Меню

Как установить акустическое оборудование



Как расставить колонки в комнате правильно

Звучание интерьерной акустики определяется не только качеством колонок, но еще и их корректным расположением в помещении. Расстановка «на авось» может нивелировать преимущества самой дорогой аппаратуры, а правильное размещение – выжать максимум даже из бюджетной системы.

Любая комната работает как резонатор: стены, потолок, пол и предметы интерьера задают определенные частоты колебаний, звуковые волны пересекаются и отражаются от поверхностей, звучание искажается. Полностью избавиться от резонанса невозможно, остается только минимизировать его влияние при помощи правильной расстановки колонок.

Расположение колонок 2.0

В идеале звуковая волна должна дойти до слушателя, прежде чем она отразится от поверхностей или предметов. Для этого колонки устанавливают на короткой стороне помещения и поворачивают к слушателю под углом примерно 30 градусов. Но если комната значительно вытянута, громкоговорители лучше расположить вдоль длинной стены. Это позволит избежать излишнего подчеркивания басов, появления звона и грохота при воспроизведении музыки.

При установке важна не только физическая, но и акустическая симметрия. Например, если на левой стене есть окно, а на правой – полки с книгами, частотный баланс аудиоканалов будет нарушен. Ситуацию исправят плотные шторы.

Высокочастотный динамик располагают на уровне глаз сидящего человека, если это невозможно – чуть выше. На такое положение ориентируется большинство производителей. Отклонение от этой схемы чревато искажением амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), особенно это заметно на высоких частотах.

Для акустики с задним расположением фазоинвертора оптимальное расстояние от стены составляет 20-40 см, точная цифра устанавливается опытным путем. Более близкое расположение негативно сказывается на звучании: низкочастотные волны намного сильнее отражаются от стен, басы становятся более навязчивыми и «бубнящими».

Зона прослушивания

Оптимально, если колонки и зона прослушивания находятся в углах равностороннего треугольника, образуя так называемое «золотое сечение». При этом расстояние от громкоговорителя до слушателя должно составлять от 0,8 до 1,33 расстояния между колонками. Лучшее место для прослушивания находится в зоне 38-42% от общей длины комнаты.

Сабвуферы систем 2.1 устанавливают в том же направлении, что и колонки. Хотя при правильной настройке их местоположение роли не играет, чаще всего сабвуферы находятся в передней части комнаты.

Как расставить акустическую систему 5.1

Передние колонки, сабвуфер и зону прослушивания располагают по той же схеме, что в системах 2.0 и 2.1. Для остальной аппаратуры действуют следующие правила:

● Центральная колонка находится над или под телевизором. При этом высокочастотный динамик располагается на уровне ушей слушателя. Если не удается добиться такого положения, оборудование следует наклонить в нужном направлении.

● Тыловые колонки устанавливают под углом в боковых частях зоны прослушивания – позади дивана или кресла, но не сразу за ним. Расстояние между тыловыми громкоговорителями должно быть немного больше, чем между передними колонками. Если места не хватает, лучше направить их друг на друга либо вперед. Так звук будет максимально объемным.

Как правило, акустические системы (АС) ставят на специальные полки, стойки или прямо на пол в случае с крупными напольными системами. Для достижения хорошего звукового эффекта тыловые и фронтальные колонки должны располагаться в одной плоскости. Оптимальная высота составляет от 0,5 до 1,5 метров. Расстояние от каждого громкоговорителя до головы слушателя должно быть примерно одинаковым.

Не рекомендуется размещать колонки в углах комнаты, хотя это и кажется самым удобным решением. При такой расстановке проявляются значительные фазовые искажения (эхо) и сильные стоячие волны. Пространство между элементами АС должно быть пустым.

Как быть, если не получается расставить АС по схеме

Многие производители дают рекомендации по расстановке элементов акустической системы, но в стесненных условиях квартир не всегда удается следовать предложенным схемам. Особое внимание стоит уделить расположению передней и фронтальных колонок, а с тыловыми можно поэкспериментировать. На практике бывает достаточно поиграть настройками баланса, немного изменить расположение громкоговорителей, добавить текстиля в интерьер. Проверяя звучание акустической системы, лучше стоять к ней спиной.

