Меню

Моя студия и оборудование

Моя студия и оборудование

Как открыть первую в городе площадку для творчества

Братья Васильевы хотели создать в Казани свою студию мультипликации, а открыли творческую мастерскую.

Мария Исмагилова поговорила с предпринимателями Профиль автора

Сейчас она приносит от 200 до 500 тысяч рублей в месяц.

Мультфильмы

Роман и Максим Васильевы получили дипломы программистов в Казанском федеральном университете, но мечтали заниматься творчеством. Тогда в 2009 году они устроились в «Пропеллерс-студио» — казанскую студию анимации, которая делает мультфильмы на заказ.

Анимация — длительный и сложный процесс: работа над мультфильмом занимает месяцы, а результат и все права получает заказчик. Братья хотели создавать продукт, который можно тиражировать, оставляя авторские права себе. Набравшись опыта в студии, в 2012 году задумались о собственном проекте.

Сначала Роман и Максим хотели открыть анимационную студию, но потом обратили внимание, что в Казани не развита сфера творческих хобби. Есть кружки для детей, а для взрослых — только курсы кройки и шитья при советских домах культуры.

Братья начали с выездных мастер-классов: находили помещение, давали рекламу в соцсетях и приезжали со своим оборудованием. Первые занятия были по мультипликации и песочной анимации — это когда на светящуюся поверхность наносят изображения с помощью песка.

В группу набирали 10—12 человек , а билеты продавали по 1500 рублей. Их раскупали в течение дня. После мастер-классов посетители писали восторженные отзывы про новый опыт. Начинающие предприниматели решили, что будут развивать творческую студию.

Каждый раз договариваться о новых площадках было сложно: постоянные разъезды с мебелью и техникой отнимали время, силы и деньги. Максим и Роман задумались, как сделать, чтобы любители творчества находили их сами.

Открытие мастерской

В конце 2012 года братья начали искать помещение под постоянную мастерскую. За 20 тысяч рублей в месяц арендовали комнату на 80 м² в подвале жилого дома в центре города. В соседних комнатах располагались офисы и магазин.

Вид у нового помещения был плачевный: напольные плитки разбиты, а стены грязные. Максим и Роман сами покрасили стены, заменили разбитые плитки, расставили мебель и оборудование. На ремонт ушло всего 10 тысяч рублей — их потратили на строительные материалы. Мебель и оборудование для первых занятий купили еще в то время, когда организовывали разовые мероприятия.

Вход с улицы покрасили в ярко-голубой цвет, чтобы его было видно издалека, и нарисовали логотип студии. Шатер в виде карандаша символизирует пространство для творчества.

В январе 2013 года «Мастерская братьев Васильевых» была готова принять первых посетителей.

потратили Роман и Максим на оборудование перед запуском студии

В первый месяц наши герои проводили только разовые трехчасовые мастер-классы по мультипликации. Ставили их один-два в неделю и на каждый набирали группу 15 человек. Участники уходили довольными, но поток клиентов оставался слишком слабым.

Расходы на запуск студии в 2013 году — 115 000 Р

Роспись стен 30 000 Р
Аренда комнаты 20 000 Р
Мебель 20 000 Р
Оборудование 20 000 Р
Расходные материалы 10 000 Р
Ремонт 10 000 Р
Оформление ИП 5000 Р

«Волшебство анимации»

В том же году братья Васильевы предложили администрации Казани выделить помещение и бюджет на интерактивную выставку «Волшебство анимации». Решили, что она пройдет в кремлевском выставочном зале «Манеж». Роман и Максим договорились с Московским музеем анимации, который привез экспонаты. Бюджет пошел на оплату экспонатов и рекламу мероприятия. Ребята работали бесплатно: они хотели вызвать интерес людей к мультипликации.

Выставка открылась в декабре 2013 года. Каждый день братья проводили на выставке мастер-классы по мультипликации, показывали деревянные игрушки и другие свои работы. Знакомились с горожанами, изучали спрос на творческие занятия. Выставка шла полтора месяца, и посетители оставили сотни отзывов. Но главное — начали интересоваться, что же там за мастерская у Васильевых.

Новые занятия и выездные фестивали

Когда выставка закончилась, в мастерскую стали поступать заказы на проведение мероприятий. С самого начала и до сих пор братья предпочитают проводить не курсы, а мастер-классы: участники пришли на занятие, хорошо провели время, унесли домой навык и красивую вещь.

После занятий посетители спрашивали, на что еще можно сходить. Братья поняли: если они хотят, чтобы люди возвращались, нужны новые направления. Васильевы начали закупать оборудование и вводить новые виды занятий. Первые устройства выбирали с таким расчетом, чтобы заниматься в студии и брать с собой на фестивали.

Сначала за 15 тысяч рублей купили пресс для изготовления значков — Роман и Максим увлекаются их созданием много лет. Значки популярны не только на занятиях — предприниматели делают до полутора тысяч штук в месяц и продают их в магазины города.

Чтобы изготавливать значки, одного пресса недостаточно. К нему приобрели вырубщик для изготовления бумажных заготовок, металлические основы и цветной принтер. На это ушло 20 тысяч рублей.

После пресса для значков в мастерской появился пресс для тиснения кожи. С его помощью Роман и Максим делали памятные надписи на кожаных браслетах — людям нравится покупать их на мероприятиях. Предприниматели быстро поняли, что увеличат прибыль, если будут проводить мастер-классы, а в промежутках — изготавливать и продавать готовые браслеты. Пресс и набор букв к нему обошлись в 45 тысяч рублей.

Кроме пресса для браслетов нужен установщик клепок и люверсов. Братья используют его и для других поделок из кожи и ткани. Он стоил всего 5 тысяч рублей вместе с насадками, а служит до сих пор.

потратили братья Васильевы на пресс для тиснения кожи с набором букв и установщик клепок и люверсов

Летом параллельно с мастер-классами в мастерской стали выезжать на фестивали — чтобы заработать и привлечь новую аудиторию. Там проводили мастер-классы и одновременно продавали изделия.

