Меню

Лекции по медицинскому оборудованию



Лекции по мед приборам / Тема-1-Лекция-1 Введение

Тема-1. Введение. Использования технических средств в условиях медико-биологических организаций. Техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса. Классификация медицинских электронных приборов, аппаратов и систем.

В наше время медицинская практика немыслима без исполь­зования лечебно-диагностических приборов. Врач, лишенный возможности пользоваться такими приборами даже в течение всего лишь суток, оказался бы в весьма затруднительном по­ложении. Это объясняется тем, что диагностическая и лечеб­ная тактика современного врача в значительной мере опреде­ляется теми данными, которые могут быть получены с помощью различных приборов. Поэтому, прежде чем приступить к опи­санию таких приборов, рассмотрим некоторые аспекты лечеб­но-диагностического процесса и попытаемся выяснить, в какой степени и почему его эффективность стала зависеть от приме­нения соответствующих приборов и аппаратов.

Медицинскую практику можно представить как многоэтап­ный многократно повторяющийся лечебно-диагностический про­цесс, целью которого является выявление симптомов заболева­ния и устранение их причин. Обычно такой процесс осуществля­ется специалистом или группой специалистов и включает сле­дующие этапы: сбор данных, анализ данных, принятие реше­ний, лечение и повторение всех или только некоторых этапов в зависимости от обстоятельств. Без использования технических средств в условиях медико-биологических организаций и техническое обеспечение лечебно-диагностического процесса невозможно проведение качественного лечения.

Классификация медицинских электронных приборов, аппаратов и систем.

Всю медицинскую технику можно разделить с точки зрения задачи, решаемой в медицинском технологическом процессе, на три большие группы: аппаратуру, инструменты и оборудование.

Аппаратура обеспечивает в той или иной степени самостоятельный, автомати­зированный процесс взаимодействия с пациентом; инструмент действует на паци­ента в сочетании с рукой человека, являясь как бы ее продолжением; оборудова­ние—вспомогательные устройства для обслуживания пациента и обеспечения ме­дицинского технологического процесса.

Медицинская аппаратура — наиболее сложная, интенсивно развивающаяся об­ласть медицинской техники. Большую часть медицинской аппаратуры составляют электромедицинские приборы и аппараты, представляющие собой электротехни­ческие или электронные устройства, которые основаны на использовании элек­трической энергии.

Имеется также аппаратура, использующая механическую энергию: твердого тела (обычно ее называют просто механической)—аппараты для вытяжения костей, для механотерапии и др.; жидкости (гидравлическая)—водолечебные установки: газа (газовая)—наркозные аппараты, аппараты для искусственной вентиляции легких и др.

В процессе функционирования аппаратуры она оказывается определенным образом связанной с пациентом. При этом в системе “аппаратура—пациент” уста­навливается движение энергии от аппаратуры к пациенту или наоборот. В зависимости от направления потока энергии всю электромедицинскую аппаратуру можно разделить на две части- аппаратуру воздействующую и аппаратуру воспринимающую.

В то же время электромедицинская аппаратура по функциональному признаку, то есть в зависимости от целей, для которых она используется, может быть разделена на терапевтическую и диагностическую. Изделия терапевтической аппаратуры принято называть аппаратами; изделия диагностической аппаратуры — прибо­рами.

Рис. 1. Общая классификация медицинской техники.

Терапевтические аппараты воздействуют на пациента с целью вызвать жела­емые сдвиги в его организме—перестройку патологического процесса в сторону нормализации. Хирургические аппараты, являющиеся частью терапевтических, предназначены для осуществления радикальных изменений в структуре органов, тканей. Таким образом, терапевтические аппараты являются воздействующими.

Диагностические приборы предназначены для исследования характеристик живого организма с тем, чтобы установить возможные отклонения от нормы и

вызвавшие их причины. Диагностические приборы могут быть как воздействующими, так и воспринимающими.

