением прочности элемен­тов, являются случайные совпадения перегрузок на ослабленных ме­стах элементов. Как перегрузки элементов, так и их ослабления оп­ределяются значениями ряда независимых случайных величин. На­пример, снижение прочности сварного шва может быть связано с не­проваром, наличием шлаковых включений и других причин, которые в свою очередь зависят от квалификации сварщика, качества используе­мых электродов, условий сварки и т. п. Таким образом, отказы имеют случайную природу.

Изучение отказов, связанных с коррозией трубопроводов, наруше­нием работоспособности оборудования, приводит также к выводу, что их природа случайна. Вместе с тем совпадение ряда случайных факто­ров, которое может вызвать отказ, является событием редким, поэто­му и отказы относятся к категории редких событий.

Таким образом, главные свойства отказов, учитываемых при рас­чете надежности, заключаются в том, что они представляют собой слу­чайные и редкие события. Если нарушение работоспособности элемен­та не является случайным событием, то его можно предусмотреть и учесть в расчетах.

Задачей систем теплоснабжения является обеспечение требуемых уровней параметров у потребителей, при которых достигаются ком­фортные условия жизни людей. Аварийные отказы нарушают тепло­снабжение жилых и общественных зданий, вследствие чего недопу­стимо ухудшаются условия труда и отдыха населения, что вызывает последствия социального характера. К этим последствиям прежде всего относится сам факт нарушения нормальных условий работы и жизни людей, который приводит к увеличению числа заболеваний людей, к падению их работоспособности. Социальные последствия не поддаются экономической оценке. Вместе с тем их значение весь­ма велико, поэтому в методике оценки надежности систем теплоснаб­жения должны учитываться социальные последствия перерывов в по­даче тепла.

Учитывая изложенное, при оценке надежности теплоснабжения следует исходить из принципиальной недопустимости отказов, считая, что отказ системы приводит к непоправимым для выполнения задачи последствиям.

Источник

Надежность оборудования систем теплоснабжения

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» ____________ 2013 года N ___

1. Утвердить Методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А.Токарева.

Приложение
к приказу Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от «___» _________ 2013 года N ___

Методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения

1. Общие положения

Настоящие Методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения, (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 34, ст.4734).

Читайте также:  Кабинет логопеда и его оборудование в доу по фгос

Методические указания содержат методики расчета показателей надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов.

Приведены практические рекомендации по классификации систем теплоснабжения поселений, городских округов по условиям обеспечения надежности на:

Методические указания предназначены для использования инженерно-техническими работниками теплоэнергетических предприятий, персоналом органов государственного энергетического надзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении оценки надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов.

Надежность системы теплоснабжения должна обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией в течение заданного периода, недопущение опасных для людей и окружающей среды ситуаций.

Показатели надежности системы теплоснабжения подразделяются на:

— показатели, характеризующие надежность электроснабжения источников тепла;

— показатели, характеризующие надежность водоснабжения источников тепла;

— показатели, характеризующие надежность топливоснабжения источников тепла;

— показатели, характеризующие соответствие тепловой мощности источников тепла и пропускной способности тепловых сетей расчетным тепловым нагрузкам потребителей;

— показатели, характеризующие уровень резервирования (Кр) источников тепла и элементов тепловой сети;

— показатели, характеризующие уровень технического состояния тепловых сетей;

— показатели, характеризующие интенсивность отказов тепловых сетей;

— показатели, характеризующие аварийный недоотпуск тепла потребителям;

— показатели, характеризующие количество жалоб потребителей тепла на нарушение качества теплоснабжения.

Расчет показателей надежности систем теплоснабжения производится персоналом теплоэнергетических предприятий.

Классификация систем теплоснабжения поселений, городских округов по условиям обеспечения надежности проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Итоги оценки надежности систем теплоснабжения направляется в органы государственного энергетического надзора.

Показатели надежности системы теплоснабжения оформляются в табличном виде.

Расчет показателей и оценка надежности систем теплоснабжения производятся ежегодно перед началом отопительного периода.