На фестивале обычно делают один вид браслетов — с названием мероприятия. Это связано с особенностями работы пресса: тиснение происходит под воздействием высокой температуры. Изготовление браслета занимает около двух минут. Но чтобы сделать индивидуальную надпись по желанию клиента, нужно остудить пресс, поменять буквы и снова включить нагрев. В этом случае один браслет будут делать примерно час. На фестивалях, где мимо стенда за час проходят сотни людей, индивидуальный дизайн не имеет смысла.

Работа на фестивалях непредсказуема — например, из-за погоды. Однажды на летнем мероприятии под открытым небом братья проводили мастер-класс по тиснению на кожаных браслетах. Внезапно набежали тучи и начался ураган с сильным ветром. Предпринимателям еле удалось спасти свое оборудование и материалы от дождя. В тот день получилось сделать всего 30 браслетов.

В 2014 году, через год после запуска, средняя ежемесячная прибыль мастерской выросла до 100 тысяч рублей.

Больше оборудования — больше занятий

После мультипликации, песочной анимации, значков и кожаных изделий братья стали проводить занятия по изготовлению светильников и игрушек из дерева, пластика и металла.

Сначала заготовки будущих изделий и обработку металлических деталей заказывали у подрядчиков. Это было сложно, дорого и неудобно: сторонние компании срывали сроки и подводили с качеством.

Покупать дорогое лазерное оборудование тоже было страшно, но в 2016 году все-таки решились на это — нашли всё на «Алиэкспрессе».

заплатили Роман и Максим за лазерный станок

Заказывая лазерный резак по дереву, Васильевы понимали, что рискуют: оборудование дорогое и едет издалека, поэтому высока вероятность получить заказ с браком. Формула покупки была простая: заказывай и молись.

Чаще всего в таких станках разбиваются лазерные лампы: они длинные и очень хрупкие. Заказать лампу отдельно стоит от 80 тысяч рублей. Другая опасность — получить подержанное оборудование. Предпринимателям повезло — посылка дошла невредимой. Лазерный станок обошелся в 140 тысяч рублей.

Во время работы станок производит древесную пыль, которую отводят наружу. Роман потратил еще 20 тысяч на установку системы вентиляции и фильтрации, чтобы не загрязнять улицу отходами производства.

На этом станке предприниматели с большой точностью вырезают детали из дерева. Теперь все заготовки для занятий и индивидуальных заказов ребята делают сами. А Максим еще и начал изготавливать на продажу авторские деревянные игрушки.

В 2018 году приобрели гравер по металлу. Его тоже заказали в Китае, но у другого поставщика. Он обошелся в 250 тысяч рублей и тоже доехал без приключений. С помощью гравера вырезают картинки, узоры и надписи на металлических изделиях и выполняют заказы на резку по металлу.

Последним в мастерскую за 26 тысяч рублей купили 3Д-принтер . Он незаменим на выездных мероприятиях и мастер-классах. Скажем, на занятии за шестью столами лепят из глины или пластилина собаку. Конечно, ведущий подготовил десятки иллюстраций, но иногда участникам все равно непонятно, как мастерить каверзную деталь. Лучше один раз пощупать, чем сто раз увидеть, поэтому на 3Д-принтере печатают по собаке для каждого стола, чтобы каждый участник покрутил и детально изучил модель.

Расходы на оборудование за 7 лет — 516 000 Р

Гравер по металлу 250 000 Р
Лазерный станок для резки по дереву 140 000 Р
Пресс для тиснения кожи 45 000 Р
3Д-принтер 26 000 Р
Вентиляция и фильтрация 20 000 Р
Пресс для значков 15 000 Р
Цветной принтер 12 000 Р
Вырубщик 5000 Р
Металлические заготовки 3000 Р

Через два года студия заняла всё помещение

Соседи по площади закрывались и съезжали, а «Мастерская братьев Васильевых» росла, поэтому ребята сразу снимали свободные комнаты. Через два года студия уже занимала весь подвал — 210 м², а прибыль выросла до 170 тысяч рублей в месяц.

тратят предприниматели на аренду

В месяц стали проводить около 40 мастер-классов — как для детей, так и для взрослых. Площадь студии позволила ставить в расписание до пяти занятий одновременно.

Занятия длились от полутора до трех часов и стоили от 500 до 1200 рублей. Цена зависит не столько от продолжительности мастер-класса, сколько от стоимости материалов для занятия. К себестоимости мастер-класса прибавляют от 20 до 40% — получается финальная цена.

В одной комнате шили, в другой — готовили, в третьей — рисовали, а в четвертой — вырезали поделки из дерева. В пятой устроили мини-кинотеатр. Посетители арендовали ее за 350 рублей в час, когда хотели посмотреть фильм с друзьями.

Курьезы

Не всегда все шло гладко — случались нелепые и комичные ситуации. Однажды братья решили организовать вечеринку для гостей, приуроченную к первому мастер-классу шоколадоварения. В соцсетях написали: «Регистрация обязательна, есть 30 мест». Накануне праздника зарегистрировались 28 человек. Роман и Максим решили, что такое количество участников их устраивает, и отправились домой.

Утром у дверей мастерской их ждала недовольная толпа. Оказалось, новостные площадки выложили информацию о мастер-классе, а про регистрацию не сообщили. Люди по цепочке пригласили всех, кого смогли, — приходили целыми компаниями и семьями. В итоге на праздник собралось более 300 человек.

Васильевы так растерялись, увидев толпу, что впустили всех. Это решение сыграло с ними злую шутку: напитки и сладости закончились через пять минут. Посетители разочаровались, что не успели на бесплатное угощение, и начали съедать все на своем пути: шоколад для мастер-класса, добавки, масло и даже сухой какао-порошок, приготовленный на продажу.

После окончания праздника предприниматели обнаружили, что пропала часть игрушек Максима, которые он готовил к продаже. Сейчас Роман и Максим регулярно проводят занятия по шоколадоварению и вспоминают первое мероприятие как полезный, но тяжелый опыт.

