Меню

Какое оборудование может размещаться в машинном помещении лифта

Какое оборудование может размещаться в машинном помещении лифта

Машинное помещение — это отдельное помещение, предназначенное для размещения оборудования лифтов. В зависимости от конструкции лифта оно может находиться над шахтой лифта (рис. 1.1), под ней (рис. 1.2) или сбоку от нее. Блочное помещение — это отдельное помещение, предназначенное для установки блоков. Оно располагается только над шахтой.

В машинном помещении (см. рис. 1.1) могут устанавливаться:

• лебедка 3 — подъемный механизм лифта;

• ограничитель скорости 1 — устройство, приводящее в действие механизм включения устройств безопасности, называемых ловителями, которые останавливают кабину и удерживают ее на направляющих;

• станция управления — низковольтное комплектное устройство (НКУ) 4, которое управляет работой лифта;

• монорельс 2 — устройство, предназначенное для подвешивания грузоподъемных средств, применяемых при ремонте для перемещения оборудования лифта;

• вводное устройство 16, обеспечивающее подачу и снятие напряжения с лифта;

• выключатели освещения машинного помещения и шахты;

• понижающие трансформаторы 20, преобразователи, выпрямители и другое электрооборудование, не входящее в состав НКУ;

• подвеска тяговых канатов (для лифтов с полиспастной подвеской);

• центральный этажный аппарат (копираппарат);

• отводные блоки и контршкивы, если они не входят в состав лебедки.

В машинном и блочном помещениях не допускается устанавливать оборудование и прокладывать не относящиеся к лифту коммуникации. В машинном и блочном помещениях могут находиться: механизмы и приспособления для обслуживания лифтов; оборудование для вентиляции и кондиционирования или обогрева воздуха, за исключением парового отопления; охранная или пожарная сигнализация; оборудование пожаротушения.

Машинное и блочное помещения оборудованиятиповых лифтов

Рис. 1.1. Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — монорельс; 3 — лебедка; 4 — низковольтное комплектное устройство управления; 5 — тяговые канаты; 6 — кабина; 7 — подвесной кабель; 8 — клеммная коробка; 9— направляющие противовеса; 10 — направляющие кабины; 11 — индикатор положения кабины; 12— дверь шахты; 13 — вызывной аппарат; 14 — пружинный буфер кабины; 15 — пружинный буфер противовеса; 16— вводное устройство; 17— канат ограничителя скорости; 18— противовес; 19— натяжное устройство каната ограничителя скорости; 20 — понижающие трансформаторы; 21 — шунт датчика замедления кабины; 22 — датчик замедления кабины; 23 — датчик точной остановки кабины; 24 — шунт датчика точной остановки кабины

Машинное и блочное помещения оборудованиятиповых лифтов

Рис. 1.2. Общий вид пассажирского лифта с нижним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — пружинный буфер противовеса; 3 — пружинный буфер кабины; 4 — отклоняющий блок; 5 — лебедка; 6 — подрамник; 7 —
станция управления

Не допускается прокладка в машинном и блочном помещениях паро- и газопроводов.

Не допускается использовать машинное и блочное помещения для прохода на крышу и в другие не относящиеся к лифту помещения.

Машинное и блочное помещения должны иметь сплошное ограждение со всех сторон и на всю высоту, а также верхнее перекрытие и пол.

Потолок блочного помещения может представлять собой плиту с расположенной на ней лебедкой, полностью перекрывающую проем над блочным помещением.

Машинное помещение должно быть оборудовано стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 200 лк на уровне пола, а блочное — стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность блока (блоков) не менее 100 лк.

Зоны размещения оборудования и его технического обслуживания должны быть оборудованы стационарной осветительной аппаратурой, обеспечивающей освещенность оборудования не менее 200 лк.

Вход в машинное и блочное помещения должен осуществляться через двери. Допускается вход в блочное помещение из машинного через люк.

Двери для доступа в машинное и блочное помещения, вместе с замками, должны выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2 и приложенную к дверной панели под прямым углом в любой ее точке и с любой стороны с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается.

Двери должны быть сплошными и не открываться вовнутрь. Минимальные размеры двери в машинное помещение 0,8 х 1,8 м, а в блочное — 0,6 х 1,4 м.

