Меню

Кто отвечает за оборудование в школе



Кто отвечает за оборудование в школе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каким образом в бюджетном учреждении закрепить ответственность сотрудников за используемое ими в процессе исполнения трудовых обязанностей имущество (компьютер, рабочий стол и т.д.), если в учреждении нет материально ответственных лиц? Каковы будут меры ответственности этих сотрудников? Как это оформить документально?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник в силу требований закона несет материальную ответственность за ущерб, причиненный им работодателю повреждением или утратой имущества в результате виновного противоправного поведения работника. Работодатель может издать приказ с указанием конкретного имущества, предоставленного работнику для выполнения его трудовой функции, сохранность которого работник обязан обеспечить и за которое будет нести материальную ответственность. В общем случае работник будет нести материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан, в частности, бережно относиться к имуществу работодателя. Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 232 ТК РФ). При этом ст. 233 ТК РФ предусматривает, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Материальная ответственность работника может быть полной и ограниченной. По общему правилу за причиненный работодателю ущерб работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
Таким образом, любой работник несет материальную ответственность за вверенное ему для выполнение трудовых обязанностей имущество. Какого-либо специального оформления данного факта не требуется. Работодатель может издать приказ с указанием конкретного имущества, предоставленного работнику для выполнения его трудовой функции, сохранность которого работник обязан обеспечить и за которое будет нести материальную ответственность. При этом такой приказ не расширяет пределы материальной ответственности работника и, соответственно, сам по себе не предполагает возложения на работника полной материальной ответственности.
Случаи полной материальной ответственности перечислены в ст. 243 ТК РФ. Сам по себе факт предоставления работнику имущества, необходимого ему для выполнения трудовой функции, не является основанием для возложения на работника полной материальной ответственности за такое имущество. Данный факт также не является основанием для заключения с работником договора о полной материальной ответственности, поскольку заключение такого договора возможно только в случаях, если работник занимает должности или выполняет работы, поименованные в Перечнях, утвержденных постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 8 (подробнее смотрите в материале Энциклопедии решений). Также предоставление работнику имущества, необходимого ему для выполнения трудовой функции, не может быть основанием для возложения на работника полной материальной ответственности на основании п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ (подробнее смотрите в материале Энциклопедии решений).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

22 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Приказ о закреплении оборудования за работниками

Приказ о закреплении оборудования за работниками – документ, который помогает привести деятельность организации к соответствию требованиям охране труда.

Выполняющиеся в интересах работодателя работы повышенной опасности предполагают оформление ряда документов. Правила охраны труда говорят об этом четко.

Какого рода оборудование может быть закреплено

Каждый из работодателей для себя определяет, кто будет нести ответственность за сохранность оборудования на предприятии: он либо кто-либо из работников. Естественно, многие предпочитают второй вариант, так как при этом возрастает ответственность производимых работ, сотрудники выполняют свои обязанности, руководствуясь существующими нормами.

Важное обстоятельство: эксплуатируемое оборудование должно предполагать разряд работ повышенной опасности.

Например, токарный станок, сварочный аппарат, экскаватор (считается горной техникой), автомобиль относятся к этому перечню, так являются оборудованием повышенной опасности.

Дополнительные документы

Помимо приказа о закреплении оборудования за работником, для полноценной работы будет необходим акт приема-передачи этого оборудования. Без него приказ не будет иметь юридической силы.

Нормативные акты

Как известно, любой официальный документ становится «увесистее» со ссылками на подкрепляющие документы. Формулируя основную часть приказа, можно ссылаться на 21 и 238 статью Трудового кодекса. Именно они регулируют взаимодействие работодателя и работника в вопросах передачи ответственности за сохранность оборудования.

Также при детальном разборе исходных законодательных актов не стоит упускать из виду «Правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями», которые были утверждены приказом №42 Минэнерго СССР 30 апреля 1985 года.