Команда

Шесть лет назад в первой комнате братья вели все занятия сами. У них проходило одно-два мероприятия в неделю, а посетителей было не больше 50.

Сейчас занятия идут друг за другом сразу в нескольких комнатах с 9 утра и до 8 вечера. Через мастерскую проходит до тысячи человек в неделю.

Штат расширился до восьми человек, включая братьев.

Роман занимается отчетностью и финансовой частью — регулирует бухгалтерские и юридические вопросы. Он же отвечает за техническое оснащение мастер-классов и договаривается с клиентами о всех выездных мероприятиях.

Максим составляет планы занятий и лично проводит часть из них. Он поддерживает связь с информационными партнерами и спонсорами выставок и фестивалей. Еще на нем дизайн афиш, соцсети и монтаж видеороликов.

Остальные сотрудники — административный персонал и мастера.

На каждое мероприятие приглашают внештатных помощников — обычно это девушки. В их обязанности входит оформление помещений, встреча гостей и помощь во время праздника.

Текучки в мастерской нет: Роман и Максим не ищут сотрудников на сайтах вакансий, а пользуются рекомендациями знакомых и друзей. Благодаря такому подходу в студии дружеская атмосфера.

Читайте также:  Показатели эффективности использования торгового оборудования предприятия

«Мастерская братьев Васильевых» работает 363 дня в году. Отдыхают только 31 декабря и 1 января. Основной объем работы приходится на выходные и праздничные дни. После Нового года заказов становится меньше, а к лету их число увеличивается.

На зарплаты сотрудников братья Васильевы тратят от 200 тысяч рублей в месяц.

Конкуренты

«Мастерская братьев Васильевых» была первой площадкой тематических мастер-классов. Как только она начала приносить прибыль, в городе внезапно появились десятки мастерских и курсов для детей и взрослых. Часто конкуренты так спешили, что слово в слово переписывали описания мастер-классов, использовали рекламные плакаты Васильевых — меняли только телефон и адрес.

Наши герои решили, что не будут спорить и понаблюдают. Через полгода большая часть мастерских закрылась. Остальные по сей день проводят несколько узкоспециализированных курсов, с которых начали работу, балансируя на грани закрытия. И все время возникают новые студии, которые развиваются по тому же сценарию.

Братья считают, что никогда не оказывались на грани закрытия благодаря гибкости: если какая-то сфера перестала интересовать публику, они сразу от нее отказываются и ищут свежие идеи. Так, были запросы на мастер-классы по сборке кубиков Рубика, поингу — кручению шаров на веревках, и твистингу — моделированию из воздушных шаров. Васильевы провели их по паре раз, убедились, что участников мало, и больше к ним не возвращались. Иногда спрос на занятия меняется со временем: в начале работы мастерской были популярны занятия по историческим танцам, но потом группы перестали набираться, и танцы отменили.

Несмотря на высокую загрузку, Максим и Роман находят время и приезжают с собственными деревянными и кожаными изделиями на выставки, профессиональные чемпионаты и тематические ярмарки. Каждый год они участвуют в фестивалях Worldskills, Open Art Festival, «Духов день», «Geek-ярмарка» и местных ярмарках мастеров, которые проходят во дворцах культуры.

Реклама

Ставку делают на продвижение в соцсетях. В группе во Вконтакте 11 тысяч человек, которые пишут отзывы и выкладывают фотографии работ — это привлекает новых клиентов. Братья принципиально не платят за рекламу и не привлекают сторонние организации для раскрутки мероприятий: сами рисуют и распространяют рекламные афиши и ролики.

Турфирмы. Туристические агентства за небольшой процент приводят иногородних клиентов. Иногда мастерскую посещают и иностранцы, которые с радостью лепят, рисуют и забирают на память свои поделки с символикой республики.

Телевидение. В 2013 году, когда Роман и Максим организовали первый мастер-класс в новом помещении, они разместили рекламу, чтобы привлечь первых клиентов. В то время мастерская была единственной в городе площадкой для творчества, и реклама привлекла внимание местных СМИ. На открытие приехали пять телеканалов. Сейчас наплыв журналистов утих, однако периодически братья дают интервью и рассказывают о своих планах.

Школы. Еженедельно «Мастерская братьев Васильевых» принимает три-четыре школьных класса. Собирается 15—40 ребят , примерный ценник для класса — 20 тысяч рублей. Все выходные с утра до вечера в мастерской празднуют детские дни рождения. Обычные дни рождения уже многим приелись, а праздники с творческим занятием популярны.

Знаменитые посетители. Однажды к братьям обратилось общество сахаджа-йоги: они просили предоставить бас-гитаристу финской рок-группы The Rasmus Ээро Хейнонену помещение для медитации. В благодарность гитарист исполнил несколько песен — в том числе на русском.

В 2018 году в мастерской выступал Илья Черт из российской рок-группы «ПилОт». Мероприятие шло почти пять часов: Илья исполнил свои песни и общался с публикой. Первые 20 билетов в предпродаже стоили 1500 рублей, остальные — 1700, а в день концерта их продавали по 2000. Несмотря на высокую стоимость билетов, зал был полностью забит.

Постоянные посетители. Каждый год мастерская благодарит своих гостей и устраивает день рождения. Программа всегда разная: например, в 2019 году организовали игротеку. Обязательная часть ежегодного праздника — фирменный торт для всех посетителей.

Источник



Как оборудовать домашнюю студию — советы экспертов

Студия звукозаписи дома – это мечта многих музыкантов, которая сегодня, в условиях с недорогим функциональным оборудованием, вполне может быть воплощена в реальность.

Как сделать студию звукозаписи дома? Дорогое ли это удовольствие? Что выгоднее для создания и записи своих музыкальных композиций, постоянно арендовать профессиональную студию или всё-таки вложиться в свою? И главное, каким оборудованием должна быть оснащена студия звукозаписи дома? На все эти вопросы отвечают специалисты.

Итак. Что нужно для домашней студии звукозаписи?