Источник

Ставим колонки по фэн-шую или как улучшить звучание бесплатно

Обычно по неопытности, но многие люди предполагают, что покупка хорошего музыкального оборудования станет гарантом отличного звука. Звучит логично и само утверждение верное, только неполное. Ведь «гарант» получится реализовать и полноценно раскрыть исключительно при условии, что все элементы техники окажутся на «правильных» местах.

Какой должна быть «верная» планировка? Какие аспекты влияют на качество звука в помещении? Постараемся подробно ответить на данные вопросы в нашей статье.

Стоит отметить, что акцент на малоопытности изначально был сделан не просто так. Статья предназначена как раз для новичков в области акустики, вовсе не имеющих представления о том, как правильно расположить колонки. И которые просто хотят наслаждаться приятным звучанием. Различные деятели музыкального промысла или просто сведущие люди вряд ли извлекут для себя что-то новое.

Так ли значима расстановка, как о ней говорят?

Окружение АС — такая же составляющая звучания, как и сама аппаратура. Нюанс верной расстановки оборудования настолько важен, что даже условно недорогие музыкальные системы способны заиграть краше дорогостоящих, но расставленных «абы-как» либо «покрасивее». Ведь зачастую именно по указанным двум критериям выбираются точки размещения элементов АС.

И эти два подхода — «во, тут есть свободное место» и «отлично будет смотреться здесь», противоположны достижению приятного звучания. «Верно» расположить элементы музыкальной техники по случайности или придерживаясь вышеуказанных принципов невозможно. Расстановка для максимально хорошего звука в львиной доле случаев идет в разрез «красивому» положению.

Кроме того, к этому вопросу нужно подходить обстоятельно — со знанием дела. И не доверять его жене и даже себе (кто бы мог подумать?), если посредственно информационно подкованы.

Важно понимать, что простого и единого рецепта не существует — только свод определенных рекомендаций и правил, придерживаясь которых получится достичь желаемого результата.

Когда начинать планировать расстановку?

Вы могли логично предположить, что до покупки, а не после. Мысль дельная, однако в идеале начинать планировку нужно в начале капитального ремонта, чтобы успеть беспроблемно внести коррективы в отделку и другие детали. В таких обстоятельствах допускается создать помещение, близкое к совершенству с акустической точки зрения.

Но если момент упущен и обстановка комнаты уже окончательно сформирована, то неплохие перспективы по «наладке» акустической системы 2.1 или 5.1 аналогично имеются. «Потолок» результата, разумеется, пониже, но и так итог окажется более чем удовлетворительным. Тем более, данный вариант почти не предполагает денежных затрат.

«Категории» плохого звука

Негодный акустический эффект можно разделить на разные «симптомы». Затем, основываясь на «симптоматике», подобрать способы решения. И так:

  1. «Стоячие» звуковые колебания. Распознать этот фактор довольно легко — бас (низкочастотные звуки) в конкретных областях комнаты резко усиливаются или проседают.
  2. Ранние отражения. Голые стены (особенно гипсокартонные), потолки, пол превосходно выполняют звукоотражающую функцию. Если об этом предварительно не задуматься и поставить музыкальную систему близко к подобным поверхностям, то получите перевес в сторону высокочастотных колебаний в отраженных звуковых волнах. Это явление пагубно сказывается на слуховом восприятии источника звука и искажает равномерность звучания.
  3. Реверберация. Представляет собой показатель затухания звуковой волны и может быть избыточным или слишком слабым. Невозможно назвать комфортным условие, при котором звук затухает долго или быстро — оптимальное значение где-то посередине. Важно не переусердствовать, выравнивая реверберацию в помещении.

Последний пункт достается многократному эхо. «Симптом» характеризуется быстрым повторением звука. Причиной возникновения выступает крайне «удачный» выбор расположения колонки между двух параллельных поверхностей с отменными отражающими характеристиками.

«Методичка»: общие рекомендации

Уже разбираетесь в факторах, негативно влияющих на звук, понимаете необходимость верного размещения АС и намерены его воплотить в жизнь? Самое время приступить к оглашению советов, которые помогут реализовать это аудиофильское намерение на практике. Рекомендации актуальны при расстановке любой системы и независимо от того, какие наблюдаются «музыкальные симптомы».