Крышка люка, предназначенного для доступа в блочное помещение, должна быть сплошной, не открываться вниз, за исключением случая, когда она связана с выдвижной лестницей. Ее минимальные размеры 0,8 х 0,8 м.

В закрытом положении крышка люка должна выдерживать без остаточной деформации нагрузку в 2000 Н, приложенную на площади 0,2 х 0,4 м в любом месте. Усилие, прилагаемое для открытия крышки должно быть не более 150 Н.

Двери и крышки люков для доступа в машинное и блочное помещения должны быть оборудованы замками, отпираемыми снаружи ключом, а изнутри помещения — без ключа.

Если доступ в блочное помещение осуществляется из машинного, то установка замка на крышке люка не требуется.

К крышке люка для подачи в помещения материалов и оборудования предъявляются те же требования. Ее допускается запирать только изнутри.

В блочном помещении устанавливают следующее оборудование:

• подвеску тяговых канатов для лифтов с полиспастной подвеской;

• выключатели освещения блочного помещения;

• выключатель цепи управления лифтом, предназначенный для отключения лифта во время проведения обслуживания оборудования блочного помещения или ремонтных работ.

Пол машинного и блочного помещений должен иметь нескользкое покрытие, не образующее пыли.

Вокруг отверстий над шахтой лифта должны быть устроены бортики, выступающие не менее чем на 0,05 м над уровнем плиты перекрытия или пола. Минимальное расстояние от края отверстия до проходящих через него подвижных элементов должно быть не менее 0,01 м.

Пол машинного и блочного помещений может иметь несколько уровней. Если разница уровней более 0,35 м, то для перехода с одного уровня на другой должна быть устроена стационарная лестница (ступени) под углом не более 60° к горизонту или оборудован пандус с углом наклона к горизонту не более 20°.

Если разница уровней превышает 0,5 м, то лестница (ступени), пандус и верхняя площадка в зоне перепада уровней должны быть ограждены перилами высотой не менее 0,9 м.

Высота в свету зон обслуживания оборудования в машинном помещении должна быть не менее 2,0 м, а проходов к этим зонам — не менее 1,8 м. Измеряется она от пола прохода или зоны обслуживания до элементов перекрытия.

Над вращающимися частями лебедки и расположенными в блочном помещении блоками должно быть свободное пространство высотой не менее 0,3 м.

Высота в свету блочного помещения, измеренная от пола до элементов перекрытия, должна быть не менее 1,5 м.

Для проведения ремонтных работ под потолком машинного помещения всех лифтов, кроме малого грузового, устанавливают устройства (балки) для подвески грузоподъемных средств, применяемых при этих работах. На них или рядом с ними указывают их грузоподъемность или допустимую нагрузку.

Перед устройствами управления должна быть предусмотрена зона обслуживания (свободная площадка). Ее глубина от наружной поверхности шкафов (панелей) должна быть не менее 0,75 м, а ширина равна полной ширине шкафа (панели), но не менее 0,5 м.

Размеры зоны обслуживания (свободной площадки) для обслуживания подвижных частей расположенного в машинном помещении механического оборудования должны быть не менее

0,5 х 0,6 м. Ширина проходов к зонам обслуживания должна быть не менее 0,5 м. При отсутствии движущихся частей ее можно уменьшить до 0,4 м.

У грузового малого лифта габариты и масса оборудования невелики, в связи с чем устройство машинного и блочного помещений этого лифта имеет некоторые особенности.

Читайте также:  Оборудование для центра зала магазина

Помещение для размещения лебедки и блоков грузового малого лифта допускается располагать под потолком верхнего обслуживаемого лифтом этажа. В этом случае их обслуживание должно осуществляться через проемы, закрываемые дверями, которые открывают специальным ключом.

В случае, если высота от уровня пола верхнего этажа до пола помещения, в котором размещаются лебедка и направляющие блоки, не превышает 3 м, устройство стационарной лестницы для доступа к проемам не обязательно.

При таком размещении лебедки вводное устройство, НКУ и трансформаторы должны располагаться в непосредственной близости от шахты, в запираемом металлическом шкафу.