В них сказано о том, что каждое оборудование должно иметь свой инвентарный номер (для автомобилей используется их собственный номерной знак). На эксплуатируемом объекте должна также быть закреплена табличка (надпись) с перечнем тех сотрудников, которые имеют право с ними взаимодействовать.

На этой же табличке указывается единственное материально ответственное лицо, которое отвечает за исправность станка, инструмента или другого потенциально опасного оборудования.

В этих же «Правилах безопасности» (пункт 2.1.3) описывается необходимость краткой выписки из инструкции по охране труда либо памятка по технике безопасности, которая нужна для каждого вида установленного на предприятии оборудования. К этой выписке необходимо обеспечить свободный доступ сотрудникам. Она должна находиться на видном месте. Эти правила никто не отменял, они полезные рекомендации для организаций, которые заботятся о соблюдении норм охраны труда собственными сотрудниками.

Что касается транспорта, то здесь можно ссылаться на ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», а именно пункт 4.2.11, который говорит о том, что каждое транспортное средство нуждается в закреплении за каким-либо водителем.

Составные части приказа

Документ состоит из нескольких элементов:

  • Вводной части.
  • Основной части.
  • Заключительной части.

В каждой из них должен размещаться собственный пласт информации.

Вводная часть

В верхнем вводном куске документа обязательно должны быть название организации и ее реквизиты (адрес, телефон и пр.). В некоторых компаниях прибегают к печати специальных бланков для оформления подобного рода документов. В верхней части такой заготовки всегда напечатана контактная информация юридического лица.

Помимо этого, во введении непременно указываются город и дата подписания бумаги.

Приказ нумеруется. Этот номер впоследствии (вместе с названием и датой) должен служить отличительным признаком бумаги от всех прочих, когда ее наличие отмечается в журнале регистрации приказов предприятия.

Основная часть

«Тело» приказа начинается с мотивации: что побудило руководителя его сформировать либо одобрить. Она может звучать так: «С целью обеспечения безопасности дорожного движения» или так: «Для обеспечения сохранности переданного в эксплуатацию инструмента». Существуют еще сотни разных формулировок. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств и условий, в которых работает организация.

Потом располагается перечень оборудования и лиц, за которыми оно закрепляется. С указанием инвентарных номеров, номерных знаков авто и фамилий и инициалов работников, которые за ними закрепляются. Часто это достаточно длинный перечень.

Приказ о закреплении оборудования за работниками. Часть 1.

Важный момент! Ответственным за сохранность может быть только один, а к работе на одном станке может быть допущено неограниченное количество лиц.

Для того чтобы это прописать в официальной бумаге, прибегают к формулировке типа: «Иванов И.И. допущен к работе на токарно-винторезном и заточном станке». Приказ может оформляться в произвольной форме, как будет удобнее в конкретных обстоятельствах. Важно, чтобы формулировки не допускали двоякого истолкования и поддерживался официальный стиль изложения.

Дополнения

Помимо основных и необходимых для приказа данных, в нем могут содержаться сведения о:

  • Том, как конкретно ответственные лица должны обеспечивать сохранность оборудования: соблюдать требования пожарной безопасности, использовать соответствующие СИЗ (средства индивидуальной защиты). Это может быть целая цитата из инструкции по охране труда.
  • В какой документ заносятся сведения о техническом обслуживании оборудования.
  • Допущенных к одному из станков лиц единым списком, с упоминанием того, что все они сдали положенные зачеты по охране труда.
Читайте также:  Оборудование для типографии нижний новгород

Приказ о закреплении оборудования за работниками. Часть 2.

  • При больших объемах данных допустимо применение таблиц, но обычно бывает достаточно объемного перечня.

Завершается приказ о закреплении оборудования за работниками подписью руководителя.

Источник

Что должно быть в безопасном детском саду и школе

И что делать, если нет охранника

Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.

Дмитрий Сергеев за безопасность детей Профиль автора

Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.

К сожалению, не все требования закона исполняются. Иногда закон «соблюдают» для галочки — вроде формально все как положено, а на самом деле ничего не работает как надо.

Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.

