Меню

Карты риска для оборудования

Приложение N 2. Карта риска

Общий подход к построению карты рисков:

Карта рисков представляет собой схематичное отображение классификации рисков по степени их значимости и вероятности реализации.

Значимость представляет собой характеристику степени возможного ущерба от рискового события (прямые финансовые потери, упущенные возможности и косвенные финансовые потери, невыполнение поставленных целей и задач и др.). Значимость может быть измерена в денежном выражении как оценка возможных потерь от рискового события, но недопустимо использовать денежную оценку в качестве единственной меры существенности риска.

Вероятность реализации риска определяет вероятность наступления рискового события, приносящего ущерб. Вероятность может оцениваться при помощи статистических моделей или методов экспертной оценки.

В карте рисков анализируемые риски группируются в зависимости от степеней значимости и вероятности их реализации. Рекомендуется выделять низкую, среднюю и высокую степень значимости риска и вероятности его реализации.

В карте риска формируется 9 сегментов, в которых группируются риски, имеющие равные оценки значимости и вероятности реализации. Деление рисков по этим сегментам производится с целью дифференциации подходов к управлению рисками, имеющими различный уровень значимости и вероятности реализации.

Наиболее опасными признаются риски, сгруппированные в сегментах, соответствующих одновременно высокой степени значимости и высокой вероятности реализации, высокой степени значимости и средней степени вероятности реализации, средней степени значимости и высокой степени вероятности реализации.

Источник



Оценка рисков и обоснование безопасности оборудования

В материале, о котором идёт речь, многократно повторяется, что «Обоснование безопасности» (одно из главных требований Технического регламента Таможенного союза) и «Технический файл» – практически одно и то же. И коль скоро при проектировании нового оборудования априори оценивается его отказоустойчивость, то можно «нагрузить» производителей еще одной заботой – например, доказать, что машина или станок всегда будут вести себя, скажем так, благоразумно.

Списки рисков, или «докажите, что это всегда будет безопасно!»

Согласно решениям ЕС, назначение «Технического файла» – максимально полно представить любой стране Евросоюза информацию об устройстве и функционале какой-либо машины и сведения о том, как она прошла обкатку. Срок хранения подобной документации – не менее десяти лет после того, как оборудование сошло с конвейера. Причем запросить ее можно не обязательно в физической форме, главное требование к технический файл (ТФ, — ред.) – максимально быстрая компоновка справок, чертежей и отчётов в случае необходимости.

Однако Технический регламент безопасности оборудования гласит, что на каком бы этапе эксплуатации не находилось оборудование, без документа под названием «Обоснование безопасности» эксплуатация его невозможна, т.е. он должен сопровождать машину от выпуска до утилизации. «Обоснование», по мысли авторов идеи, должно повышать ответственность производителя техники, правда, весьма странным путем – с помощью сообщения потребителю информации о том, какие технологии применялись при изготовлении машины и как она прошла испытания.

Прогноз аварий

В статье говорится, что при разработке «Обоснования безопасности» сложнее всего будет спрогнозировать вероятность риска при пользовании техникой. Авторы предполагают, что данные прогнозы должны проводиться еще на этапе разработки оборудования. Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В нашей стране появление какого-либо нового оборудования имеет свою специфику, которая выражается в том, что фирма-разработчик, которая готовит документацию и расчёты, не занимается массовым выпуском изделия (данную задачу выполняет завод-изготовитель). То есть проектировщики вырабатывают главные критерии безотказной работы оборудования, а в обязанности производителя входит строгое следование технической документации. Безусловно, что сборка «Технического файла», также как и оценка вероятности критического отказа, является обязанностью проектировщиков, как это и происходит в действительности. Однако является ли это достаточным для качественного прогнозирования аварийных ситуаций, остаётся неясным.

Для оценки безопасность использования того или иного оборудования, необходимо учитывать, когда может возникнуть аварийная ситуация и чем она грозит. Для ряда технических устройств – в основном использующихся в быту – оба вышеупомянутых фактора прорабатывает разработчик. Но большая часть производимого оборудования используется как компоненты промышленных агрегатов. В этом случае проектировщику под силу оценка только вероятности аварии данного устройства, но никак не прогноз серьёзности последствий, к которым может этот отказ привести. То есть разработчик сложной установки может снизить возможность аварии, проанализировав провоцирующие аварию факторы (к примеру, отсутствие дублирующего компонента) и указав лишь вероятный итог критического отказа (допустим, короткое замыкание). Оценивая последствия отказов оборудования по многобалльной системе, можно только сравнить серьёзность той или иной аварии. Однако для потребителя данная информация, как правило, бесполезна.