Воздействующие диагностические приборы дают необходимую информацию по реакции пациента на определенное воздействие (например, диагностические электростимуляторы) либо по внесенному телом пациента возмущению в поток энергии (рентгеновское просвечивание, ультразвуковая эхография и т.п.). При ди­агностике воздействующими приборами стремятся, как правило, снизить до ми­нимально возможного уровня энергию воздействия, чтобы исключить побочные вредные для организма эффекты. Предел такому снижению кладет чувствитель­ность организма к воздействию либо чувствительность метода регистрации вне­сенных возмущений.

Воспринимающие диагностические приборы дают информацию о различных процессах в организме—генерируемых тканями и органами биопотенциалах, зву­ковых тонах сердца, температуре тела и др. Воспринимающие диагностические приборы аналогично любым другим измерительным приборам должны оказы­вать минимальное влияние на исследуемый процесс и передавать информацию с наименьшими искажениями.

Рис. 2. Классификация низкочастотной электротерапевтической аппаратуры.

Воздействующие терапевтические аппараты и диагностические приборы в за­висимости от формы, в которой используется энергия, направленная на пациента, делятся на воздействующие электрической энергией и воздействующие механи­ческой энергией (по сложившейся терминологии многие диагностические воздей­ствующие приборы принято называть аппаратами, например, рентгеновские, для электродиагностики и др.). Аппаратуру, использующую для воздействия механи­ческую энергию, можно разделить по агрегатному состоянию рабочего тела, т. е. тела, непосредственно соприкасающегося с пациентом. Рабочее тело может быть твердым, жидким или газообразным. Соответственно можно выделить электро­медицинские механические, гидравлические и газовые аппараты и приборы. К первым относятся ультразвуковые терапевтические аппараты и диагностические приборы, аудиометры, вибромассажные аппараты и др., ко вторым—аэрозольные аппараты с центробежными и ультразвуковыми распылителями, к третьим— аппараты для искусственной вентиляции легких с электроприводом.

Читайте также:  Отопительное оборудование в иваново

Аппаратура, воздействующая электрической энергией соответственно исполь­зуемой части спектра электромагнитных колебаний, включает в себя аппараты и приборы низкочастотные, высокочастотные, светооптические, рентгеновские и радиологические.

Низкочастотные терапевтические аппараты (рис. 2) делятся на две группы, в зависимости от формы воздействующей электрической энергии (ток, поле). Среди аппаратов, воздействующих током, можно выделить три группы соответственно виду тока (постоянный, переменный или импульсный). Дальнейшее деление этих аппаратов производится по функциональному признаку и включает в себя на­звания медицинских методик.

Аппараты, воздействующие низкочастотным полем, делятся в зависимости от рода поля, т. е. используемой составляющей поля индукции (электрическое, маг­нитное). Следующая ступень классификации определяется видом поля (постоянное, переменное, импульсное). Дальнейшее деление — по медицинским методикам.

Рис. 3. Классификация высокочастотной электротерапевтической аппаратуры.

Высокочастотные терапевтические аппараты (рис. 3) составляют две группы в

соответствии с формой используемой энергии (ток, поле).

Аппараты, воздействующие полем, делятся на три группы в зависимости от используемой составляющей электромагнитного поля (электрическое, магнитное, электромагнитное). Дальнейшее деление аппаратов воздействующих как током, так и полем — в зависимости от режима колебаний (непрерывный, импульсный). Заканчивается классификация высокочастотных терапевтических аппаратов кон­кретными медицинскими методиками.

Диагностические низкочастотные и высокочастотные воздействующие прибо­ры насчитывают всего несколько наименований. Примером низкочастотных при­боров являются приборы для электродиагностики, примером высокочастотных— приборы для импедансной плетизмографии.

Классификация диагностических воспринимающих приборов основана на форме энергии, передаваемой от пациента к прибору. При диагностике может восприниматься электрическая, механическая, тепловая, химическая энергия.

Электрическая энергия воспринимается в виде биопотенциалов различных тканей и органов (сердца, мышц, мозга, желудка и др.).

