Меню

Компьютерное оборудование для овз

Компьютерное оборудование для овз

Для эффективного обучения в образовательных учреждениях уже давно стали применяться современные компьютерные технологии: компьютерные программы, тренажеры, мультимедийные материалы, которые помогают детям лучше усваивать информацию, делают процесс обучения интересным и разнообразным.

В инклюзивных образовательных учреждениях помимо обычных программных комплексов используют специальные адаптивные аппаратно-программные материалы для детей с ОВЗ. С помощью таких комплексов, разработанных специально для детей с инвалидностью, ученики могут быстрее развиваться, получать новые знания, с комфортом общаться, выполнять задания.

Программное обеспечение для коррекционного обучения может также применяться в коррекционных и медицинских учреждениях для реабилитации детей и взрослых.

Программные комплексы рекомендуется применять в образовательных учреждениях в рамках инклюзивного образования или коррекционных и медицинских учреждениях. С их помощью можно лучше определить уровень развития ребенка, оптимальнее осуществлять процесс обучения и тренировок речи.

Аппаратно-программные комплексы включают набор оборудования и программное обеспечение для развития детей с ОВЗ или без отклонений. Такие системы помогают развивать речевой аппарат ребенка, его двигательные функции, улучшать интеллектуальные навыки, творческие способности, сообразительность.

Акустические трубки предназначены для тренировки произношения слов, чтения, правописания. Представляет собой устройство в виде телефонной трубки, с помощью которого можно слышать себя или собеседника.

Программы экранного доступа — это специализированное программное обеспечение, позволяющее инвалидам по зрению работать на персональном компьютере или ноутбуке. Доступ осуществляется за счет увеличения текста на мониторе, его аудиовоспроизведения с помощью синтезатора речи и других возможностей, позволяющих слабовидящим и незрячим людям управлять компьютером.

Синтезаторы речи — это специальные программы, с помощью которых текст, представленный на экране компьютера, транслируется в акустическую речь или преобразовывается в аудиозапись. Такие программы помогают слабовидящим и незрячим людям работать на компьютере, читать книги, работать и учиться.

Развивающе-коррекционные комплексы «Тимокко» применяются для развития физической активности и интеллектуальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Включают в себя наборы игр на различные тематики. С помощью игр ребенок выполняет задания на подвижность и сообразительность. Управление осуществляется с помощью специальных перчаток, которые ребенок надевает на руки. Веб-камера считывает движения играющего.

Ай-трекинг (eye-tracking) — это технология управления компьютером или ноутбуком с помощью глаз. Использование ай-трекинга позволяет работать на компьютере людям с различными нарушениями здоровья. С помощью ай-трекинга люди с инвалидностью могут набирать текст в редакторах, общаться в социальных сетях, просматривать фото и видео, пользоваться браузером для работы в интернете.

Источник



Специальная компьютерная периферия для особых детей

В настоящее время специальная и коррекционная педагогика в развитых странах ориентируется, прежде всего, на интеграцию ребёнка или подростка с особыми нуждами в массовую школу, в максимально самостоятельную экономическую деятельность, независимую или максимально независимую жизнь. Преобладание концепции интеграции привело в последнее время к увеличению доли компьютерных технологий (как адаптивных, так и ассистирующих) в общем процессе обучения детей с ограниченными возможностями. Также расширился и контингент детей, участвующих в образовательном процессе.

Сейчас существует много аппаратных и программных средств, разработанных для расширения возможностей использования компьютера лицами с особыми нуждами.

В их число входят специализированные интерфейсы.

для лиц с частичной или полной потерей зрения:

— адаптированные варианты стандартных интерфейсов;

— программы, озвучивающие тексты и надписи на экране монитора;

Читайте также:  Оск сервис оборудование для автосервиса

— устройства вывода на брайлевские принтеры и устройства тактильного вывода

для лиц с двигательными расстройствами:

— разнообразные манипуляторы типа «мышь» (джойстик, трекбол, и т.п.);

— дополнительные блоки кнопок, которые подключаются параллельно основным устройствам;

— системы управления курсором движениями глаз;

— сенсорные и экранные клавиатуры

для лиц с нарушениями слуха:

— средства обучения и поддержки жестовой речи

Обучение детей, имеющих тяжёлые множественные нарушения развития, без привлечения специальных технических средств, является малоэффективным и не способствует полному раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

Использование компьютерных технологий позволяет перейти на новый уровень обучения таких детей.

Характеристика детей

Специализированные интерфейсы целесообразно использовать при работе с детьми, имеющими тяжелые расстройства двигательной сферы: вследствие ДЦП, травмы или паралича. При подборе специальной периферии необходимо выявить наиболее управляемую группу мышц ребёнка (шея, рука, нога).

При относительно сохранных движениях шеи применяется система «Шлемомышь». Уровень интеллектуального развития ребёнка должен позволять понять принцип управления курсором. Также есть ограничения по зрению: ребёнок должен уметь фиксировать взгляд на предмете и прослеживать им за движущимся предметом. Если состояние двигательной сферы позволяет ребёнку работать на стандартной клавиатуре, но гиперкинезы и спастика затрудняют использование такого тонкого инструмента как мышь, то применяется программа «Специальные возможности». В более тяжёлых случаях ведётся работа с джойстиком или трекболом.