Согласно ТР (Технический регламент, — ред.), действующему в нашей стране, оценка степени риска должна быть проведена и зафиксирована при разработке оборудования. Впрочем, надзорные органы неофициально допускают эксплуатацию техники без прогноза аварий – его заменяют оценка вероятностей безотказного функционирования машин. Этому есть свои причины, иначе обеспечение подлинной безопасности оборудования сменится бумагомаранием о вариантах развития ситуации в случае отказа техники.

Государственный стандарт, регламентирующий процедуру оценки риска, гласит: если опасность аварии многокомпонентной системы зависит от того, как заказчик будет монтировать и эксплуатировать оборудование, то проектировщик анализирует возможность угрозы безопасности либо с помощью расчётов, либо путём экспериментов, либо на основании соответствующей статистики.

Когда появляется какой-либо регламент, заметно меняющий порядок подготовки документации по безопасности техники, крайне неразумно вводить его в действие, скажем так, «широким фронтом». Например, директива Евросоюза схожего содержания была предписана к исполнению лишь спустя пять лет после её принятия, что позволило привести в соответствие нормативные документы. Российским разработчикам и производителям также требуется провести определённые перестановки в списке техники, для которой обязательна сертификация. Например, заменить «особо опасную» садовую технику на котлы, турбины и химическое оборудование, то есть на объекты, сбой в работе которых действительно может породить опасные последствия.

Источник

Использование карты рисков для их выявления

Использование карты рисков для их выявления

Упрощенно технология управления в концепции приемлемого риска воспринимается как последовательность трех больших этапов выявления, оценки и минимизации. Предположим, что в ходе реализации первого этапа руководством сформулированы цели и поставлены задачи риск-менеджмента компании. Следующим шагом предстоит выявить и идентифицировать основные угрозы текущей и перспективной деятельности. Одним из действенных и наглядных инструментов такой работы является карта рисков.

Этап картографирования рисков

Самостоятельная борьба с рисками в бизнесе, как правило, начинается с традиционного SWOT-анализа и описания угроз. К этому подключается анализ документации: нормативной, финансовой, управленческой, маркетинговой, договорной. Исследуются действующие политики, регламенты, результаты сессионной стратегической деятельности. В ходе исследований и коллегиальной работы формируется состав внешних и внутренних факторов, способных оказать влияние на уровень рисков.

В результате выявленные угрозы подлежат сведению в единую таблицу, представляющую собой систему факторов риска с их перечнем, иногда именуемым профилем факторов риска. Помимо сводной таблицы целесообразно также разработать классификационную схему факторов с выделенными взаимосвязями между ними. Более конкретной формой выявления факторов служит их идентификация. Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:

  • вероятность проявления;
  • размер потенциального ущерба;
  • место возникновения;
  • уровень взаимосвязей между факторами и т.п.

Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами. В момент, когда мы начинаем осмыслять размер ущерба, возникает переход на второй этап технологии управления – стадию оценки. Измерение риска в рамках идентификации факторов и первичной оценки инструментально производится сначала качественно, а затем количественно.

Вторым инструментом измерения является картографирование. Когда мы только начинаем работу с факторами, мы стремимся описать их на уровне: вероятно – не вероятно, опасно – не опасно и насколько опасно. На этой основе можно осуществить построение карты с осями абсцисс, по которой выстроена шкала опасности, и ординат, с размещением на ней шкалы вероятности риска. Факторы находят отражение на созданном поле и получают на нем визуальное позиционирование.

Читайте также:  Сообщение оборудование для теста

модель карты риска

Каждая компания сама устанавливает понятие опасности и единицы ее измерения. Для руководителей одной компании под ней понимается упущенная прибыль, для других – доход. Для примера можно предположить, что опасность в пределах потери прибыли до 33% является неопасной, в диапазоне от 33% до 67% опасность допустима, а свыше 67% уже неприемлема. Некоторые авторы полагают, что опасным может быть фактор, если он может привести к потерям прибыли полностью (100%). Диапазон вероятности от 0 до 1 делится на три или более группы, предположим:

  • от 0 до 0,2 – маловероятно;
  • от 0,21 до 0,65 – вероятно;
  • свыше 0,65 – весьма вероятно.