В представленном обзоре речь пойдёт именно об устройствах, какие должны быть в студии, без освещения таких вопросов как подготовка помещения, звукоизоляция и другие. Об этом всегда можно почитать в интернете, благо этих материалов с освещением технологий, советами и пошаговыми инструкциями там предостаточно. Здесь же главное – это экспертное мнение специалистов и их рекомендации по выбору аудиотехники.

Любая студия должна состоит из следующих компонентов:

  • персонального компьютер, который, наверняка, уже есть у того, кто хочет заниматься записью музыкальных треков;
  • аудиоинтерфейса;
  • студийных мониторов;
  • специальных микрофонов;
  • мониторных наушников;
  • клавишного MIDI-контроллера
  • профессиональных кабелей и аксессуаров;
  • профессионального софта – DAW.

Компьютер

Обеспечивать стабильную и быструю обработку аудиофайлов могут компьютеры с достаточной производительностью. Хорошей мощностью и со свободным местом на винчестере. Четырёхядерного процессора, например, Intel Core i3, вполне хватит. Основной принцип выбора – чем больше ядер, тем лучше, ведь во время записи на процессор ложится нагрузка от сразу нескольких работающих плагинов. ОС особой роли не играет, потому что большая часть софта и оборудования работает как с ОС Windows, так и с операционной системой macOS. Хотя, заранее определиться со своими предпочтениями и проверить софт на совместимость никогда лишним не будет. Жёсткие диски лучше брать SSD, которые отличаются высокой степенью производительности и быстродействием. Оперативная память тоже должна быть побольше. Например, объёмом 8 Гб.

Аудиоинтерфейс

Домашняя студия звукозаписи не обойдётся без специальной звуковой карты. Её ещё называют – «аудиоинтерфейс». Она непосредственно отвечает за качество звука, который входит или выходит из ноутбука. Тут может возникнуть вопрос, зачем нужно это устройство, если в компьютерах имеются свои звуковые карты? Ответ простой, встроенные карты ориентированы лишь на базовые функции. Они обеспечивают просмотр видео, прослушивание музыкальных файлов, воспроизведение звукового сопровождения игр или стандартных сигналов операционной системы. Для студии необходим аудиоинтерфейс который обрабатывает звук на более высоком уровне. В качестве возможных звуковых карт специалисты PULT.ru рекомендуют следующие варианты конкретных студийных моделей.

Звуковая карта Focusrite scarlett 2i2. Эта карта достаточно компактная, имеет тумблер для переключений между линейным и инструментальными входами, что позволяет подключать, например, синтезатор, гитару или любую Wi-Fi-аппаратуру. Аудиоинтерфейс Focusrite Scarlett 2i2 предоставляет пользователям два высококачественных звуковых предусилителя.

Звуковая карта Behringer um2. Отличная внешняя звуковая карта с USB интерфейсом, которая отличается небольшой задержкой, надёжностью и доступной ценой. Питание аудиоинтерфейса Behringer um2 осуществляется от USB-порта компьютера.

Steinberg ur22. Аппарат с хорошим профессиональным функционалом и возможностями интернет-стриминга в реальном времени.

Все рекомендованные внешние звуковые карты оснащены цифровыми преобразователями отличного качества, позволяют управлять различными входами/выходами и позволяют подключать разные устройства.

Характеристика Focusrite Scarlett 2i2 Behringer um2 Steinberg ur22
Частота дискредитации (кГц) 192 48 192
Разрядность ЦАП (бит) 24 24 24
Входы Комбинированный 2шт: линейный, Mic, инструмент Комбо XLR – 2шт.
XLLR
USB
MIDI-2шт
USB 2.0-1шт
Выходы Линейные – 2шт,
Наушники 6.3 мм с возможностью регулировать уровни.
RCA 2шт XLR/TRS-2шт
XLR/TRS-2шт
MIDI-1шт цифровой
Диапазон частот 20Гц-20кГц 20Гц-20кГц 20Гц-20кГц
Динамический диапазон 106дБ
Цена (руб) 12900 2461 12290

Студийный монитор

Чтобы «услышать» свою студию она должна быть укомплектована так называемыми «студийными мониторами». Многих, особенно начинающих музыкантов отпугивает такое название. На самом деле ничего страшного в этой аппаратуре нет. Это, по сути, специальная акустика, которая предназначены для звукозаписывающих студий. Основное отличие её от обычных акустических систем – идеально сбалансированные амплитудно-частотные характеристики.

Эта аппаратура позволяет слушать создаваемые музыкальные треки во всех их нюансах, слышать малейшие изменения, которые производятся в фонограммах, раздёлённые тембры разных инструментов. Смысл такой – если музыкант, записывающий музыку, добьётся ровного, точного и идеально сбалансированного звука, то это будет означать, что музыка будет отлично воспроизводиться как на автомобильных плеерах, так и на профессиональной клубной акустике.

Выбирая этот вид аппаратуры, можно остановить своё внимание на следующих конкретных моделях.

Студийный монитор Adam a7x. Эволюционная модель с расширенной частотной характеристикой и другим высокими качествами.

Jbl 305p mkii. Студийный монитор нового поколения с революционным волноводом, усовершенствованным преобразователем, обеспечивающий отличный динамический диапазон, детализированное звучание и потрясающую визуализацию.

Студийный монитор Krk rokit 8. Превосходный профессиональный аппарат для небольших студий с возможностью прослушивания своего сигнала, как для вокалиста и клавишника отдельно, так и для диджея.

Студийный монитор Adam a5x. Один из самых компактных мониторов, который идеально подходит для небольших по размеру студий. В нём реализована новейшая технология шумового подавления, что обеспечивает непревзойдённую чистота звука и высокое качество его передачи.

Характеристики Adama7x Jbl 305p mkii Krk rokit 8 Adam a5x
Мощность max (Вт) 225 82 230 150
Диапазон частот 45гц-50кГц 43Гц-24кГц 29Гц-24кГц 50Гц-50кГц
Вид акустики активная активная активная активная
Количество полос 2 2 2 2
Размер НЧ-динамика (дюймы) 7 5 8 5.5
Цена (руб) 49830 10247 56000 34520

Надо сказать, что подбор рекомендованных моделей мониторов осуществлялся для идеальных акустических характеристик помещения и являются оптимальными для каждого конкретного пространства со своей акустикой.