Механическая энергия передается от организма к прибору в виде акустических тонов сердца (фонокардиография), незначительных движений всего тела в резуль­тате толчков крови в сердце и крупных сосудах (баллистокардиография), переме­щений участков тела в результате сокращения желудка, матки (гистерография) и т.д.

Тепловая энергия тела воспринимается при измерении температуры контакт­ным (электрические термометры) или бесконтактным (термография) методом, использующим инфракрасное излучение тела.

Химическая энергия используется при измерении концентрации кислорода, водорода в крови с помощью контактных электродов.

Из-за ограниченного объема лекции в ней приведены только основные виды электромедицинской аппаратуры и их наиболее распространенные предста­вители. При этом следует учитывать, что некоторые виды приборов и аппаратов выделились в самостоятельные обособленные разделы медицинской техники, как, например, рентгеновские и радиологические и рассматриваются в отдельных кур­сах.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Пахарьков Г.Н., Попечителев Е.П., Афонин П.Н. Медицинские измерительные преобразователи и электроды: Учебное пособие. М. Высшая школа, 2001.

Ливенсон А.Р. Электромедицинская аппаратура. М., 1981.

Е.П. Попечителев, Н.А. Кореневский /Электрофизиологическая и фотометрическая медицинская техника. М., 2002.

Информационно-измерительная техника и технологии/ Под ред. Проф. Г.Г. Раннева, ФГУП Высшая школа, 2002. С453.

Федосеев В.Н. Биоимпедансная томография. Обзор//Тс-10 Медицинские приборы, оборудование и инструменты. М., 1989, вып. 5.

Аппаратура и методы клинического мониторинга /Л.И. Калакутский, Э.С. Манелис. Самара, 1999.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РЕКОМЕНДУЕМОЙ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Попечителев Е.П. Методы медико-биологичеких исследований. Системные аспекты. Житомир. ЖТИ. 1997.

Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. М., 1988.

Справочник по лазерной технике. М.: Энергоатомиздат, 1991.

Е.П. Попечителев, Н.А. Кореневский /Электрофизиологическая и фотометрическая медицинская техника. М., 2002. С.469.

Ткаченко Ф.А. Техническая электроника: Учеб. Пособие для вузов. Мн: Дизайн ПРО, 2001.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.

Все разделы / Медицина и медицинская техника /

Техническое обслуживание медицинской техники (лекции)

Тип работы: Лекции преподавательские
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: Вологодский гос. технический университет

Описание:
СОДЕРЖАНИЕ.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ». 3
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. 3
1.2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 3
1.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 4
1.4. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ 5
1.4.1. Квалификация персонала 6
1.4.2. Производственные помещения 6
1.4.3. Оборудование 6
1.4.4. Документация 6
1.4.5. Метрологическое обеспечение деятельности 7
1.4.6. Организация труда и обеспечение безопасности производства работ 7
1.4.7. Обеспечение качества технического обслуживания медицинской техники 7
1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ 7
1.5.3. Ввод в эксплуатацию 8
1.5.4. Контроль технического состояния. 8
1.5.5. Периодическое и текущее техническое обслуживание. 10
1.5.6. Текущий ремонт 11
1.5.7. Снятие медицинской техники с технического обслуживания 11
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ. 14
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. 17
3.1. УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ АППАРАТУРЫ КОНТАКТИРУЮЩЕЙ С КИСЛОРОДОМ. 21
4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЦЕН НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ. 21
5. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ. 24
6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАРОУСТАНОВОК. 25
6.1. ПОДГОТОВКА БАРОЗАЛА. 25
7. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРОВЫХ СТЕРИЛИЗАТОРОВ. 25
7.1. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СТЕРИЛИЗАТОРОВ ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ. 26
8. НАДЕЖНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ. 26
8.1. ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ. 27
8.2. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОТКАЗНОСТИ. 27
8.3. ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛГОВЕЧНОСТИ. 27
8.4. ТРЕБОВАНИЯ К СОХРАНЯЕМОСТИ. 27
8.5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ. 28
9. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ. 28
9.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 28
9.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА БЕЗОТКАЗНОСТЬ. 28
9.2.1. Планирование и проведение испытаний. 28
9.2.2. Контроль средней наработки на отказ. 28
9.2.3. Оценка результатов испытаний. 29
9.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ. 29
9.3.1. Планирование и проведение испытаний. 29