Представленный выше пример разбиения диапазонов не является догмой, в каждом конкретном случае подход индивидуален. Далее ответственные сотрудники, взяв данные заполненной таблицы факторов риска (форма размещена ниже), переносят каждый фактор на карту риска с учетом вероятности и опасности. В зависимости от сектора матрицы, в который попадают факторы, можно увидеть на карте, к какой зоне риска они принадлежат.

система факторов риска

Анализ карт рисков

Построение или коррекцию карты рекомендуется делать один раз в квартал. Каждый раз после такой работы следует проводить анализ. Он позволяет отсечь группу рисков, являющихся опасными (выше проведенной красной линии на карте). Кроме того, очевидными становятся неопасные риски, попавшие в квадранты ниже синей прочерченной линии. Карта рисков в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы.

  1. По группе рисков выше красной черты следует разработать план немедленных (первоочередных) мероприятий.
  2. По группе рисков, входящих в зону между красной и синей чертой, требуется разработка плана годовых мероприятий.
  3. По рискам, расположенным ниже синей черты, необходимо создать план контролируемых мероприятий для того, чтобы со временем они не перешли в разряд допустимых или даже опасных.

визуальная форма карты риска

Выше показан пример иного представления карты. Внутри кругов проставлены значения вероятности фактора. В самой верхней части карты мы наблюдаем два риска, которые можно с уверенностью назвать ключевыми. Под ключевыми рисками следует понимать такие угрозы, которые способны нанести непоправимый, катастрофический ущерб бизнесу. Среди ущерба подобного типа можно назвать остановку непрерывного производства в условиях рисков техногенных катастроф, например, в металлургии, или даже потерю самого бизнеса при угрозе появления так называемых «убийц технологий».

Карты рисков могут быть сформированы не только в графической, но и в табличной форме. Ниже вашему вниманию представлен пример такой карты. По строкам размещены факторы риска, а шкалы вероятности и степени опасности последовательно размещены в столбцах. Таблица заполняется путем проставления «+» в ячейках, соответствующих факторам риска по двум основным параметрам оценки. В зону самых опасных рисков попадают факторы, имеющие отметку в каждом третьем столбце. В нашем примере это «рост себестоимости производства продукции». Контролируемые риски, наоборот, имеют отметки в каждом первом столбце. В примере к таким относятся «рост запасов» и «текучесть персонала».

пример карты рисков

При построении карты рисков возникает резонный вопрос: «Можем ли мы ошибаться?». Конечно! Ошибка может заключаться в выборе экспертов. И сами эксперты способны совершать ошибки, разворачивая ситуацию в субъективной оценке факторов. Но делая оценку регулярно и вводя ее результаты в фокус своего внимания, лица, принимающие решения, раз за разом учатся выявлять застарелые проблемы и находить новые угрозы. Помимо этого, формируется навык грамотно расставлять приоритеты и своевременно минимизировать риски. В любом случае, настоящий инструмент эффективен сам по себе.

Источник

КАРТА РИСКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных экономических условиях все предприятия сталкиваются с финансовыми рисками и необходимостью их минимизации и нейтрализации. Практически каждая финансовая операция сопряжена с тем или иным финансовым риском.

Риск — это ситуация неопределенности, результат которой невозможно полностью предсказать, а сам результат может, с одной стороны, принести денежные или другие формы убытка, а с другой стороны принести финансовую или другую форму выгоды.

В условиях современного рынка, для получения конкурентных преимуществ, предприниматели постоянно вынуждены идти на риск, применяя инновационные технологии, внедряя новаторские идеи, идя на смелые, нетривиальные действия. Все это, без сомнений, лишь усиливает опасность рисков и именно поэтому так важно правильно оценивать финансовые риски и уметь ими управлять.

И.Т. Балабанов определяет финансовый риск как спекулятивный риск, который возникает вследствие совершения финансово-кредитных и биржевых операций и может нанести финансовый ущерб .

Э.А. Уткин определяет финансовый риск как возникающий в сфере отношений между предприятием и банками и другими финансовыми институтами риск, который определяется отношением заемных средств к собственным .

Е. Патрушева подходит к определению финансового риска как к разновидности предпринимательского риска, который означает угрозу денежных потерь .

И.Д. Сердюкова под финансовым риском понимает обусловленные макроэкономическими и внутрифирменными факторами и условиями риски потери или получения дохода, связанные с движением финансовых потоков .