Клавишный MIDI-контроллер

Так называемая «MIDI-клавиатура» представляет собой не что иное, как устройство ввода – что-то наподобие компьютерной мыши. Она подключается к компьютеру или посредством USB и обеспечивает передачу сигналов в установленное ПО в MIDI-формате. Кроме того, она позволяет осуществлять переключение тембров музинструментов. Аппарат оснащается ползунковыми и другими типами регуляторов, различными кнопками и фактически работает наподобие контроллера, обеспечивая большую скорость и удобство чем при работе мышью.

Хорошо себя показала на практике MIDI-клавиатура Akai MPK

Она отличается компактными размерами и отлично подходит как для студийной работы, так и для тех музыкантов, которые часто бывают на гастролях. Он демонстрирует превосходный функционал и характеристики. В распоряжении музыканта двадцать пять чувствительных клавиш синт-действия, восемь оригинальных MPC подов с великолепной подсветкой, восемь регуляторов Q-Link. MIDI-клавиатура этой модели – идеальный выбор для домашней студии.

Студийный микрофон

Что касается микрофонов, иногда возникают вопросы, можно ли использовать в студии обычный динамический микрофон, который используется на концертах в «живых» выступлениях. Ответ – нет! Для студийных записей используются специальные конденсаторные микрофоны, которые, в отличие от обычных, имеют встроенные усилители и большие диафрагмы. Благодаря такой конструкции они очень чувствительны, улавливают малейшие звуковые колебания и идеально передают звук вокала, струнных, духовых, ударных. А это ведь как раз то, что требуется для создания музыки, когда каждый инструмент записывается отдельно.

Самыми оптимальными вариантами конденсаторных микрофонов для студии могут быть следующие модели.

Студийный микрофон Behringer B-1. Модель отличающаяся низким уровнем собственных шумов и возможностью работать с повышенным уровнем звукового давления, который может доходить до 148 дБ.

Микрофон Behringer C-1. Отличный бюджетный вариант для студии.

Источник

Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу

Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.

Есть два пути, по которым можно пойти.

Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.

Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.

Компьютер или ноутбук

Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.

При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.

Читайте также:  Нестандартное оборудование для мало

Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.

Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:

  • Быстродействие и достаточно мощный процессор. Минимум, который нужен для комфортной работы – это четырехъядерный процессор уровня Intel Core i3;
  • Бесшумность работы. Важно также вовремя проводить профилактическую чистку кулера во избежание появления шумов;
  • Размер монитора. Здесь все просто: чем больше, тем лучше. Это важно при редактировании треков в любой программе звукозаписи.

Микрофон

Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.

Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).

Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).

Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).

Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.

Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.

Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.

Среди рекомендуемых можно выделить:

  • SAMSON METEOR USB
  • SAMSON C01U PRO
  • Studio Projects B1
  • Rode NT1-A
  • RODE NT-USB
  • sE Electronics 2200a II
  • AKG Р120
  • Audio-technica ATR2500USB
  • Blue Yeti Pro
  • Blue Microphones Snowball
  • Blue Microphones Bluebird

Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».

При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.

Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.

Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:

  • MAONO AU-B00
  • K&M 23966-000-55
  • Nady MPF-6

Поп-фильтры с металлической мембраной:

  • Stedman Corporation Proscreen XL
  • Avantone PS-1 PRO-SHIELD
  • Blue Microphones The Pop

Микрофонная стойка

Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.

Конструктивно стойка может быть:

  • настольной – оптимальный вариант для домашней записи голоса;
  • напольной прямой или на круглом основании – подходят для вокалистов на сцене, для караоке или в повседневном использовании;
  • низкой – внешне такие стойки похожи на настольные, но используются обычно для басовых барабанов и гитарных кабинетов;
  • надголовной – такая стойка удобна тем, что позволяет легко менять положение микрофона.
  • «журавль» – напольная стойка на треноге с кронштейном.

Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.

Примеры настольных микрофонных стоек:

  • K&M 23110-316-55, компактная и недорогая.
  • QUIK LOK A188 – телескопическая стойка.

Стойки типа «журавль»:

  • K&M 21060-300-87
  • QUIK LOK A300 CH
  • ROCKDALE 3617_T
  • K&M 26200-300-55
  • Boya BY-PB25

Звуковая карта

Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.

  1. Число входов/выходов. Для большинства случаев вполне достаточно четырех (а иногда и двух), но чем больше инструментов вы планируете подключать и записывать одновременно, тем больше должно быть и число каналов. Например, для записи музыкальной группы нужно минимум 16 входов. Обязательно должны быть отдельные регулируемые входы для наушников и микрофона.
  2. Тип входов/выходов. Производитель указывает общее число всех входов аудиокарты, но, чтобы понять, сколько из них вы сможете использовать в реальности, надо смотреть на их тип. Микрофонные входы позволяют подключать микрофон напрямую к звуковой карте. Для линейного входа необходим предусилитель. Чтобы использовать в качестве микрофонного канала оптический вход, нужен предусилитель и цифровой конвертер. Таким образом, если вы собираетесь работать без усилителей, считать стоит только микрофонные входы.
  3. Тип подключения. Это может быть PCI Express, USB или FireWire. Последний обеспечивает наиболее высокую скорость передачи данных. Но для многих пользователей удобнее всего USB. Это самый недорогой вариант, хотя и самый медленный.
  4. Поддержка ASIO. Это протокол, обеспечивающий максимально быструю передачу данных. Профессиональные аудиоинтерфейсы всегда поддерживают ASIO.
  5. Соотношение сигнал/шум – должно быть минимально от 100 дБ и выше.
  6. Частота дискретизации – должна быть от 44,1 – 96 кГц и выше.
  7. Битность – звуковая карта должна поддерживать от 24 бит.
  8. Инструментальные входы с фантомным питанием, MIDI-интерфейс – в зависимости от ваших задач (если планируется запись инструментов, подключение MIDI-клавиатуры).