Не рассчитывайте на эквалайзер!

Достичь определенного прогресса программно можно, но не ожидайте «вау-эффекта». Этот рычаг воздействия способен лишь частично отрегулировать проблемы со звуком. К нему лучше всего прибегнуть уже в самом конце, как установите колонки в комнате, чтобы дополнительно улучшить и сбалансировать звук.

Симметрия — наше все!

Колонки должны быть расставлены симметрично — на одинаковом расстоянии от слушателя. При этом правило баланса касается и окружающей обстановки — желательно, чтобы позади и по бокам устройств воспроизведения были одинаковые объекты. Если за одной стоит шкаф, а за другой находится окно, то чего удивляться плохому звуку? Обязательно постарайтесь уравнять окружение.

Читайте также:  Фасовочно упаковочное оборудование кратко
Отражающие поверхности — худший враг

Твердые и однородные материалы, как зеркало, камень или металл, эффективно отражают звук. Если они ничем не прикрыты — аудиофилу с тонким слухом можно только посочувствовать. Потому всевозможные стеклянные, каменные стенки и т.п. следует прикрыть шторкой, ковром или иным «тканевым» предметом (например, мягкой мебелью). То есть, в близости от элементов акустической системы 5.1 (или 2.1, 7.1) должно быть поменьше неприкрытых твердых поверхностей.

Также, если висят картины, то их лучше убрать и взамен разместить шумопоглощающие панели. Они выглядят довольно современно и привлекательно — не испортят интерьер и свободно впишутся в него.

В борьбе с отражающими поверхностями важно не переходить грань. Если на излишнем энтузиазме перестараетесь, то из чрезмерно звонкой, комната превратится в приглушенную. И тогда придется несколько «антиотражающих» действий отменить. Потому проверяйте, насколько преображаются акустические условия по мере внесения ваших корректировок.

Отодвиньте колонки от задней стены

Слишком близкое нахождение динамиков к стенной поверхности гарантирует появление проблем со звучанием. Насколько двигать — вопрос индивидуальный. Зависит от модели музыкального устройства, окружающих материалов и других факторов. Просто отодвигайте и прислушивайтесь, в каком положении звук будет лучшим без отражения от стен.

Кстати, слушателя это правило аналогично касается, пусть и в меньшей степени — желательно, чтобы за головой в период эксплуатации АС была мягкая поверхность (к примеру, подушка).

Наличие боковых стен неподалеку тоже в плюс не пойдет. Особенно, если они параллельные. По каким-то причинам удаленно поставить колонки от горизонтальных\вертикальных «отражателей» не выйдет? Тогда позаботитесь об аннуляции вероятности возникновения ранних отражений — материалы, поглощающие звуки, в помощь.

Примечание! Домочадцы против перемещений устройств воспроизведения подальше от вертикально-горизонтальных поверхностей? Можно заткнуть заглушкой фазоинвертор (по обычаю он располагается в задней части колонок), тем самым ослабив мощность баса и убрав сопутствующие искажения. Это решение на крайний случай, т.к. приводит к тихому звучанию низких частот в сравнение со средними/высокими.

Кабели

Используйте исключительно акустические провода, пусть даже дешевые от малоизвестных производителей. Они окажут значительное положительное влияние на звучание по сравнению с обычными кабелями. Кроме того, постарайтесь вовсе минимизировать длину проводов, идущих от колонок к усилителю — аналогично получите взлет по звуку.

Применяем советы на практике: как расположить колонки 2.1?

Изначально помечаете «центр» планировки — это ваше расположение при прослушивании. Если речь про систему звучания для телевизора/домашнего кинотеатра, то по обе стороны от него ставим колонки — каждая под углом примерно 30 градусов от центральной точки. Они должны стоять на высоте ушей слушателя и направлены на него же.

Расстояние до задней стены — около 30-40 см, а боковые чем дальше, тем лучше. Возможно, тех 40 см будет недостаточно и понадобится двигать еще — как уже было сказано, обобщающей нормы нет. Предварительно не забываем провести звукоизоляционные мероприятия.