2. Термины и определения

«система теплоснабжения» — совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

«источник тепловой энергии» — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

«теплопотребляющая установка» — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

«тепловая сеть» — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

«надежность теплоснабжения» — характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;

«качество теплоснабжения» — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

«отказ технологический» — вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, повреждение зданий и сооружений, приведшие к нарушению процесса передачи тепловой энергии потребителям, если они не содержат признаков аварии;

«отказ системы теплоснабжения» — такая аварийная ситуация, при которой прекращается подача тепловой энергии хотя бы одному потребителю;

«авария» — повреждение трубопровода тепловой сети, если в период отопительного сезона это привело к перерыву теплоснабжения на срок 36 ч и более;

«ветхий, подлежащий замене трубопровод» — трубопровод, отработавший нормативный срок службы или подлежащий замене по заключению специализированной организации, аккредитованной в области промышленной безопасности.

3. Структура системы теплоснабжения

Система теплоснабжения состоит из структурных элементов системы (подсистем):

— источники тепловой энергии;

— теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

Каждый из структурных элементов системы теплоснабжения состоит из элементов оборудования (котлы, турбины, теплообменники, насосы, трубопроводы и другое оборудование).

4. Оценка надежности системы теплоснабжения

Надежность теплоснабжения обеспечивается надежной работой всех элементов системы теплоснабжения, а также внешних, по отношению к системе теплоснабжения, систем электро-, водо-, топливоснабжения источников тепловой энергии.

Интегральными показателями оценки надежности теплоснабжения в целом являются такие эмпирические показатели как интенсивность отказов [1/год] и относительный аварийный недоотпуск тепла , где — аварийный недоотпуск тепла за год [Гкал], — расчетный отпуск тепла системой теплоснабжения за год [Гкал]. Динамика изменения данных показателей указывает на прогресс или деградацию надежности каждой конкретной системы теплоснабжения. Однако они не могут быть применены в качестве универсальных системных показателей, поскольку не содержат элементов сопоставимости систем теплоснабжения.

Для оценки надежности систем теплоснабжения необходимо использовать показатели надежности структурных элементов системы теплоснабжения и внешних систем электро-, водо-, топливоснабжения источников тепловой энергии.

4.1. Показатель надежности электроснабжения источников тепла ( ) характеризуется наличием или отсутствием резервного электропитания:

— при наличии резервного электроснабжения = 1,0;

— при отсутствии резервного электроснабжения при мощности источника тепловой энергии (Гкал/ч):

4.2. Показатель надежности водоснабжения источников тепла ( ) характеризуется наличием или отсутствием резервного водоснабжения:

— при наличии резервного водоснабжения = 1,0;

— при отсутствии резервного водоснабжения при мощности источника тепловой энергии (Гкал/ч):

4.3. Показатель надежности топливоснабжения источников тепла ( ) характеризуется наличием или отсутствием резервного топливоснабжения:

— при наличии резервного топлива = 1,0;

— при отсутствии резервного топлива при мощности источника тепловой энергии (Гкал/ч):

Источник

Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2025 года

II. Надежность и качество теплоснабжения

2.1 Мониторинг надежности

С 2010 года МЧС регистрирует в системах теплоснабжения от 2 до 5 чрезвычайные ситуации в год. По сравнению с 90-ми годами прошлого века, их количество снизилось в десятки раз.

В то же время, по данным Ростехнадзора, в последние годы начался обратный процесс роста количества значительных отключений потребителей. Если в отопительный период 2010-2011 годов Ростехнадзор по информации из регионов зарегистрировал 8 аварийных ситуаций, то в сезон 2015-2016 годов их было 136 (из них 3 расследуемых Ростехнадзором), а 2016-2017 годов 348 (из них 8 расследуемых Ростехнадзором).

По результатам мониторинга Минстроя России в отопительный сезон 2016-2017 годов аварийность в тепловых сетях снизилась на 40%, а сетях горячего водоснабжения на 33%.

В соответствии с данными «Рейтинга эффективности систем теплоснабжения» сформированным Минэнерго РФ, в 2017 году в 19 субъектах РФ наблюдалась нулевая аварийность тепловых сетей (включая Санкт-Петербург), что нельзя признать достоверным.

По данным Росстата России число аварий на источниках теплоснабжения и тепловых сетях в 2016 году составило 5880 против 5799 в 2015 году.

Более достоверная информация содержится в схемах теплоснабжения конкретных поселений, в то же время, при наличии нескольких федеральных информационных систем, необходимо признать явное несовершенство мониторинга надежности теплоснабжения. Достоверно известно только о крупных длительных отключениях, так как они широко освещаются в СМИ.