У грузового малого лифта машинное помещение может отсутствовать. В этом случае подъемный механизм ограждают прочным металлическим кожухом, запираемым на замок, а вводное устройство, НКУ, трансформаторы и выключатель размещают в непосредственной близости от лебедки, в запираемом металлическом шкафу. Перед дверью шкафа предусматривают проход шириной не менее 0,75 м для обслуживания НКУ.

Допускается размещение оборудования лифтов вне машинного помещения. При этом должны быть соблюдены требования ПУБЭЛ. Приведем некоторые из них.

1. Должна быть предусмотрена возможность обслуживающему персоналу самостоятельно покинуть зону обслуживания при заблокированной кабине.

2. Управление устройствами для проведения эвакуации пассажиров из кабины, а также проведения динамических испытаний должно осуществляться снаружи шахты.

3. Обслуживание и проверки оборудования, размещенного в шахте, допускается производить с крыши неподвижной кабины при выполнении следующих требований:

• неконтролируемое или непредвиденное движение кабины при проведении работ по обслуживанию и проверкам должно блокироваться. Для этой цели допускается использование ловителей;

• приведение в действие блокировочного устройства должно контролироваться электрическим устройством безопасности, размыкающим цепь безопасности.

4. Работы в приямке по техническому обслуживанию и проверке оборудования допускается выполнять при соблюдении следующих условий:

• должно быть предусмотрено устройство для остановки кабины. После остановки кабины расстояние между выступающими элементами кабины и полом приямка не менее 2,0 м;

• приведение в действие блокировочного устройства контролируется электрическим устройством безопасности, размыкающим цепь безопасности.

5. При невозможности обслуживания оборудования с крыши кабины или из приямка для этих целей должна применяться стационарная площадка. Она должна выдерживать без остаточной деформации нагрузку в 2000 Н, приложенную на площади 0,2 х 0,4 м в любом месте; должна иметь перила. Положение площадки в исходном (нерабочем) состоянии должно контролироваться электрическим устройством безопасности. Площадка должна быть оборудована устройством для перевода ее в рабочее положение, которое приводится в действие снаружи шахты.

6. Устройства управления должны быть защищены от несанкционированного доступа и обеспечивать:

• режим «Управление из машинного помещения»;

• индикацию о направлении движения кабины и о достижении ею зоны отпирания дверей или возможность наблюдения за работой привода.

Лифтостроительные фирмы, стремясь уменьшить стоимость лифта, повысить его надежность и упростить обслуживание, не только ведут работы по совершенствованию основных функциональных узлов, но и применяют новые компоновочные решения.

Так, финская фирма «КОНЕ» разработала компактную безре-дукторную лебедку с дисковым частотно-регулируемым приводом переменного тока EcoDisc, что позволило создать выжимной пассажирский лифт Monospace (рис. 1.3), у которого отсутствует машинное помещение. Лебедка размещается в шахте и закрепляется на направляющей кабины в зоне верхней этажной площадки. Обслуживание лебедки производится с крыши кабины. Станция управления (НКУ) устанавливается в стене ограждения шахты, рядом с дверью шахты верхней этажной площадки.

Такая конструкция лифта уменьшает капитальные затраты за счет отсутствия машинного помещения и снижает трудоемкость производства, монтажа и технического обслуживания.

Источник



Как устроены машинное и блочное помещения лифта?

Машинное помещение лифта может размещаться над шахтой, сбоку, снизу. Зачастую, машинное помещение лифтов находится сверху. Верхнее расположение считается более экономичным, чем нижнее, вследствие уменьшения числа промежуточных блоков, меньшей длины канатов. Блочное помещение располагается только над шахтой.

Основные требования

Помещение для механизмов подъемника оборудуется электрическим освещением, вентиляцией, отоплением. Требования предъявляемые к температуре устанавливают следующий температурный диапазон 5-40 °С.

В машинном отделении запрещено прокладывать коммуникации, размещать оборудование не относящееся к лифтам, использовать помещение для прохода в комнаты и проникновения на крышу. Доступ посторонних на территорию объекта строго запрещен.

Пожарная безопасность, согласно требованиям, обеспечивается сигнализацией, противопожарным спецоборудованием.