Если отсутствует желание, то с сабвуфером можно особо не заморачиваться. В стандартной «правильной» планировке достаточно его поставить в передней части комнаты. Главное, чтобы он не оказался где-то в углу, закрытый занавеской.

Неравнодушны к экспериментам? Тогда вперед, подбирайте подходящее место на слух, учитывая простой принцип — чем ближе к вертикальным поверхностям, тем мощнее бас. Предупреждаем — это процедура довольно времязатратная и придется «исколесить» с сабвуфером в руках чуть ли не каждый участок комнаты.

Как располагать колонки 5.1?

Месторасположение фронтальных динамиков и сабвуфера выбирается по системе 2.1. Отличия появляются в подборе точки размещения для:

  • центральной колонки. Ее обычно ставят под центром телевизора или над ним. Если представляется возможным, то ВЧ-излучатель поставить на уровень глаз. Но можно обойтись и просто направлением в нужную сторону, но и эффект менее весомым;
  • тыловых колонок. В отличие от передних, они ставятся по бокам и чуть позади точки прослушивания — также в одной плоскости. Заодно, расстояние между тыловыми динамики превышает оное меж фронтальных. И размещаться они должны на 30-60 см выше ушей человека — тогда звук станет максимально объемным и детализированным. Направление — на слушателя.

Разумеется, не забываем про отражающие поверхности и другие аналогичные детали, пока ставим центральные\тыловые колонки. В конце «отшлифуйте» все настройкой эквалайзера.

Подведение итогов

Качество звучания в немалой степени зависит от того, насколько правильно расставлены элементы АС. Без денежных вложений можно добиться удовлетворительной акустической обстановки, но и по времени предстоит потратиться изрядно. Аудиофилы, настроенные добиться максимума от возможностей аппаратуры, готовьтесь затеять капитальный ремонт или хотя бы вложиться в покупку звукопоглощающих панелей.

Источник

Музыка в машине — устанавливаем автозвук своими руками

Магнитола в авто нужна всем. Старшему поколению послушать новости или шансон, людям средних лет насладиться джазом, роком и классикой, молодежи — весело и громко «поколбаситься» под электронную музыку или рэп.

В этой статье мы не будем затрагивать сложные системы Hi-Fi и Hi End, требующие серьезных затрат — покупки дорогостоящего головного устройства, кабелей, усилителей, конденсаторов и звуковых процессоров. А также расчета корпусов сабвуферов, сложных подиумов, настройки АЧХ.

Поэтому рассмотрим 3 вида простейших автомобильных аудиосистем с минимальным вложением финансов.

Улучшаем звучание штатной автомагнитолы и «акустики»

Заводское аудио в автомобиле, если это не премиум класс, оставляет желать лучшего и по функционалу, и по качеству звучания. Как улучшить мультимедиа в этом случае?

Замена головного устройства (ресивера) даст более-менее приличный звук плюс возможность воспроизводить аудиотреки с USB флешки, SD карты и внешнего входа AUX. Любителям мобильных гаджетов стоит обратить внимание на модификации с поддержкой смартфонов по USB и Bluetooth.

В таких моделях может присутствовать и система hands free, и зарядка мобильника. Причем телефонная книга выводится на дисплей автомагнитолы, что весьма удобно. Если увеличить бюджет — то получим полноценный мультимедийный центр на Android с навигацией, камерами, интернетом.

А вот нужен ли привод диска — решите заранее. Если вы не используете CD и DVD, то и переплачивать за эти функции незачем. Плюс лишний вес — дополнительная нагрузка на рамку. И объем — в стесненных условиях за приборной панелью иногда бывает непросто разместить крупный корпус вместе с пучком проводов и коннекторов линейных выходов.

Подключение простейшее — стандартным ISO разъемом (в крайнем случае — придется поменять местами красный и желтый провод). Однодиновые и двухдиновые рамки-переходники продаются практически под любые авто.

На полной громкости часто хрипят динамики. В том числе из-за того, что перегружается усилительная микросхема. Поэтому при замене магнитолы отдаем предпочтение изделиям с выходным трактом на полевых транзисторах (MOSFET).