Общее состояние оборудования систем теплоснабжения можно оценить, как относительно надежное. В то же время в нескольких крупных городах повреждаемость тепловых сетей достигла уровня 3-5 повреждений в год на 1 км. сети в двухтрубном исчислении. Повсеместно увеличивается средний срок службы магистральных сетей.

Проблемой многих поселений является неготовность комплекса систем энергоснабжения к нерасчетным или даже расчетным похолоданиям и игнорирование этой проблемы как участниками рынка, так и органами власти всех уровней.

Нормативно закрепленная государственная и муниципальная система управления надежностью в теплоснабжении состоит из нескольких составляющих:

  • разработки и утверждения схем теплоснабжения, включающих расчет надежности;
  • анализа и оценки систем теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с разделением систем на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные, и определение ими системы мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем;
  • проверки на готовность к отопительному периоду поселений, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей;
  • функционирования системы предупреждения ЧС, включая систему мониторинга, оценку вероятности, возможные сценарии, меры по предупреждению, оценку готовности к оперативной локализации и устранению последствий.

В большинстве поселений вышеперечисленные действия осуществляются без профессиональной поддержки, через рабочие группы и штабы, а в значительной степени вообще не выполняются. В 2017 году паспорта готовности к отопительному периоду из 4705 муниципальных образований паспорта готовности к отопительному периоду получили 3736 или менее 80%, но по большинству из них не проведена даже оценка вероятности крупных аварий. В результате никто не знает, в каком поселении могут быть проблемы следующей зимой.

Учитывая существенные социальные и экономические последствия аварий в системах теплоснабжения, необходимо на федеральном и региональном уровнях организовать квалифицированную непрерывную работу по следующим направлениям:

  • автоматизированный мониторинг и прогнозирование надежности систем теплоснабжения с определением интегрального показателя надежности и оценкой существенных факторов, влияющих на нее;
  • подготовка ежегодного доклада и оперативной информации для органов власти и организаций;
  • разработка и сопровождение оперативных комплексов мер, обеспечивающих повышение надежности в наиболее проблемных поселениях, с приоритетом использования внутренних резервов;
  • разработка и внедрение типовых проектов улучшений;
  • оперативная разработка и сопровождение планов ликвидации аварий;
  • создание института антикризисных управляющих;
  • экспертиза схем, программ, комплексов мер, актов готовности по проблемным поселениям.

2.2 Проверка готовности к отопительному периоду

Законом «О теплоснабжении» определена обязательность проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Функция проверки муниципальных образований возложена на Ростехнадзор, а проверку теплоснабжающих организаций и потребителей должны организовать муниципальные органы власти.

Действующие Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Минэнерго России, требуют оценки не только объемов проведенных ремонтных работ, как было принято ранее, а и готовности к выполнению производственных функций, обеспечивающих надежность теплоснабжения. Муниципалитеты оказались не готовы к повышению качества проверок. В то же время большинство теплоснабжающих организаций может обеспечить качественную подготовку к отопительному периоду и надежность теплоснабжения без детальных процедур проверки государственными и муниципальными органами власти.

Читайте также:  Оборудование дома в деревне

Для ликвидации избыточных бюрократических и контрольных процедур следует ввести риск-ориентированный подход к оценке готовности субъектов к отопительному периоду, основанный на результатах мониторинга показателей надежности и декларациях, а не на физических проверках.

В случае предоставления субъектом хозяйствования недостоверной информации должны предусматриваться существенные штрафы.

Объектные проверки должны проводиться обязательно в отношении ненадежных и малонадежных систем, а также надежных систем с отрицательной динамикой показателей.

Программы подготовки к отопительному периоду для поселений с ненадежными и малонадежными системами должны включать расчет прогноза коэффициентов надежности на следующий отопительный период и быть согласованы с Ростехнадзором, для подтверждения достаточности запланированных мероприятий. Если при проверке готовности к отопительному периоду будет выявлено невыполнение намеченных мер, то дальнейшие действия должны предприниматься в рамках региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязательной частью системы предупреждения и ликвидации ЧС должна стать также проработка возможных сценариев каскадных аварий, начинающихся с ограничений по любому виду энергоресурсов. Во всех поселениях раз в год должны проводиться комплексные противоаварийные тренировки по разным сценариям нештатных ситуаций в энергоснабжении, с отработкой возможных цепочек каскадного развития аварий во взаимосвязанных системах тепло-, электро-, водо- и газоснабжения.