Регламентировать вопросы комплектации и обустройства призван ГОСТ 56943-2016. Межгосударственный стандарт устанавливает основные размеры, указывает требования к оснащению технический помещений для лифтов разного типа.

Устройство

Сплошное ограждение помогает обеспечить отделение машинных помещений от остального здания.

В машинном помещении лифта монтируется следующее оборудование:

  • ограничители скорости (обеспечивают торможение, включают ловители, удерживают подъемную машину на направляющих)
  • лебедки (поднимают кабину)
  • станции управления (управляют работой)
  • трансформаторы
  • электромеханические преобразователи
  • другие лифтовые запчасти

К важному оборудованию следует отнести включатели/выключатели, которые расположенные возле входа. Такое размещение дает возможность оперативно произвести отключение устройства при возникновении внештатной ситуации.

Если машинное помещение обслуживает несколько лифтов, каждое устройство маркируется соответствующим образом, что позволяет механику безошибочно определить какое устройство отвечает за конкретный подъемный аппарат.

Размеры

Площадь комнаты делится на зоны техобслуживания и монтажа механических модулей. Определяя габариты комнаты, необходимо учитывать размеры функциональных элементов лифта и возможность безопасного обслуживания оборудования персоналом.

Согласно требованиям, расстояние между деталями механизмов и стенами составляет минимум 500 миллиметров, стандартная высота машинного помещения зоны обслуживания обязана быть не ниже 2 метров, а проходов к ней не менее 1.8 метра. Для измерения высоты берется расстояние от пола до элементов перекрытия.

Дверь

Для обеспечения беспрепятственного выхода персонала, дверь машинного помещения открывается наружу. Требования предъявляемые к ней устанавливают минимальную высоту дверного проема — 1800 мм и ширину — 800 миллиметров. Кроме этого, дверь обязана быть сплошной, обитой листом железа, выдерживать нагрузку 300 Н, оборудоваться замком и соответствующую информационную табличку.

Доступ в блочный отсек обеспечивает люк. Зачастую он открывается вверх, однако, если используется выдвижная лестница, люк допускается открывать вниз. Крышка изделия уравновешивается грузом и обладает повышенной прочностью, позволяющей в закрытом положении выдерживать нагрузку 2000 H. Минимальный размеры конструкции в свету обязан составлять 800×800 миллиметров.

На люк устанавливается надежный замок, открывающийся снаружи ключом. Внутри конструкция открывается без использования ключа.

Освещение

Освещение машинного помещения позволяет проводить ремонт и обслуживание подъемного аппарата. Стационарное осветительное оборудование, устанавливаемое в служебном помещении, обязано обладать световым поток не менее 200 люкс на уровне пола в местах обслуживания оборудования, в проходной зоне минимальная освещенность равняется 50 люкс.

Пол машинного помещения пассажирских/грузовых лифтов оборудован твердым нескользким покрытием, которое не образует пыли. Если у пола несколько уровней, имеющих разницу высоты свыше 500 миллиметров, переход с одного уровня на другой обеспечивается стационарной лестницей или ступенями с поручнем.

Блочное помещение

Для размещения технических блоков над шахтой располагается блочное помещение, позволяющее обеспечить обслуживание лифтовых механизмов.

В него устанавливается следующее лифтовое оборудование:

  • ограничитель скорости
  • выключатели освещения, цепи управления
  • контршкивы
  • отклоняющие блоки
  • подвеска тяговых канатов

Основные размеры, влияющие на габариты блочной комнаты:

  • Дверь ≥ 60×140
  • Высота комнаты ≥ 150
  • Свободное пространство над вращающимися частями ≥ 30

Лифт без машинного помещения

Оборудование подъемника без машинного отделения располагается внутри лифтовой шахты. Лебедка может размещаться непосредственно на направляющих или в небольшом пространстве над шахтой. Возможность такого размещения возникла после появления безредукторной конструкции, позволяющей регулировать скорость, направление перемещения и остальные параметры лифта с помощью компактного частотного преобразователя. Шкаф управления в данных подъемных машинах обычно размещается в дверном проеме первого/последнего этажа.