Для постройки автозвука без внешнего усилителя важно выбрать акустическую систему с высокой чувствительностью (от 93 дБ). Поменяв OEM «колонки» на афтермаркет, получим более качественное и громкое звучание.

Если штатная магнитола не воспроизводит mp3, а вкладывать средства нет желания — подойдет простейший FM-трансмиттер (модулятор). С его помощью даже кассетное радио будет воспроизводить современные форматы по радиоканалу. Но искажения на большой громкости никуда не денутся, и диапазон воспроизводимых частот будет ограниченным — о глубоком басе и «звенящих верхах» придется забыть.

Сабвуфер в дословном переводе — поднизкочастотная динамическая головка. В интернете встречается написание «саб, супервуфер, супербуфер, бубуфер, самбуфер». Акустическое оформление (тип корпуса) бывает четырех видов — free air (бескорпусной бесконечный экран, применим на машинах с кузовом седан), закрытый ящик, фазоинвертор, бандпасс — в последнем случае диффузор снаружи не виден, и его невозможно повредить.

Даже самый недорогой сабвуфер многократно улучшит воспроизведение басов. При желании, корпус можно изготовить своими силами из фанеры, МДФ или ДСП. Но для этого нужно обладать минимальными столярными навыками и придется узнать, что такое добротность, резонансная частота, параметры Тиля-Смолла.

Автомагнитола + 4 динамика — классическая схема

Это наиболее бюджетный и распространенный способ озвучивания авто. Музыка такой конфигурации может играть достаточно громко и намного качественнее заводского аппарата. Как правило, для такой схемы приобретают коаксиальную акустику. Для передних дверей — 5-6,5” (13-17 см), в заднюю полку — «овалы» («блины») 6х9 дюймов. Не стоит увлекаться количеством полос коаксиалов, достаточно двух — 99% людей не услышит пьезоэлектрического супертвитера на 22 килогерцах.

Читайте также:  Все типы лабораторное медицинское оборудование

В общем случае, чем мягче подвес и больше диаметр диффузора — тем ниже звук динамик может воспроизвести при небольшой мощности. Если для вашего автомобиля продаются готовые подиумы — воспользуйтесь этим решением. Особенно актуально, если штатные места под диаметр 10 см (4”) — в этом случае переход на 16-сантиметровые громкоговорители даст ощутимый эффект в плане мидбаса.

  • Чтобы поднять звуковую сцену выше (если о ней уместно говорить в контексте данной конфигурации), желательно спереди установить компонентную акустику («разнесенки»). Отдельное ВЧ-звено (твитеры, «пищалки») располагаем на передних стойках ветрового стекла, по углам торпедо, или в зоне крепления боковых зеркал.
  • Для более плотного баса требуется заменить в хетчбеке заднюю полку на фанерную. В седане нужно вырезать металл кузовной панели и усилить конструкцию (изготовить деревянные проставки между основанием и облицовкой). Владельцам универсалов придется приложить больше усилий, разместив «колонки» в задних дверях или боковых нишах багажника.
  • Идущие в комплекте к динамикам провода по возможности заменить на более толстые и качественные (сечением от 0,75 мм²), а питание магнитолы подключить через предохранитель напрямую к аккумулятору через 2,5 кв.мм. в гофре (управляющий провод берем от штатного гнезда подключения или замка зажигания).

В данной конфигурации можно применить и 4-канальный усилитель.

Если в машине отсутствует аудиоподготовка — не забудем про антенну.

Автозвук 2.1 — 2 «колонки» и сабвуфер

Это уже достаточно серьезная конфигурация с внешним усилителем, позволяющая получить достойное качество.

По бюджету и сложности установки разделим этот тип на три варианта подключения:

  • Простой. Фронтальные «колонки» подключаем к головному устройству, сигнал на активный сабвуфер (в нем уже встроен усилитель) берем с линейного сабвуферного выхода магнитолы или от тыловых каналов.
  • Быстрый. Компонентный «фронт» — от «головы», «саб» — через одноканальный моноблок D-класса или двухканальный автоусилитель, подключенный «мостом».
  • Правильный. Система с четырехканальным усилителем, где головное устройство используется только как источник слаботочного сигнала. Передние каналы подключаем каждый к своему разъему, тыловые объединяем по мостовой схеме. Можно использовать «трехканальник» — выпускаются и такие модели.