И.А. Бланк определяет финансовый риск как вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в условиях неопределенности осуществления финансовой деятельности неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала .

Дж. К. Ван Хорн определяет финансовый риск как риск неплатежеспособности и риск изменения доходов акционеров .

Иными словами, финансовый риск- это результат субъективного выбора альтернативного решения, направленного на достижение желаемого финансового результата в условиях вероятных финансовых потерь ввиду неопределенности условий реализации данного решения.

С середины ХХ века активно изучается и развивается система управления финансовыми рисками. Глобализация, рост конкуренции, тенденция дерегулирования финансовых рынков, увеличение объемов финансовых операций, мировые финансовые кризисы, — все это служит предпосылками выделения управления финансовыми рисками в отдельную науку.

Управление финансовыми рисками — это особый комплекс мероприятий, система принятия и реализации управленческих решений, которая направлена на выявление, определение, предотвращение и нейтрализацию финансовых рисков, которым предприятие подвергается в процессе своей деятельности. Управление финансовыми рисками осуществляется на уровне стратегического планирования и оптимизации деятельности компании с учетом наиболее эффективного способа распределения капитала в условиях риска. Изначально управление финансовыми рисками осуществлялось на уровне отдельных специалистов, которые при необходимости оценивали отдельные риски, не рассматривая их как отдельные инструменты, оно происходило эпизодически, ограничиваясь отдельными видами деятельности организации. Сегодня же управление финансовыми рисками рассматривает финансовые риски в единой системе, оно проводится на уровне всего предприятия, координируется высшим руководством, осуществляется непрерывно и охватывает все виды деятельности предприятия.

Основными методами управления финансовыми рисками являются:

1. Метод избежания риска.

Полный отказ от совершения любых действий, связанных с риском.

2. Метод лимитирования риска.

Создание системы нормативов, контролирующих деятельность организации в отношении заемных средств, дебиторской, кредиторской задолженности, вложений в финансовые инструменты и т.д.

3. Метод хеджирования.

Заключение сделок на срочных финансовых рынках с целью страхования ценовых рисков, возникающих при покупке опционов, заключении фьючерсных контрактов и других сделок с финансовыми инструментами.

4. Метод диверсификации.

Комбинация различных рисков путем диверсификации объекта финансовых рисков.

5. Метод передачи (распределения) рисков.

Передача части рисков по отдельным финансовым операциям партнерам.

6. Метод самострахования (внутреннее страхование).

Создание предприятием собственных резервных фондов, которые могут быть использованы при наступлении рисковых событий и направлены на устранение их негативных последствий.

7. Метод страхования финансовых рисков.

Заключение договоров со страховыми компаниями в целях защиты имущественных интересов компании.

Для того чтобы эффективно управлять рисками, необходимо, в первую очередь, идентифицировать риски и определить степень вероятности их наступления. Одним из самых универсальных и наглядных методов решения данной проблемы является карта рисков, которая позволяет наглядно отобразить все финансовые риски компании с учетом их опасности и вероятности наступления.

Читайте также:  Как рассчитывается коэффициент интегральной загрузки оборудования

Являясь основой идентификации, анализа и планирования финансовых рисков компании, карта рисков составляется в процессе мониторинга и управления рисками с целью создания и поддержания эффективной системы их минимизации и управления.

Составление карты рисков похоже на проведение SWOT анализа, так же анализируется внутренняя и внешняя среда компании, определяются ее сильные и слабые стороны.

Для идентификации и анализа каждого риска возможно использование паспорта риска, в которой включается:

1. Описание риска:

a. Наименование риска,

b. Описание риска,

c. Причины его появления,

d. Последствия риска,

e. Владелец риска.

a. Влияние риска

Степень воздействия риска на цели предприятия. Ее следует определять либо в денежных единицах, либо в баллах от 1 до 5 (где 1- незначительные последствия, а 5 – катастрофические последствия, которые могут привести к банкротству).

b. Вероятность риска

Вероятность наступления риска определяется экспертным методом, в интервале от 0 до 1, а так же расставляют баллы от 1 до 5 ( где 1 – маловероятное возникновение риска, а 5 – неизбежное его возникновение).

c. Скорость реализации риска

Характеризует временной период от момента возникновения риска до момента, когда влияние риска в полной мере проявит себя.

d. Значимость риска

Произведение вероятности и влияния риска.

e. Способы реагирования на риск.

На основании паспортов рисков составляется карта рисков. Схематичное ее представление показано на рисунке 1.