Акустический экран

Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.

Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.

Если вести запись, к примеру, около холодильника или батареи, — звук будет позванивать, если у стены – он окажется глухим, у окна – скорее всего, возникнет эхо.

Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.

Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.

Наушники

Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.

Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:

  • Beyerdynamic DT990 Pro
  • AKG K 702
  • AKG K240
  • Samson SR850

Примеры закрытых наушников:

  • Beyerdynamic DT240 Pro
  • Extreme Isolation EX-29
  • Sony MDR-ZX110B
  • Sennheiser HD205

Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.

Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.

Источник

Творческая мастерская в Казани

Как открыть первую в городе площадку для творчества

Братья Васильевы хотели создать в Казани свою студию мультипликации, а открыли творческую мастерскую.

Мария Исмагилова поговорила с предпринимателями Профиль автора

Сейчас она приносит от 200 до 500 тысяч рублей в месяц.

Мультфильмы

Роман и Максим Васильевы получили дипломы программистов в Казанском федеральном университете, но мечтали заниматься творчеством. Тогда в 2009 году они устроились в «Пропеллерс-студио» — казанскую студию анимации, которая делает мультфильмы на заказ.

Анимация — длительный и сложный процесс: работа над мультфильмом занимает месяцы, а результат и все права получает заказчик. Братья хотели создавать продукт, который можно тиражировать, оставляя авторские права себе. Набравшись опыта в студии, в 2012 году задумались о собственном проекте.

Сначала Роман и Максим хотели открыть анимационную студию, но потом обратили внимание, что в Казани не развита сфера творческих хобби. Есть кружки для детей, а для взрослых — только курсы кройки и шитья при советских домах культуры.

Братья начали с выездных мастер-классов: находили помещение, давали рекламу в соцсетях и приезжали со своим оборудованием. Первые занятия были по мультипликации и песочной анимации — это когда на светящуюся поверхность наносят изображения с помощью песка.

В группу набирали 10—12 человек , а билеты продавали по 1500 рублей. Их раскупали в течение дня. После мастер-классов посетители писали восторженные отзывы про новый опыт. Начинающие предприниматели решили, что будут развивать творческую студию.

Каждый раз договариваться о новых площадках было сложно: постоянные разъезды с мебелью и техникой отнимали время, силы и деньги. Максим и Роман задумались, как сделать, чтобы любители творчества находили их сами.

Открытие мастерской

В конце 2012 года братья начали искать помещение под постоянную мастерскую. За 20 тысяч рублей в месяц арендовали комнату на 80 м² в подвале жилого дома в центре города. В соседних комнатах располагались офисы и магазин.

Вид у нового помещения был плачевный: напольные плитки разбиты, а стены грязные. Максим и Роман сами покрасили стены, заменили разбитые плитки, расставили мебель и оборудование. На ремонт ушло всего 10 тысяч рублей — их потратили на строительные материалы. Мебель и оборудование для первых занятий купили еще в то время, когда организовывали разовые мероприятия.

Вход с улицы покрасили в ярко-голубой цвет, чтобы его было видно издалека, и нарисовали логотип студии. Шатер в виде карандаша символизирует пространство для творчества.

В январе 2013 года «Мастерская братьев Васильевых» была готова принять первых посетителей.

потратили Роман и Максим на оборудование перед запуском студии

В первый месяц наши герои проводили только разовые трехчасовые мастер-классы по мультипликации. Ставили их один-два в неделю и на каждый набирали группу 15 человек. Участники уходили довольными, но поток клиентов оставался слишком слабым.

Расходы на запуск студии в 2013 году — 115 000 Р

Роспись стен 30 000 Р
Аренда комнаты 20 000 Р
Мебель 20 000 Р
Оборудование 20 000 Р
Расходные материалы 10 000 Р
Ремонт 10 000 Р
Оформление ИП 5000 Р

«Волшебство анимации»

В том же году братья Васильевы предложили администрации Казани выделить помещение и бюджет на интерактивную выставку «Волшебство анимации». Решили, что она пройдет в кремлевском выставочном зале «Манеж». Роман и Максим договорились с Московским музеем анимации, который привез экспонаты. Бюджет пошел на оплату экспонатов и рекламу мероприятия. Ребята работали бесплатно: они хотели вызвать интерес людей к мультипликации.

Выставка открылась в декабре 2013 года. Каждый день братья проводили на выставке мастер-классы по мультипликации, показывали деревянные игрушки и другие свои работы. Знакомились с горожанами, изучали спрос на творческие занятия. Выставка шла полтора месяца, и посетители оставили сотни отзывов. Но главное — начали интересоваться, что же там за мастерская у Васильевых.

Новые занятия и выездные фестивали

Когда выставка закончилась, в мастерскую стали поступать заказы на проведение мероприятий. С самого начала и до сих пор братья предпочитают проводить не курсы, а мастер-классы: участники пришли на занятие, хорошо провели время, унесли домой навык и красивую вещь.

Читайте также:  Оборудование для мобильного интернета теле2

После занятий посетители спрашивали, на что еще можно сходить. Братья поняли: если они хотят, чтобы люди возвращались, нужны новые направления. Васильевы начали закупать оборудование и вводить новые виды занятий. Первые устройства выбирали с таким расчетом, чтобы заниматься в студии и брать с собой на фестивали.

Сначала за 15 тысяч рублей купили пресс для изготовления значков — Роман и Максим увлекаются их созданием много лет. Значки популярны не только на занятиях — предприниматели делают до полутора тысяч штук в месяц и продают их в магазины города.

Чтобы изготавливать значки, одного пресса недостаточно. К нему приобрели вырубщик для изготовления бумажных заготовок, металлические основы и цветной принтер. На это ушло 20 тысяч рублей.