За последние 25 лет не проводились исследования топливного баланса и структуры энергетических мощностей с точки зрения комплексной энергетической безопасности. Территориальные балансы тепловой и электрической мощности не рассчитываются для условий ограничения или полного прекращения газоснабжения. Не производится сравнение приведенных затрат на создание и эксплуатацию устройств обеспечения резервным топливом и альтернативное развитие газотранспортной системы, в том числе с использованием СПГ.

На уровне государства и регионов необходимо выполнить названные исследования и разработать комплекс мер исправления ситуации.

2.3 Комплекс мер для ненадежных систем

Отнесение системы теплоснабжения поселения к ненадежной обычно означает такой уровень ее состояния, при котором сама теплоснабжающая организация оказывается уже не в состоянии переломить ситуацию. Обычно не помогает и смена оператора.

Для подобных систем необходимым условием оздоровления является разработка качественной схемы теплоснабжения как антикризисного плана с включением в нее комплекса мер по санации организации (управление, первоочередные мероприятия, использование внутренних ресурсов) и обеспечению текущей надежности. Схемы таких поселений должны проходить экспертизу в уполномоченном федеральном органе власти или в определенной им профессиональной организации.

При невозможности привлечения внешних инвесторов, для реализации разработанных мероприятий должны привлекаться средства бюджетов всех уровней, по процедурам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

2.4 Промышленная безопасность и технический надзор

Федеральным законом № 116-ФЗ от 24.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регулируется надежность только отдельных элементов систем теплоснабжения. Под действие закона попадает большая часть оборудования этих систем, так как оно либо работает под давлением, либо относится к взрывоопасному. По принятой классификации подавляющий объем оборудования систем теплоснабжения относится к опасным производственным объектам IV категории. Для него обязательным является только предоставление в Ростехнадзор сведений об осуществлении производственного контроля.

Необходимо четко разграничить понятия надежности и безопасности:

  • надежность теплоснабжения определяется совокупным состоянием систем теплоснабжения и представляет собой рыночную категорию, а требования к уровню надежности должны устанавливаться тем, кто ее оплачивает, т.е. потребителями, выбирающими доступную по платежам категорию надежности;
  • безопасность процессов теплоснабжения определяется техническим состоянием конкретного оборудования, минимальные требования к безопасности должны определяться государством.

Для энергоснабжающих организаций и инвесторов существенным фактором внешнего риска является непредсказуемость появления новых требований надзорных органов, не обеспеченных тарифным финансированием. Нереализуемость этих мероприятий без дополнительного финансового источника способствует коррупции.

Необходимо ввести процедуру увязки утверждения инвестиционных программ и тарифов с появлением предписаний, требующих существенного финансирования. Новые требования должны иметь разумный срок внедрения.

2.6 Требования к качеству теплоснабжения, закрепленные в условиях договора

Для защиты прав потребителей, с одной стороны, и для предотвращения необоснованного антимонопольного преследования теплоснабжающих организаций, с другой стороны, необходимо разработать типовые формы договоров, как приложение к «Правилам организации теплоснабжения», четко определив ответственность обеих сторон.

Надежность и качество обеспечиваются в интересах потребителей. Потребители должны заказывать уровень качества и надежности и получать компенсации при его нарушении. Необходимо предусмотреть установление в договорах соразмерной компенсации за нарушения качества и надежности теплоснабжения, выплачиваемых непосредственно пострадавшим потребителям. Размер этих штрафов должен стимулировать теплоснабжающие организации поддерживать необходимый уровень надежности и качества, в том числе через проведение ремонтных кампаний, работу с контрагентами, настройку систем и так далее.

В то же время необходимо отменить все существующие сегодня прочие штрафующие коэффициенты, как забюрократизированные и неэффективные.