Читайте также:  Отварные горячие блюда оборудование инвентарь посуда

Источник

§ 3. Оборудование машинного помещения

Вводное устройство (рис. 2.3) — это электротехническое устройство, предназначенное для подачи и снятия напряжения питающих линий на вводе в лифт. Каждый лифт получает питание от отдельного силового ввода здания (напряжение 380 В).

Вводное устройство устанавливается в непосредственной близости от входа в машинное помещение. Под ним размещают диэлектрический коврик для безопасности персонала.

Подъемный механизм (лебедка) представляет собой электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тягового усилия, обеспечивающего движение кабины лифта.

Общий вид вводного устройства

Рис. 2.3. Общий вид вводного устройства:
1 — крышка; 2 — траверса; 3 — изолирующее основание (плата); 4 — кожух; 5 — клеммное соединение; 6 — входной провод; 7 — нож; 8 — контактная стойка; 9 — рукоятка; 10 — шарнирные стойки; 11 — заземляющий провод; 12 — проходные конденсаторы; 13 — заземляющая шина; 14 — выходной провод

По типу привода различают лебедки с электрическим приводом постоянного или переменного тока. Наиболее распространен привод с электродвигателем переменного тока. Привод постоянного тока используют в основном на скоростных лифтах. По характеру кинематической связи между двигателем и канатоведущим органом лебедки подразделяют на безредукторные (рис. 2.4) и редукторные.

По типу применяемого канатоведущего органа различают лебедки барабанного типа и лебедки с канатоведущим шкивом. Наиболее распространены лебедки с канатоведущим шкивом (рис. 2.5), которые состоят из электродвигателя переменного тока 11, червячного редуктора 1, нормально замкнутого колодочного тормоза 12 с растормаживающим электромагнитом постоянного или переменного тока, соединительной муфты 9, канатоведущего шкива 2, штурвала 4, рамы 5, резиновых амортизаторов 7.

Безредукторная лебедка

Рис. 2.4. Безредукторная лебедка с дисковым электродвигателем переменного тока EcoDisk:
1 — направляющие кабины; 2, 8 — прижимные планки крепления лебедки; 3 — клеммная коробка; 4 — тахогенератор системы управления работой двигателя; 5 — растормаживающий электромагнит; 6 — дисковый ротор с канатоведущим и тормозным шкивами; 7 — тяговые канаты; 9 — корпус лебедки

Электродвигатель служит для создания вращающего или тормозного моментов на червячном валу редуктора. На лифтах со скоростью движения кабины до 1,6 м/с применяются асинхронные двухскоростные электродвигатели, на лифтах с более высокими скоростями используют электрические двигатели постоянного тока.

Редуктор предназначен для уменьшения числа оборотов, совершаемых электродвигателем лебедки, и одновременно для увеличения вращающего момента двигателя.

Лебедка с канатоведущим шкивом

Рис. 2.5. Лебедка с канатоведущим шкивом:
1 — редуктор; 2 — канатоведущий шкив; 3 — колпак; 4 — штурвал; 5 — рама; 6 — подрамник; 7 — упругий амортизатор; 8 — чашка; 9 — муфта; 10 — клеммная коробка; 11 — электродвигатель переменного тока; 12 — колодочный тормоз

Редукторы представляют собой закрытую червячную передачу, помещенную в чугунный корпус с двумя валами. На быстроходном валу расположена тормозная полумуфта, а на тихоходном — канатоведущий шкив. На лифтах применяются редукторы с червячными передачами, характеризующимися малыми габаритами, сравнительно большими передаточными числами и малой шумностью.

Тормозное устройство состоит из механического нормально замкнутого тормоза и электромагнита, работающего на постоянном токе, и предназначено для остановки кабины и противовеса и удержания их в неподвижном положении при отключенном электродвигателе. Для растормаживания используют усилие, которое создает тормозной электромагнит.

Канатоведущий шкив предназначен для преобразования вращательного движения тихоходного вала редуктора в поступательное движение тяговых канатов кабины и противовеса. Канатоведущий шкив изготавливают из чугуна или стали. На ободе располагают кольцевые канавки (ручьи) для укладки канатов. Для предотвращения проскальзывания канатов во время работы лебедки этим канавкам придают специальный профиль (рис. 2.6). На пассажирских лифтах применяются шкивы с тремя, четырьмя, шестью и более канавками.