Схема распределения рисков разделена на три зоны: в зелёную зону входят приемлемые для компании риски, наступление которых не приведет к серьезным последствиям; в желтую зону попадают риски, за которыми следует следить ввиду того, что их наступление может принести ущерб компании; в красную зону попадают риски, на которые необходимо незамедлительно реагировать, т.к. они несут огромные потери для компании. Границы этих зон называются границами толерантности.

Следующим этапом работы с картой рисков является составление плана действий для каждого риска. Цель этого этапа – понять, как переместить неприемлемые риски в зону допустимых или приемлемых рисков. При составлении плана работы с риском очень важно учитывать возможность возникновения новых опасностей в процессе его минимизации.

Если недопустимый риск возможно снизить до допустимого, то к нему можно в последствии применять метод уклонения от риска, если же смягчить недопустимый риск не представляется возможным, то принятие данного риска обязательно должно сопровождаться резервированием средств на случай непредвиденных обстоятельств.

Составленная карта рисков не должна оставаться неизменной, она должна реагировать и видоизменяться под влиянием принимаемых решений, выполняемых операций и хозяйственной жизни компании в целом. Под влиянием происходящих изменений могут появляться новые риски, а некоторые старые утрачивать свою актуальность, становиться незначимыми и несущественными для компании. Поэтому очень важно, что бы процесс мониторинга рисков в организации был налажен и осуществлялся непрерывно.

Карта рисков является универсальным аналитическим инструментом для выявления рисков компании, позволяющим благодаря своей репрезентативности быстро и эффективно принимать решения, с учетом значимости рисков, а так же подготавливать мероприятия по их минимизации.

Список литературы

1. АБАСОВА Х.А. Теоретические аспекты управления финансовыми рисками на предприятии // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-upravleniya-finansovymi-riskami-na-predpriyatii (дата обращения: 20.05.2017).

2. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. Киев: Ника-центр, 2013. С. 169.

3. Романова И.Б., Ермишина О.Ф., Сажина С.С., Иванчук А.В. Внутренний аудит и внутренний контроль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта: от теории к практике // Успехи современной науки и образования. 2016. Т 2. № 4. С. 64-66

4. Управление финансовыми рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. П. Хоминич [и др.] ; под ред. И. П. Хоминич, И. В. Пещанской. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 345 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01019-0.

5. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности : учебник и практикум / Н. А. Пименов ; под общ. ред. В. И. Авдийского. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 413 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

6. Implementing Enterprise Risk Management: From Methods to Applications (Wiley Finance) 1st Edition by James Lam 2017

Источник

Карты риска для оборудования

ГОСТ Р 54124-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Safety of machinery and equipment. Risk assessment

Дата введения 2012-06-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международных стандартов, указанных в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 818-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международного стандарта и документа:

ISO 14121-1:2007* «Safety of machinery — Risk assessment — Part 1: Principles»;

ISO/TR 14121-2:2007 «Safety of machinery — Risk assessment — Part 2: Practical guidance and examples of methods».

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на машины и оборудование, в том числе бытового назначения, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования.

Стандарт устанавливает общие принципы, применяемые при решении задач оценки риска и его снижения (в соответствии с ГОСТ Р 12100-1* и ГОСТ Р 12100-2**):

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007;

** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007. — Примечание изготовителя базы данных.

— определение ограничений, накладываемых на машину и (или) оборудование при их использовании по назначению;

— идентификация опасностей и связанных с ними опасных событий;

— расчет риска для каждой идентифицированной опасности и опасного события;

— оценка степени риска и принятие решения о необходимости его снижения;

— принятие защитных мер по устранению опасности или уменьшению степени риска, связанного с этой опасностью.

Указанные принципы оценки риска обобщают знания и опыт, полученные в ходе проектирования и эксплуатации машин и (или) оборудования, а также во время связанных с ними инцидентов и несчастных случаев, и позволяют оценить риск событий, которые могут иметь место во время жизненного цикла той или иной единицы машин и (или) оборудования.

В настоящем стандарте приведены рекомендации в отношении сведений, которые необходимы для выполнения оценки риска. Описаны методы определения источников опасности, а также оценки связанного с ними риска.

Читайте также:  Оборудование прогулочной веранды в детском саду

В настоящем стандарте приведены также рекомендации по принятию решений, относящихся к безопасности машин и (или) оборудования, а также по ведению типовой документации, необходимой для выполнения оценки риска.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования

ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 51901.12-2007 Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 анализ риска: Изучение технических требований к машине в части ограничений, идентификация опасности и расчет степени риска.