Читайте также:  Перечень оборудования для про

Размер файла: 525,5 Кбайт
Фаил: (.doc)

Скачано: 94 Сейчас качают: 1 Коментариев: 0

Источник

Кафедра «Биомедицинские технические системы» (БМТ-1) МГТУ им. Н.Э. Баумана

Тип материала: Подразделения вузов; | Аудитория: | Уровень образования: Высшее;

Учебно-методическое объединение по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации

Учебно-методическое объединение является государственно-общественным объединением в системе ВПО РФ, созданное с целью координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций, по обеспечению качества и развития содержания ВПО, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов для науки и техники в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации. Базовый вуз — Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». На сайте приведена общая информация об объединении, управление и структура УМО, план работы, решения совета, методическое обеспечение, списки входящих в УМО вузы, направлений и специальностей подготовки, регулирующие документы, информация об учебно-методических советах, сведения о региональном отделении УМО.

Тип материала: Ассоциации, объединения, фонды; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Высшее;

Биотехнические и медицинские аппараты и системы. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (базовый уровень)

Институт проблем развития среднего профессионального образования

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1905 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» (базовый уровень среднего профессионального образования)

Тип материала: Образовательный стандарт; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Среднее профессиональное;

Сборщик очков. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 200409.03 — «Сборщик очков» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

Тип материала: Образовательный стандарт; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Начальное профессиональное;

Физические основы применения лазеров в медицине: Учебное пособие

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки специалистов 200201 — Лазерная техника и лазерные технологии, магистров 200500 — Лазерная техника и лазерные технологии. Содержит необходимые сведения об основных направлениях применения лазеров в медицине, оптических и теплофизических свойствах биоткани, физических процессах взаимодействия лазерного излучения с биотканью.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Электрокардиография высокого разрешения — теоретические предпосылки и методические аспекты использования метода.

Книга содержит систематизированное описание двух новых и наиболее перспективных методических направлений электрокардиографической диагностики — электрокардиографии высокого разрешения и электрокардиографического картирования. Каждому из указанных методических направлений посвящена соответствующая часть книги.

Тип материала: Монография; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское; Переподготовка и повышение квалификации;

Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (базовый уровень)

Институт проблем развития среднего профессионального образования

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1906 «Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника» (базовый уровень среднего профессионального образования)

Тип материала: Образовательный стандарт; | Аудитория: Преподаватель; Менеджер; | Уровень образования: Среднее профессиональное;

Лазерные биомедицинские технологии (часть 2): Учебное пособие

Беликов А.В., Скрипник А.В.

Читайте также:  К специальному оборудованию лифтов относятся

В учебном пособии изложены вопросы, связанные с физическими процессами, происходящими при взаимодействии света с биологическими объектами, в частности, с твёрдыми тканями зуба человека. Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся в магистратуре, а также для бакалавров и специалистов по программам 200200.68 — «Лазерные биомедицинские технологии» и 200201.65 — «Лазерная техника и лазерные технологии».

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Переподготовка и повышение квалификации;

Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы. Часть 1. Технические методы и аппараты для экспресс-диагностики: Учебное пособие

Бердников А.В., Семко М.В., Широкова Ю.А.