Профили канавок канатоведущего шкива

Рис. 2.6. Профили канавок канатоведущего шкива:
а — полукруглый; б — полукруглый с подрезом; в — клиновой; г — клиновой с подрезом

Соединительная муфта состоит из двух частей, соединенных между собой пальцами с резиновыми прокладками. Одна часть (тормозная полумуфта) находится на валу электродвигателя, и на нее накладываются колодки тормоза, другая часть находится на валу редуктора.

Штурвал устанавливается на свободный конец быстроходного вала редуктора и предназначен для перемещения кабины вручную. Штурвал может быть закреплен постоянно (в этом случае он создает дополнительный момент инерции на валу редуктора) или может быть съемным, тогда он используется только для перемещения кабины и хранится в машинном помещении.

Рама лебедки служит для размепдения и крепления оборудования лебедки.

Амортизаторы необходимы для снижения шума и вибрации, которые возникают при работе лебедки.

Трансформаторы представляют собой электромагнитный аппарат, способный преобразовывать переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения. На лифтах применяются только понижающие трансформаторы (380/220 В, 380/24 В, 380/110 В и др.). Установка трансформаторов показана на рис. 2.7.

Установка трансформаторов

Рис 2.7. Установка трансформаторов

Шкаф управления — это низковольтное комплектное устройство, предназначенное для размещения электроаппаратуры, выполняющей автоматическое и дистанционное управление в электрической схеме лифтов. В нем расположено следующее оборудование:

  • автоматический выключатель для защиты электродвигателя лебедки от токов коротких замыканий и перегрузок;
  • автоматический выключатель для защиты электродвигателя привода дверей кабины от токов коротких замыканий и перегрузок;
  • предохранители для защиты электрических цепей лифта от токов коротких замыканий;
  • реле, выполняющие включение, переключение и отключение в электрической цепи лифта;
  • контакторы, осуществляющие автоматическое и дистанционное управление в цепи питания электродвигателя лебедки;
  • конденсаторы;
  • сопротивления;
  • клеммные рейки для крепления электрических проводов.

Станции управления на современных лифтах выполняют с применением электронных схем, они имеют небольшие габаритные размеры и систему оповещения о неисправности в цепи управления лифта.

Ограничитель скорости представляет собой устройство, предназначенное для приведения в действие ловителей (рис. 2.8).

Ограничитель скорости движения кабины должен приводить в действие механизм ловителей, если скорость движения кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15 % и составит не более чем 0,8 м/с для ловителей резкого торможения и 1,5 м/с для ловителей плавного торможения и ловителей резкого торможения с амортизирующим элементом при номинальных скоростях движения кабины не более 1 м/с.

Схема взаимодействия ограничителя скорости с ловителями

Рис. 2.8. Схема взаимодействия ограничителя скорости с ловителями:
1 — канат ограничителя скорости; 2 — опорная рама; 3 — концевой выключатель; 4 — рычаг; 5 — отводка ролика; 6, 7 — упоры

Ограничитель скорости противовеса должен срабатывать, если скорость движения противовеса вниз превышает номинальную не менее чем на 15 % и не более чем на величину, превышающую на 10 % верхний предел скорости для срабатывания ограничителя скорости кабины. Ограничитель скорости может быть установлен в машинном или блочном помещении, на кабине, на противовесе, в шахте.

Ограничитель скорости представляет собой механизм центробежного типа. На оси, закрепленной в корпусе, вращается механизм, состоящий из шкива с двумя клиновыми канавками и двух грузов, соединенных между собой пружиной.

Внутри корпуса имеются подвижные и неподвижные упоры, в которые упирается груз при увеличении скорости вращения шкива. В этот момент происходит остановка механизма и, как следствие, остановка каната ограничителя скорости, связанного с рычагом включения механизма ловителей. Поворот рычага приводит к включению ловителей.

Концевой выключатель — это электрическое устройство контроля перехода кабиной крайних этажных площадок, которое служит для размыкания цепи управления лифтом, если кабина проходит свои крайние рабочие положения, но не больше чем на 150 мм.

Концевой выключатель на лифтах с автоматическим приводом дверей устанавливают на раме ограничителя скорости, а на лифтах с распашными дверями — в шахте выше верхнего этажного переключателя и ниже нижнего.