После пресса для значков в мастерской появился пресс для тиснения кожи. С его помощью Роман и Максим делали памятные надписи на кожаных браслетах — людям нравится покупать их на мероприятиях. Предприниматели быстро поняли, что увеличат прибыль, если будут проводить мастер-классы, а в промежутках — изготавливать и продавать готовые браслеты. Пресс и набор букв к нему обошлись в 45 тысяч рублей.

Кроме пресса для браслетов нужен установщик клепок и люверсов. Братья используют его и для других поделок из кожи и ткани. Он стоил всего 5 тысяч рублей вместе с насадками, а служит до сих пор.

потратили братья Васильевы на пресс для тиснения кожи с набором букв и установщик клепок и люверсов

Летом параллельно с мастер-классами в мастерской стали выезжать на фестивали — чтобы заработать и привлечь новую аудиторию. Там проводили мастер-классы и одновременно продавали изделия.

На фестивале обычно делают один вид браслетов — с названием мероприятия. Это связано с особенностями работы пресса: тиснение происходит под воздействием высокой температуры. Изготовление браслета занимает около двух минут. Но чтобы сделать индивидуальную надпись по желанию клиента, нужно остудить пресс, поменять буквы и снова включить нагрев. В этом случае один браслет будут делать примерно час. На фестивалях, где мимо стенда за час проходят сотни людей, индивидуальный дизайн не имеет смысла.

Работа на фестивалях непредсказуема — например, из-за погоды. Однажды на летнем мероприятии под открытым небом братья проводили мастер-класс по тиснению на кожаных браслетах. Внезапно набежали тучи и начался ураган с сильным ветром. Предпринимателям еле удалось спасти свое оборудование и материалы от дождя. В тот день получилось сделать всего 30 браслетов.

В 2014 году, через год после запуска, средняя ежемесячная прибыль мастерской выросла до 100 тысяч рублей.

Больше оборудования — больше занятий

После мультипликации, песочной анимации, значков и кожаных изделий братья стали проводить занятия по изготовлению светильников и игрушек из дерева, пластика и металла.

Сначала заготовки будущих изделий и обработку металлических деталей заказывали у подрядчиков. Это было сложно, дорого и неудобно: сторонние компании срывали сроки и подводили с качеством.

Покупать дорогое лазерное оборудование тоже было страшно, но в 2016 году все-таки решились на это — нашли всё на «Алиэкспрессе».

заплатили Роман и Максим за лазерный станок

Заказывая лазерный резак по дереву, Васильевы понимали, что рискуют: оборудование дорогое и едет издалека, поэтому высока вероятность получить заказ с браком. Формула покупки была простая: заказывай и молись.

Чаще всего в таких станках разбиваются лазерные лампы: они длинные и очень хрупкие. Заказать лампу отдельно стоит от 80 тысяч рублей. Другая опасность — получить подержанное оборудование. Предпринимателям повезло — посылка дошла невредимой. Лазерный станок обошелся в 140 тысяч рублей.

Во время работы станок производит древесную пыль, которую отводят наружу. Роман потратил еще 20 тысяч на установку системы вентиляции и фильтрации, чтобы не загрязнять улицу отходами производства.

На этом станке предприниматели с большой точностью вырезают детали из дерева. Теперь все заготовки для занятий и индивидуальных заказов ребята делают сами. А Максим еще и начал изготавливать на продажу авторские деревянные игрушки.

В 2018 году приобрели гравер по металлу. Его тоже заказали в Китае, но у другого поставщика. Он обошелся в 250 тысяч рублей и тоже доехал без приключений. С помощью гравера вырезают картинки, узоры и надписи на металлических изделиях и выполняют заказы на резку по металлу.

Последним в мастерскую за 26 тысяч рублей купили 3Д-принтер . Он незаменим на выездных мероприятиях и мастер-классах. Скажем, на занятии за шестью столами лепят из глины или пластилина собаку. Конечно, ведущий подготовил десятки иллюстраций, но иногда участникам все равно непонятно, как мастерить каверзную деталь. Лучше один раз пощупать, чем сто раз увидеть, поэтому на 3Д-принтере печатают по собаке для каждого стола, чтобы каждый участник покрутил и детально изучил модель.

Расходы на оборудование за 7 лет — 516 000 Р

Гравер по металлу 250 000 Р
Лазерный станок для резки по дереву 140 000 Р
Пресс для тиснения кожи 45 000 Р
3Д-принтер 26 000 Р
Вентиляция и фильтрация 20 000 Р
Пресс для значков 15 000 Р
Цветной принтер 12 000 Р
Вырубщик 5000 Р
Металлические заготовки 3000 Р

Через два года студия заняла всё помещение

Соседи по площади закрывались и съезжали, а «Мастерская братьев Васильевых» росла, поэтому ребята сразу снимали свободные комнаты. Через два года студия уже занимала весь подвал — 210 м², а прибыль выросла до 170 тысяч рублей в месяц.

тратят предприниматели на аренду

В месяц стали проводить около 40 мастер-классов — как для детей, так и для взрослых. Площадь студии позволила ставить в расписание до пяти занятий одновременно.

Занятия длились от полутора до трех часов и стоили от 500 до 1200 рублей. Цена зависит не столько от продолжительности мастер-класса, сколько от стоимости материалов для занятия. К себестоимости мастер-класса прибавляют от 20 до 40% — получается финальная цена.

В одной комнате шили, в другой — готовили, в третьей — рисовали, а в четвертой — вырезали поделки из дерева. В пятой устроили мини-кинотеатр. Посетители арендовали ее за 350 рублей в час, когда хотели посмотреть фильм с друзьями.

Курьезы

Не всегда все шло гладко — случались нелепые и комичные ситуации. Однажды братья решили организовать вечеринку для гостей, приуроченную к первому мастер-классу шоколадоварения. В соцсетях написали: «Регистрация обязательна, есть 30 мест». Накануне праздника зарегистрировались 28 человек. Роман и Максим решили, что такое количество участников их устраивает, и отправились домой.

Утром у дверей мастерской их ждала недовольная толпа. Оказалось, новостные площадки выложили информацию о мастер-классе, а про регистрацию не сообщили. Люди по цепочке пригласили всех, кого смогли, — приходили целыми компаниями и семьями. В итоге на праздник собралось более 300 человек.