2.7 Дополнительные меры по преодолению негативных тенденций, влияющих на надежность теплоснабжения

  • В последние годы кратно увеличилось количество случаев отказа промышленных предприятий от теплоснабжения жилых районов из-за установления необоснованно низких тарифов, а также из-за избыточного государственного контроля и регулирования. Муниципалитетам сложно найти инвестора на строительство замещающих теплоисточников и средства на компенсацию убытков от продолжения деятельности по теплоснабжению на трехлетний законодательно допустимый срок отсрочки вывода из эксплуатации. Для организаций, осуществляющих теплоснабжение сторонних потребителей как неосновной вид деятельности, необходимо право упрощенного метода тарифообразования (метод аналогов или долгосрочная тарифная формула) и ограничение количества контрольных проверок, максимум одной комплексной проверкой в год.
  • Передача муниципального имущества в аренду или концессию регулярно приводит к появлению псевдоинвесторов, специализирующихся на контроле финансовых потоков и судебных разбирательствах с концедентом. Вместо повышения надежности местные органы власти имеют новые проблемы и возвращаются к муниципальному управлению. Так как сегодня качественная подготовка договора аренды или концессионного соглашения это длительный и дорогостоящий процесс, необходимо организовать бесплатную методическую помощь муниципалитетам включая формализацию договоров и тиражирование лучших практик.
  • Увеличение количества убыточных теплоснабжающих организаций определяет нехватку средств на проведение ремонтов и модернизации оборудования. Введенный в 2015 году норматив предпринимательской прибыли номинально составляет 5% от НВВ за вычетом топлива и потерь, что фактически соответствует 1,5- 2% НВВ. Это сегодня явно недостаточно с учетом реальной платежной дисциплины, инфляции и иных отраслевых факторов. Решение проблемы состоит в переходе на принципы бенчмаркинга и тарифные формулы.
  • Массовые нарушения качества теплопотребления, включая завышение расхода теплоносителя и температуры возвращаемого теплоносителя, приводят к соответствующей разбалансировке всей централизованной системы теплоснабжения. Необходимо нормативно определить особенности применения штрафных санкций для нарушающих режим потребителей в виде фиксированных повышающих коэффициентов к стоимости потребленной тепловой энергии. Должна быть определена методология фиксации нарушения и условия освобождения потребителя от оплаты санкций.
  • Снижение профессионального уровня руководителей теплоснабжающих организаций стало в последние годы массовым явлением. Необходимо возобновить понятие «обязательного минимума знаний» для первых руководителей с дистанционной сдачей экзаменов не аффилированным лицам, и восстановить квалификационные категории.

Комментарии

Владимир Чащевой, пенсионер МО (Ст. Новотитаровская, Краснодарский кр. ) [ / 27 22:57:25.10.2016]

Централизованное отопление ненадлежащего качества и завышенные тарифы.
От имени жильцов двух многоквартирных домов мы выиграли суды, доказав, что все установленные в домах теплосчётчики, используются не для подсчёта потребляемой тепловой энергии, а для обмана и грабежа потребителей.
Из решения судов г. Армавира, Краснодарского края, от 20 марта 2008 г. и от 04 марта 2009 г. по искам жильцов дома № 59 по ул. Пионерской, а также от 30 сентября 2008 г. по искам жильцов дома № 4, пер. Новороссийский, следовало, что предоставляемые коммунальные услуги по энергоснабжению ОАО «ТЕПЭК –Тепловые сети» признаны услугами, не соответствующими надлежащему качеству. Суд обязал ответчика произвести перерасчёт оплаченных услуг за два отопительных сезона 2006-2007, 2007-2008г.; устранить нарушение в срок не позднее начала отопительного сезона 2008-2009г.; выплатить собственникам квартир за нанесённый моральный вред по 3000 рублей.

Статьи в прессе под названием: «Батальоны просят тепла», «Реформа военного ЖКХ привела к вымораживанию гарнизонов по всей России», говорят о нашем беспредельном равнодушии к этому вопросу.
В электронной книге «Наследство партии (ящик Пандоры)» говорится об основных причинах ненадлежащего качества централизованного теплоснабжения, которые ведут к неоправданно завышенным тарифам и использованию показаний теплосчётчиков не по их назначению. В книге рассказывается как удалось преодолеть прокурорские, судебные барьеры и выиграв суды, но это пока единичные случаи, а проблема глобальная и общероссийская, которую необходимо решать немедленно.

Проект. 4-я версия от 05.09.2016 г. Разработчик – НП «Энергоэффективный город» (Президент — Семенов В.Г.)

Источник