Рассмотрены нестандартные диагностические методики, аппаратные и алгоритмические средства. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» при изучении дисциплин «Медицинские аппараты системы и комплексы» ОПД. Ф. 11 и «Узлы и элементы медицинской техники» СД.04.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Основы ГРВ биоэлектрографии: Монография из серии «Выдающиеся ученые ИТМО»

В книге рассмотрены научные основы и практические приложения метода газоразрядной визуализации (ГРВ) биологических объектов. Проведенные в последние десятилетия изыскания позволили выявить физическую сущность процессов визуализации и создать принципиально новый класс аппаратуры, использующей последние достижения микроэлектроники, компьютерные методы обработки изображений и формирования заключений на базе анализа многопараметрических массивов данных. Метод ГРВ нашел применение в медицине для скрининга и мониторинга состояния здоровья, психофизиологии для количественного определения уровня стресса и психофункциональной готовности к выполнению сложной профессиональной деятельности, в исследовании Сознания, изучении свойств жидкостей и материалов.
Электронная версия (в формате PDF) книги: Коротков К.Г. «Основы ГРВ биоэлектрографии», выпущенной в серии «Выдающиеся ученые ИТМО» в 2001 году.

Тип материала: Монография; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское; Переподготовка и повышение квалификации;

Источник

Электронная медицинская аппаратура. План лекции: 1. Основные задачи медицинской техники. 2. Классификация медицинской техники. 3. Терапевтические аппараты. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРоман Мадаев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Электронная медицинская аппаратура. План лекции: 1. Основные задачи медицинской техники. 2. Классификация медицинской техники. 3. Терапевтические аппараты.» — Транскрипт:

1 Электронная медицинская аппаратура

2 План лекции: 1. Основные задачи медицинской техники. 2. Классификация медицинской техники. 3. Терапевтические аппараты. 4. Диагностические приборы.

3 медицинская техника медицинское оборудование медицинская медицинская аппаратура медицинские медицинские инструменты по виду использованной энергии медицинская элетромедицинская аппаратура медицинская механическая медицинская аппаратура по напрвлению потока энергии влияющие приборы воспринимающие приборы

4 химическая энергию световая энергия тепловая энергия электрическая энергия механическая энергия по виду воспринимаемой энергии

5 влияющие приборы терапевтическогодиагностического электрическая энергия механическая энергия механические гидравлические светооптические газовые ультрозвуковые низкочастотнные рентгеновские по назначению по виду вплияния високочастотные

6 медицинская элетромедицинская аппаратура – преобразователь, – устройство для обработки сигнала, – устройство для отображения информации на дисплее или для печати на носителе. – источник питания.

7 Критерии подбора и использования апаратуры 1. Создаваемые медицинские приборы должны быть градуированы в единицах физических величин, значения которых являются конечной медицинской измерительной информацией. 2. При пользовании прибором время измерения, вплоть до получения конечного результата, должно быть как можно меньше, а информация при этом как можно полнее. Этим противоречивым требованиям удовлетворяют измерительные комплексы, включающие вычислительные машины. 3. При метрологическом нормировании создаваемого медицинского прибора важно учитывать, с какой точностью достаточно представить результаты, чтобы можно было сделать диагностический вывод. 4. Многие медицинские приборы выдают информацию на регистрирующем устройстве (например, электрокардиограф), поэтому следует учитывать погрешности, характерные для этой формы записи.

8 5. Одна из проблем — терминологическая. Согласно требованиям физической метрологии, в названии измерительного прибора должна быть указана физическая величина или единица (амперметр, вольтметр, частотомер и др.). Название для медицинских приборов не отвечает этому принципу (электрокардиограф, фонокардиограф, реограф и др.). Так, электрокардиограф следовало бы назвать милливольтметром с регистрацией показаний (или регистрирующим милливольтметром). 6.При конструировании диагностических приборов с воздействующей энергией необходимо стремиться снизить до минимально возможного уровня энергию воздействия, чтобы исключить побочные вредные для организма эффекты. Предел такому снижению кладет чувствительность организма к воздействию либо чувствительность метода регистрации вне сенных возмущений. 7. Воспринимающие диагностические приборы аналогично любым другим измерительным приборам должны оказывать минимальное влияние на исследуемый процесс и передавать информацию с наименьшими искажениями.

Источник