Описание интерфейсов

Манипулятор «джойстик» сочетает в себе функции мыши и джойстика и представляет собой устройство ввода в виде подвижной рукоятки с несколькими кнопками. Отклонение рукоятки в разных направлениях вызывает перемещение курсора, а нажатие на кнопки может использоваться для ввода дополнительных данных.

Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Также есть две кнопки, с помощью которых можно настроить устройство под конкретного пользователя. Одна из них регулирует скорость перемещения курсора, а вторая – направление движения курсора.

Источник

Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.

Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:

  • находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
  • имеет широкий дверной проем без порожка;
  • имеет правильную прямоугольную форму;
  • окрашен в светлые пастельные тона.

Оснащение инклюзивного кабинета:

  1. Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
  2. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
  3. Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
  4. ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
  5. Различные ИКТ:
    • Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями ( Эдутач ).
    • Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта» .
    • Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
  6. Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго» ), предметно-образные и динамические средства наглядности.
  7. Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты :
    • журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
    • звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
    • световые столики для рисования и песочной терапии;
    • вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
    • интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
    • зеркальный шар с мотором и источником света;
    • колесо спецэффектов;
    • фиброоптический ковер;
    • балансировочная доска-лабиринт;
    • напольные и настенные лабиринты;
    • декоративно-развивающие панели.
Читайте также:  Оборудование для бара челябинск

В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:

В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.

Зоны кабинета инклюзивного обучения

Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:

  1. Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
  2. Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
    • освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
    • регулирование эмоционального фона;
    • нейтрализация стрессовых состояний;
  3. Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.

Обычно оформляется три зоны:

  • рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
  • учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
  • зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.

В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.

Коррекционный кабинет

Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.

Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:

  • для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
  • для развития мелкой моторики;
  • для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • для развития когнитивных функций.

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал

В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

  1. Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
  2. Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
  3. Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
  4. Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения.
  5. Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
  6. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
  7. Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.
Читайте также:  Диагностическое оборудование для citroen

В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.

Источник

Программное обеспечение для коррекционного обучения

Для эффективного обучения в образовательных учреждениях уже давно стали применяться современные компьютерные технологии: компьютерные программы, тренажеры, мультимедийные материалы, которые помогают детям лучше усваивать информацию, делают процесс обучения интересным и разнообразным.

В инклюзивных образовательных учреждениях помимо обычных программных комплексов используют специальные адаптивные аппаратно-программные материалы для детей с ОВЗ. С помощью таких комплексов, разработанных специально для детей с инвалидностью, ученики могут быстрее развиваться, получать новые знания, с комфортом общаться, выполнять задания.

Программное обеспечение для коррекционного обучения может также применяться в коррекционных и медицинских учреждениях для реабилитации детей и взрослых.

Программные комплексы рекомендуется применять в образовательных учреждениях в рамках инклюзивного образования или коррекционных и медицинских учреждениях. С их помощью можно лучше определить уровень развития ребенка, оптимальнее осуществлять процесс обучения и тренировок речи.

Аппаратно-программные комплексы включают набор оборудования и программное обеспечение для развития детей с ОВЗ или без отклонений. Такие системы помогают развивать речевой аппарат ребенка, его двигательные функции, улучшать интеллектуальные навыки, творческие способности, сообразительность.

Акустические трубки предназначены для тренировки произношения слов, чтения, правописания. Представляет собой устройство в виде телефонной трубки, с помощью которого можно слышать себя или собеседника.

Программы экранного доступа — это специализированное программное обеспечение, позволяющее инвалидам по зрению работать на персональном компьютере или ноутбуке. Доступ осуществляется за счет увеличения текста на мониторе, его аудиовоспроизведения с помощью синтезатора речи и других возможностей, позволяющих слабовидящим и незрячим людям управлять компьютером.

Синтезаторы речи — это специальные программы, с помощью которых текст, представленный на экране компьютера, транслируется в акустическую речь или преобразовывается в аудиозапись. Такие программы помогают слабовидящим и незрячим людям работать на компьютере, читать книги, работать и учиться.

Развивающе-коррекционные комплексы «Тимокко» применяются для развития физической активности и интеллектуальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Включают в себя наборы игр на различные тематики. С помощью игр ребенок выполняет задания на подвижность и сообразительность. Управление осуществляется с помощью специальных перчаток, которые ребенок надевает на руки. Веб-камера считывает движения играющего.

Ай-трекинг (eye-tracking) — это технология управления компьютером или ноутбуком с помощью глаз. Использование ай-трекинга позволяет работать на компьютере людям с различными нарушениями здоровья. С помощью ай-трекинга люди с инвалидностью могут набирать текст в редакторах, общаться в социальных сетях, просматривать фото и видео, пользоваться браузером для работы в интернете.

Источник