Для такой аудиосистемы понадобится купить комплект проводов. Чем большего сечения — тем лучше (8-го гейджа достаточно). Если планируется для громкости оставить тыловые динамики — подключим их к соответствующим выходам ресивера.

Какой бы способ вы ни выбрали, чтобы результат не разочаровал, начать следует с минимальной шумо-виброизоляции дверных карт. Вместо дорогого «Динамата» или «вибропласта» можно применить самоклеющийся виброизол со строительного рынка и пенополиуретановые маты.

Предела совершенству нет — если серьезно увлечетесь автозвуком, то впоследствии придете к дорогостоящей аудиосистеме с поканальным усилением для SQ или полным багажником сабвуферов для SPL. Но даже предложенные в статье варианты способны серьезно улучшить звучание в салоне вашего автомобиля уже сегодня.

Источник

Как правильно расставить колонки: 10 шагов. Инсталлируем систему правильно

Инсталлируем систему правильно

Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.

1. Ориентируем систему по длинной стороне зала

Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.

2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние

Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.

Источник

Как правильно установить в доме колонки

Как правильно установить в доме колонки

Стремительное развитие технологий и снижение стоимости отдельных компонентов увеличивают доступность акустических систем среднего и высокого класса. Соответственно, растет и число меломанов, которые стремятся в домашних условиях получить максимально качественное звучание любимых музыкальных произведений и звукового сопровождения просматриваемых фильмов. Самым очевидным путем улучшения чистоты и силы звука является приобретение наиболее качественных акустических систем. И действительно, никакие ухищрения не помогут получить сочное и чистое звучание, например, от дешевых активных компьютерных колонок — они просто физически не способны выдавать чистый звук во всей полосе частот, слышимых человеческим ухом. Поэтому высокое качество громкоговорителей вашей акустической системы является необходимым фактором для получения качественного звука.

Для хорошего звука нужна хорошая акустика

Однако один только выбор высококачественных акустических систем и аппаратуры воспроизведения не гарантирует однозначно получение желаемого результата. Точно такие же громкоговорители, как и те, что замечательно звучат у соседа или у знакомого, почему-то глухо и невыразительно воспроизводят те же самые произведения в вашей музыкальной комнате. Не стоит сразу бежать обратно в магазин и требовать возврата денег за бракованную акустику (хотя вариант брака и не исключается). Скорее всего, причина лежит значительно глубже и, чтобы разобраться в ней, придется немного углубиться в теорию звука.

Немного теории акустики

Как известно из школьного курса физики, слышимый нами звук является результатом воздействия на барабанные перепонки уха волнообразных колебаний воздуха. Основными параметрами звуковой волны являются спектр частот и амплитуда. Амплитуда является количественной характеристикой и определяет громкость звука, а спектр частот — качественной. Ухо человека устроено так, что способно воспринимать только определенный диапазон частот колебаний воздуха — примерно от 20 Гц до 20 кГц. В результате анализа головным мозгом постоянного изменения спектра частот и амплитуды слышимого нами звука мы и разделяем речь и музыку, шумы и тишину.

Для дальнейшего понимания происходящих со звуком процессов нам важно помнить, что звук — это волна. И как любой другой волновой процесс, звук подвержен таким физическим явлениям, как интерференция, дифракция и отражение.

Если коротко и крайне упрощенно, то интерференция звуковых волн — это явление сложения двух и более звуков одной частоты в одной точке пространства. Дифракция звука — это результат его взаимодействия с материальными объектами, чьи размеры сопоставимы с длиной волны. В результате этого взаимодействия волна меняет направление своего распространения, «огибая» препятствие. Что такое отражение, думаю, пояснять не нужно.

В итоге получается, что звуковые волны, распространяясь в помещении, в котором мы прослушиваем музыку, формируют весьма сложную систему взаимодействий с расположенными в комнате объектами и друг с другом. Стены комнаты, мебель и шторы, сами колонки и стойка с воспроизводящей аппаратурой — все это влияет на распространение звука. Получается, что идеальным вариантом для меломана является многокилометровая пустая сфера с подвешенными в центре колонками и слушателем. Но что делать реальному любителю музыки?