3.2 вред: Причинение ущерба здоровью человека, окружающей среде, имуществу, экономические потери.

3.3 допустимый риск: Значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции.

3.4 задача: Определенные работы, выполняемые одним или несколькими лицами посредством или в непосредственной близости от машины и (или) оборудования в течение их жизненного цикла.

3.5 защитные меры: Меры, предпринимаемые для адекватного снижения степени риска.

Примечание — Защитные меры могут быть предусмотрены:

— конструктором (разработка безопасной конструкции машины, средств защиты и дополнительных защитных мер, информации для пользователя);

— проектантом опасного производственного объекта (технологической системы), применяющим машину (совокупность машин) и (или) оборудование.

— пользователем (осуществление безопасной эксплуатации, технический контроль, система допуска к работе; применение дополнительных защитных мер; использование средств индивидуальной защиты; обучение персонала).

3.6 использование машины и (или) оборудования по назначению: Использование машины и (или) оборудования в соответствии с информацией, содержащейся в документах для пользователя.

3.7 критическое воздействие: Воздействие со стороны машины и/или оборудования, которое может иметь место при нормальном их функционировании, связанное с внутренне присущими им опасными свойствами, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением.

3.8 критический отказ: Отказ машины и/или оборудования, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и (или) возможного ущерба, связанного с его возникновением.

3.9 машина: Ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (обработки, переработки, перемещения или упаковки материала).

Примечание — Термин «машина» также распространяется на совокупность машин, которые размещаются и управляются таким образом, чтобы функционировать как единое целое.

3.10 оборудование: Применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единый комплекс.

3.11 обоснование безопасности: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки риска на стадии эксплуатации после проведения ремонта.

3.12 общая оценка риска: Общий процесс анализа риска и оценивания риска.

3.13 опасность: Источник потенциального причинения вреда.

Примечание — Термин «опасность» может быть уточнен в соответствии с причиной его происхождения (например, механическая опасность, электрическая опасность) или характера потенциального повреждения (например, опасность поражения электрическим током, опасность пореза, опасность воздействия токсических веществ, опасность возгорания).

3.14 опасная зона, зона риска: Пространство внутри машины или вокруг нее, в котором человек может подвергаться риску травмирования или причинения другого вреда здоровью.

3.15 опасная ситуация: Ситуация, возникновение которой может вызвать воздействие на объект вреда опасных и вредных производственных факторов.

Примечание — Такое воздействие может приводить к повреждению сразу же или спустя некоторое время.

3.16 опасное событие: Событие, которое может иметь место при критическом отказе машины (оборудования) и (или) при их критическом воздействии, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует специальных мер по снижению их частоты (уровня воздействия) и (или) возможного ущерба, связанного с их возникновением.

3.17 разработчик (проектировщик): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектную документацию на машину и (или) оборудование;

Примечание — Термины «разработчик», «проектировщик» при применении в отношении проектируемого объекта (например, опасный производственный объект: завод, цех, технологическая линия и др.) могут быть уточнены.

3.18 объект вреда, ущерба: Объект, которому наносится вред в результате воздействия факторов опасности.

Примечание — В качестве объекта могут рассматриваться люди, имущество, окружающая среда, животные и растения.

3.19 остаточный риск: Риск, остающийся после принятия защитных мер.

3.20 оценка риска: Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.

Примечание — Оценка риска может быть использована для содействия решениям по принятию или обработке риска.

3.21 поставщик: Юридическое лицо (например, разработчик, производитель, подрядчик, установщик, интегратор), осуществляющее поставку оборудования или предоставляющее услуги, связанные с производственными системами, отдельными их частями или машинами.

3.22 прогнозируемое неправильное применение машины: Использование машины способом, не предусмотренным конструктором, но который может быть результатом легко предсказуемого поведения человека.

3.23 расчет степени риска: Определение тяжести возможного вреда и вероятности того, что такой вред будет нанесен.

3.24 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

4 Общие положения

4.1 Машина и (или) оборудование являются потенциальными источниками опасности как при безотказном выполнении ими функций по назначению, так и в случае критического отказа.

4.2 Опасность нанесения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, жизни и здоровью животных, имуществу физических и юридических лиц, исходящая от машины и (или) оборудования при безотказном выполнении функций по назначению, включает:

Источник