Что за безопасность такая

Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.

Кто отвечает за безопасность

За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.

В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.

Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.

Избранные статьи для родителей
Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах
Подписаться

Что должно быть в учебном заведении

Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.

Многие образовательные учреждения до сих пор ограждены заборами высотой 1,5—1,6 метра, как предписывали старые и уже не действующие нормативы. Родители, конечно, могут попросить сделать забор выше. Но не факт, что администрация согласится: высота ограждения нормативами не установлена.

Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.

Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.

Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.

Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.

Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.

Категория опасности Теракты за последний год в регионе Сколько людей может пострадать Возможный материальный ущерб
Первая категория 3 и более более 500 более 50 млн рублей
Вторая категория менее 3 от 100 до 500 от 5 до 50 млн рублей
Третья категория нет менее 100 менее 5 млн рублей

Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.

Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.

То есть в любом образовательном учреждении независимо от категории должна быть охрана, а дети должны быть в безопасности. При этом собирать деньги на охрану с родителей нельзя.

Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:

  1. Опасные участки и возможные способы проникновения на объект — «слабые места» школы или садика.
  2. Если террористы все-таки попадут в школу или садик, то что и как они будут делать.
  3. Какие могут быть последствия.
  4. Кто защищает образовательное учреждение, например собственный сторож в штате, ЧОП или подразделение Росгвардии.
  5. Что защищает образовательное учреждение — заборы, противопожарная и охранная сигнализация, тревожные кнопки.
  6. Количество эвакуационных выходов.
  7. Наличие электронной системы пропуска.

Часто охрана — слабое место образовательного учреждения. Если в садике или школе охранник по совместительству работает еще и дворником или разнорабочим — это значит, что, когда дверь за родителями закрывается, он снимает куртку с надписью «секьюрити» и идет мести двор. Для детского сада или школы это хорошо — не нужно дополнительно платить ЧОПу, а вот для безопасности детей — не очень.

Что делать, если требования безопасности не выполняются

Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.

Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.

Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?

Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.

Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.

Эти права нужно знать каждому родителю вне зависимости от сложившихся отношений с заведующим детского сада. Защищать свои права нужно во всех сферах — почитайте, на что еще вы имеете право:

Источник

Прокурор разъясняет — Прокуратура Липецкой области

Прокурор разъясняет

  • Социальные и трудовые права
  • Права несовершеннолетних
  • Борьба с преступностью, уголовное законодательство
  • Противодействие коррупции
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Гражданское законодательство
  • Права предпринимателей
  • Охрана природы
  • Миграция
  • ЖКХ
  • Безопасность дорожного движения
  • Иные сферы деятельности

В интересах охраны здоровья, несовершеннолетние имеют право на обучение в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Обязанность создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, возложена на образовательное учреждение (ст. 51 Закона РФ «Об образовании»). Действующим законодательством предусмотрены определённые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, в том числе к помещениям, общеобразовательных учреждений (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821-10 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189). Так, в силу указанных требований потолки и стены всех помещений образовательного учреждения должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком; полы в учебных помещениях и кабинетах должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум, полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений; все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Этим же нормативным правовым актом определены и требования к оборудованию помещений школ. Так, каждый обучающийся должен быть обеспечен рабочим местом, при этом ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать ростовозрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Читайте также:  Колодец и оборудование для него

Следует отметить, что в соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании», родители вправе осуществлять добровольные пожертвования либо целевые взносы образовательному учреждению. Однако, законодательно на родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений обязанность оплачивать расходы по оборудованию и ремонту общеобразовательных учреждений не возложена. Бремя финансирования образовательной деятельности в соответствии со ст. ст. 29, 30 Закона РФ «Об образовании» возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (в зависимости от типа общеобразовательного учреждения и вида расходов).

Прокуратура Добринского района

Прокуратура
Липецкой области

Прокуратура Липецкой области

28 мая 2013, 14:50

Разъясните, пожалуйста, должны ли родители оплачивать ремонт классов в средней общеобразовательной школе?