Читайте также:  Мотоблок каскад и навесное оборудование к нему цены

Источник

§ 2. Машинное и блочное помещения

Лифт любого типа состоит из следующих конструктивных частей: строительной части; механического оборудования; электрооборудования. Строительная часть лифта служит для размещения лифтового оборудования. Она рассчитывается на нагрузки, возникающие при эксплуатации и испытаниях лифта. Строительная часть состоит из машинного помещения и шахты, в которых размещается все оборудование лифта. В зависимости от конструкции лифта в состав строительной части может входить и блочное помещение. Доступ посторонних лиц в эти помещения запрещается.

Машинное помещение предназначено для размещения оборудования лифта (рис. 2.1). Оно может быть размещено вверху над шахтой, внизу под ней или сбоку. Блочное помещение — это отдельное помещение, предназначенное для установки блоков.

Если машинное помещение расположено внизу, оно часто заливается грунтовыми и канализационными водами, а также требует увеличения длины канатов, так как они быстро изнашиваются из-за перегибов на блоках. Поэтому в современной застройке используют верхнее размещение машинного помещения.

На кинематических схемах, представленных на рис. 2.2, показаны примеры размещения машинных помещений.

Расположение оборудования в машинном помещении

Рис. 2.1. Расположение оборудования в машинном помещении:
1 — вводное устройство; 2 — шкаф управления; 3 — трансформатор; 4 — ограничитель скорости; 5 — лебедка

Машинное и блочное помещения должны иметь сплошное ограждение со всех сторон на всю высоту, а также верхнее перекрытие и пол. Двери должны быть сплошными, обитыми металлическим листом, открываться наружу и запираться на замок.

Пол машинного и блочного помещения должен иметь нескользкое покрытие, не образующее пыли. Температура воздуха должна быть в пределах 5. 25 °С. Помещения должны быть сухими и иметь электрическое освещение.

В машинном помещении не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем вентиляции и отопления этих помещений.

Не допускается использовать помещения для прохода на крышу или в другие помещения. Подходы к машинным и блочным помещениям должны быть освещены и свободны.

Кинематические схемы лифтов

Рис. 2.2. Кинематические схемы лифтов с верхним (а) и нижним (б) расположением машинного помещения:
1 — кабина; 2 — лебедка; 3 — тяговый (подъемный) канат; 4 — противовес; 5 — подвесной кабель; 6 — отклоняющий блок

У грузового малого лифта помещение для установки лебедки и блоков допускается размещать под потолком верхнего обслуживаемого лифтом этажа. В этом случае станция управления и трансформаторы должны располагаться около шахты в запираемом шкафу.

Для уменьшения стоимости лифта и упрощения его обслуживания лифтостроительные фирмы ведут работы по совершенствованию основных функциональных узлов и применяют новые компоновочные решения. Так, например, у выжимного лифта фирмы «КОНЕ» отсутствует машинное помещение. Специально разработанная лебедка размещается в шахте, и ее обслуживание осуществляется с крыши кабины лифта. Станция управления устанавливается в стене ограждения шахты, рядом с дверью шахты верхней этажной площадки. Такая конструкция лифта уменьшает капитальные затраты и снижает трудоемкость производства, монтажа и технического обслуживания.

Блочное помещение всегда расположено над шахтой. В нем размещается следующее оборудование:

  • отводные блоки и контршкивы;
  • ограничитель скорости;
  • выключатель цепи управления лифтом для отключения лифта при проведении работ в блочном помещении;
  • выключатель освещения блочного помещения.

Источник

Машинное помещение лифта — все что нужно знать!

Для размещения подъемного механизма пассажирских лифтов обустраивается лифтовое машинное помещение. Зонирование отдельного машинного отделения должно выполняться в соответствии нормативным документом. Устройства монтируются в определенном порядке, чтобы механики смогли быстро отреагировать в чрезвычайных ситуациях. Могут устанавливаться современные лифты без машинного помещения, о которых рассказывается в другой статье.