Васильевы так растерялись, увидев толпу, что впустили всех. Это решение сыграло с ними злую шутку: напитки и сладости закончились через пять минут. Посетители разочаровались, что не успели на бесплатное угощение, и начали съедать все на своем пути: шоколад для мастер-класса, добавки, масло и даже сухой какао-порошок, приготовленный на продажу.

После окончания праздника предприниматели обнаружили, что пропала часть игрушек Максима, которые он готовил к продаже. Сейчас Роман и Максим регулярно проводят занятия по шоколадоварению и вспоминают первое мероприятие как полезный, но тяжелый опыт.

Команда

Шесть лет назад в первой комнате братья вели все занятия сами. У них проходило одно-два мероприятия в неделю, а посетителей было не больше 50.

Сейчас занятия идут друг за другом сразу в нескольких комнатах с 9 утра и до 8 вечера. Через мастерскую проходит до тысячи человек в неделю.

Штат расширился до восьми человек, включая братьев.

Роман занимается отчетностью и финансовой частью — регулирует бухгалтерские и юридические вопросы. Он же отвечает за техническое оснащение мастер-классов и договаривается с клиентами о всех выездных мероприятиях.

Максим составляет планы занятий и лично проводит часть из них. Он поддерживает связь с информационными партнерами и спонсорами выставок и фестивалей. Еще на нем дизайн афиш, соцсети и монтаж видеороликов.

Остальные сотрудники — административный персонал и мастера.

На каждое мероприятие приглашают внештатных помощников — обычно это девушки. В их обязанности входит оформление помещений, встреча гостей и помощь во время праздника.

Текучки в мастерской нет: Роман и Максим не ищут сотрудников на сайтах вакансий, а пользуются рекомендациями знакомых и друзей. Благодаря такому подходу в студии дружеская атмосфера.

«Мастерская братьев Васильевых» работает 363 дня в году. Отдыхают только 31 декабря и 1 января. Основной объем работы приходится на выходные и праздничные дни. После Нового года заказов становится меньше, а к лету их число увеличивается.

На зарплаты сотрудников братья Васильевы тратят от 200 тысяч рублей в месяц.

Конкуренты

«Мастерская братьев Васильевых» была первой площадкой тематических мастер-классов. Как только она начала приносить прибыль, в городе внезапно появились десятки мастерских и курсов для детей и взрослых. Часто конкуренты так спешили, что слово в слово переписывали описания мастер-классов, использовали рекламные плакаты Васильевых — меняли только телефон и адрес.

Наши герои решили, что не будут спорить и понаблюдают. Через полгода большая часть мастерских закрылась. Остальные по сей день проводят несколько узкоспециализированных курсов, с которых начали работу, балансируя на грани закрытия. И все время возникают новые студии, которые развиваются по тому же сценарию.

Братья считают, что никогда не оказывались на грани закрытия благодаря гибкости: если какая-то сфера перестала интересовать публику, они сразу от нее отказываются и ищут свежие идеи. Так, были запросы на мастер-классы по сборке кубиков Рубика, поингу — кручению шаров на веревках, и твистингу — моделированию из воздушных шаров. Васильевы провели их по паре раз, убедились, что участников мало, и больше к ним не возвращались. Иногда спрос на занятия меняется со временем: в начале работы мастерской были популярны занятия по историческим танцам, но потом группы перестали набираться, и танцы отменили.

Несмотря на высокую загрузку, Максим и Роман находят время и приезжают с собственными деревянными и кожаными изделиями на выставки, профессиональные чемпионаты и тематические ярмарки. Каждый год они участвуют в фестивалях Worldskills, Open Art Festival, «Духов день», «Geek-ярмарка» и местных ярмарках мастеров, которые проходят во дворцах культуры.

Реклама

Ставку делают на продвижение в соцсетях. В группе во Вконтакте 11 тысяч человек, которые пишут отзывы и выкладывают фотографии работ — это привлекает новых клиентов. Братья принципиально не платят за рекламу и не привлекают сторонние организации для раскрутки мероприятий: сами рисуют и распространяют рекламные афиши и ролики.

Турфирмы. Туристические агентства за небольшой процент приводят иногородних клиентов. Иногда мастерскую посещают и иностранцы, которые с радостью лепят, рисуют и забирают на память свои поделки с символикой республики.

Телевидение. В 2013 году, когда Роман и Максим организовали первый мастер-класс в новом помещении, они разместили рекламу, чтобы привлечь первых клиентов. В то время мастерская была единственной в городе площадкой для творчества, и реклама привлекла внимание местных СМИ. На открытие приехали пять телеканалов. Сейчас наплыв журналистов утих, однако периодически братья дают интервью и рассказывают о своих планах.

Школы. Еженедельно «Мастерская братьев Васильевых» принимает три-четыре школьных класса. Собирается 15—40 ребят , примерный ценник для класса — 20 тысяч рублей. Все выходные с утра до вечера в мастерской празднуют детские дни рождения. Обычные дни рождения уже многим приелись, а праздники с творческим занятием популярны.

Знаменитые посетители. Однажды к братьям обратилось общество сахаджа-йоги: они просили предоставить бас-гитаристу финской рок-группы The Rasmus Ээро Хейнонену помещение для медитации. В благодарность гитарист исполнил несколько песен — в том числе на русском.

В 2018 году в мастерской выступал Илья Черт из российской рок-группы «ПилОт». Мероприятие шло почти пять часов: Илья исполнил свои песни и общался с публикой. Первые 20 билетов в предпродаже стоили 1500 рублей, остальные — 1700, а в день концерта их продавали по 2000. Несмотря на высокую стоимость билетов, зал был полностью забит.

Постоянные посетители. Каждый год мастерская благодарит своих гостей и устраивает день рождения. Программа всегда разная: например, в 2019 году организовали игротеку. Обязательная часть ежегодного праздника — фирменный торт для всех посетителей.

Источник