В интересах охраны здоровья, несовершеннолетние имеют право на обучение в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Обязанность создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, возложена на образовательное учреждение (ст. 51 Закона РФ «Об образовании»). Действующим законодательством предусмотрены определённые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, в том числе к помещениям, общеобразовательных учреждений (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821-10 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189). Так, в силу указанных требований потолки и стены всех помещений образовательного учреждения должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком; полы в учебных помещениях и кабинетах должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум, полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений; все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Этим же нормативным правовым актом определены и требования к оборудованию помещений школ. Так, каждый обучающийся должен быть обеспечен рабочим местом, при этом ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать ростовозрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании», родители вправе осуществлять добровольные пожертвования либо целевые взносы образовательному учреждению. Однако, законодательно на родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений обязанность оплачивать расходы по оборудованию и ремонту общеобразовательных учреждений не возложена. Бремя финансирования образовательной деятельности в соответствии со ст. ст. 29, 30 Закона РФ «Об образовании» возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (в зависимости от типа общеобразовательного учреждения и вида расходов).

Источник

Кто отвечает за оборудование в школе


УТВЕРЖДЕНО
приказом Минпроса СССР
от 28 июля 1986 года N 169

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебных мастерских общеобразовательной школы

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минобрнауки России от 21 июня 2016 года N 731
____________________________________________________________________

Настоящий приказ действует в части не противоречащей действующему законодательству, в частности, Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». — Примечание «КОДЕКС».

Общие положения

1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:

— трудового обучения учащихся I-VII классов* в соответствии с утвержденными программами;

* Здесь и далее нумерация классов приведена в соответствие с новой структурой общеобразовательной школы.

— выполнения слесарных работ учащимися VIII-IX классов, обучающимися по профилям «Автодело» и «Основы агротехники и механизации растениеводства»;

— организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

— проведения факультативных занятий по трудовому обучению;

— работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII-IX классов по профилям «Деревообработка», «Металлообработка» и «Швейное производство».

2. В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.). В школах, в которых в соответствии с п.10 постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 года N 628 «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов» введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

3. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площади помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 года (НШ. 85-90)*.

* Утверждена на 1985-1990 годы.

При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V-VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

4. Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I-VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ. 85-90 и СНиП П-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

5. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального, обучения в VIII-IX классах по профилям, указанным в п.1. В соответствии с п.9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 года N 928 в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предоставляют инструменты, материалы, технологическое оборудование, комплектующие изделия.

Оборудование, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

6. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

7. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования — верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сидением. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек*.

* Указанные нормы деления вводятся одновременно со снижением наполняемости классов: с 1 сентября 1986 года начиная с I класса по одному классу в год (инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 22 мая 1985 года N 33-М).

8. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х2000х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип П), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

Читайте также:  Оборудование к газовым печам

9. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

10. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами)*. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель, около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

* Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

11. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе — по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и др. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

12. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

13. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 года N 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

14. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 года N 54-М «Об акте приема готовности школы к новому учебному году».

15. Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 года N 3216-85.

16. Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

планирует работу мастерских, совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;

принимает на ответственное хранение имущественно материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских*:

* Дается дополнительно к обязанностям учителей, определенным Уставом средней общеобразовательной школы, квалификационными характеристиками, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР и Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР.

осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;

несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже третьей.

17. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

Требования к отдельным видам мастерских

Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов

18. В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I-IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов N 1 и 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота столов подбирается (примерно) следующая: 50% столов ростовой группы «Б» (600 мм) и 50% столов группы «В» (660 мм).

19. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе «Г» (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием с напряжением не выше 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.

Мастерские по обработке древесины и металла

20. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

21. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.

22. Окраска изделий распылением в мастерских должна производится в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательным устройством местных вентиляционных отсосов.

23. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов; незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

24. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.

25. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

26. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными (см. приложение). В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

27. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа «Чайка-3М» или «Подольск», укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

Источник