Требования к машинному помещению

Для соблюдения безопасности в процессе использования лифта необходимо знать, каковы требования к устройству технического зала. В отделении монтируется специальное оборудование, обеспечивающее безопасный подъем и опускание платформы. Комната должна вентилироваться и отапливаться в зимний период для предотвращения образования конденсата и поражения деталей ржавчиной.

По технике безопасности возле входных дверей устанавливаются выключатели для возможности быстрого и беспрепятственного доступа с целью оперативного отключения подъемника в экстремальных условиях. Запрещено монтировать устройства другого назначения и коммуникации, не принимающие участие в функционировании лифтового оборудования.

Используемый ГОСТ

Документом, регламентирующим все вопросы обустройства и комплектования машинных помещений, является ГОСТ Р 53770-2010, которым определены размеры и оснащение технических залов для лифтов разного типа.

Основные размеры

Габариты комнаты рассчитываются с учетом функционирования подъемного оборудования и безопасности обслуживающего персонала при ремонте, экспертизе или регламентном обслуживания. Площадь делится на зону монтажа механических модулей и зону обслуживания.

Стандартная высота потолка выбирается с учетом удобного и безопасного перемещения специалистов. Для доступа к зонам установленного оборудования обеспечиваются проходы приблизительно 1,80 м. С целью безаварийной работы лебедки, между вращающимися частями и установленными блоками необходимо предусмотреть пространство более 30 см по высоте.

Расположение относительно шахты

В зависимости от типа подъемного механизма помещение обустраивается над шахтой. Также может размещаться под шахтой и с боку. Если в одном зале предусмотрено несколько грузоподъемных механизмов, то устройства маркируются для информирования механиков.

Применяемое освещение

Осветительная аппаратура должна обеспечивать возможность проводить техническое обслуживание и ремонт подъемного оборудования. Служебное отделение оборудуется стационарными световыми приборами от промышленной электросети со световым потоком 200 лк и более. В блочных отделениях стационарные устройства обеспечивают освещенность 100 лк.

Блочное помещение лифта

С целью размещения технических блоков и устройств, применяемых для обслуживания грузоподъемного механизма, над шахтой обустраивается блочное помещение. Также машинное и блочное помещение используется для размещения пожарной сигнализации, установки средств пожаротушения и монтажа охранных систем. Если позволяет конструкция лифта, устанавливается и подключается система вентиляции, отопитель и кондиционер.

Комната, в которой установлены механизмы, должна иметь надежные стены, пол и плиточное перекрытие. Запрещается прокладывать газовые трубопроводы, а также оборудовать проход на крышу и в другие технические комнаты, не относящиеся к грузоподъемному оборудованию.

Двери машинного помещения

Для входа в отделение обустраиваются двери. Изделия по правилам безопасности открываются наружу для беспрепятственного выхода персонала. Установлены минимальные размеры дверей для машинного цеха ‒ 0,8х1,8 м. В блочные помещения устанавливаются изделия с минимальным размером 0,6х1,4 м. В связи с повышенной опасностью при работе подъемного механизма к обслуживанию, ремонту и диагностике допускается только квалифицированный обслуживающий персонал, посторонним вход воспрещен. С этой целью на вход вывешивается предупредительная табличка. Двери имеют сплошную конструкцию и рассчитаны на нагрузку 300 Н.

Люки машинного помещения

Для обеспечения доступа в блочный отсек оборудуется люк. Он выполняется сплошным и открывается вверх. При использовании выдвижной лестницы допускается открывать люк вниз. Размеры изделия 0,8х0,8 м. Крышка отличается прочностью и выдерживает в закрытом положении нагрузку 2000 Н без деформации.

Люк оборудуется надежным замком, который снаружи открывается ключом. Изнутри конструкцию можно открыть, не используя ключ. При организации доступа в комнату из общего зала на крышке замок не устанавливается, предусматривается запирание изнутри.

Оборудование машинного помещения лифта

В лифтовом отделении монтируется вводное устройство для подачи напряжения и шкафы, в которых крепятся станции управления и контроллеры. Оборудование современных лифтов оснащается дисплеями, отображающими важную информацию. Монтируется:

Установка оборудования выполняется в строгом соответствии нормативным документам. Безаварийное функционирование подъемников зависит от качества и надежности установленных запчасти для лифтов и применяемых расходных материалов.

Источник