Установка многоканальной акустики

Начинать настройку домашних акустических систем следует всегда с их правильной расстановки в помещении. Рассмотрим сначала вариант размещения многоканальных систем домашних кинотеатров и объемного звука.

Как правило, требования к чистоте звука в акустике домашних кинотеатров несколько меньше, чем в высококлассных музыкальных системах. Главное, чего необходимо добиться при расстановке колонок в комплектах 5.1 или 7.1 (7.2), — правильное позиционирование источника звука для получения объемного звучания. Основные принципы при этом соблюсти достаточно несложно. Разберем их подробно.

Во-первых, фронтальные и тыловые динамики должны обязательно располагаться на высоте головы слушателя. Наиболее распространенным местом для слушателя является диван напротив телевизора, значит, колонки должны располагаться на высоте 100-120 см от пола. Фронтальные колонки и голова слушателя должны образовывать равнобедренный треугольник с углом у вершины в 50-60°. Именно фронтальные динамики определяют в конечном итоге качество звука, поэтому к их размещению необходимо отнестись наиболее ответственно.

Читайте также:  Газовое оборудование ловато четвертое поколение

Тыловые колонки располагаются на одном уровне со слушателем от телевизора или же немного дальше, если позволяет помещение. Расстояние от колонок до головы в идеале должно быть равным расстоянию до фронтальных динамиков или хотя бы сопоставимо с ним.

Идеальный вариант расстановки системы 5.1

Передняя колонка по очевидным причинам располагается выше или ниже экрана телевизора прямо перед слушателем. Проще всего определить местоположение сабвуфера. Так как человеческое ухо не способно улавливать направление на источник низкочастотного звука, то сабвуфер может находиться в любом месте помещения. Лучше всего, когда он находится за диваном или другим крупным препятствием. Тогда его звучание равномернее распределяется по всей комнате и уменьшается вероятность избыточного звукового давления на слушателя.

В акустических комплектах формата 7.1 (или 7.2) второй комплект тыловых колонок размещается на 30-45° дальше от переднего фронта на одном уровне за головой слушателя.

Оптимальная расстановка акустики 7.1

Вполне очевидно, что подобную расстановку каждого элемента акустических систем можно осуществить только в достаточно больших помещениях. В стесненных условиях городских квартир и относительно небольших комнат частных домов добиться идеального соответствия приведенным схемам зачастую невозможно. Но не стоит отчаиваться. На помощь в этом случае придет Его Величество Эксперимент. Уделите особое внимание правильной установке фронтальных и передней колонок, а тыловые размещайте в удобных местах. После их установки поиграйте настройками баланса и постарайтесь добиться одинаковой громкости от левого и правого каналов. Если настроить не удалось, попробуйте изменить положение колонок и повторите процедуру настройки. В большинстве случаев удается достичь вполне приличного позиционирования источника звука даже в помещениях неправильной формы.

Установка двухканальной акустики

При установке многоканальной акустики одним из основных требований было добиться правильного позиционирования звука для обеспечения эффекта присутствия при просмотре современных фильмов. У высококачественных двухканальных акустических систем иное предназначение, соответственно, иные к ним и требования. Хорошие стереосистемы необходимы для качественного воспроизведения музыкальных произведений различных жанров — от классической музыки до тяжелого рока и других современных направлений. Качественное воспроизведение подразумевает способность донести до слушателя содержимое музыкального произведения без искажений в том виде, в каком их задумывал автор.

Однако звук, который воспринимает наш мозг, зависит от нескольких факторов. К ним можно отнести:

  • исходное качество звука, излучаемого громкоговорителями;
  • слуховые способности слушателя;
  • взаимное расположение громкоговорителей;
  • размещение слушателя относительно громкоговорителей;
  • акустические особенности помещения, в котором находится слушатель.

Последний фактор, которым зачастую пренебрегают неопытные меломаны, может оказать весьма сильное влияние на итоговую звуковую картину. Фактически неподготовленная комната может полностью исказить звучание и испортить впечатление от самых лучших акустических систем. Любая поверхность в помещении является отражателем звука, и итоговая интерференционная картина в произвольной точке существенно отличается от желаемого чистого звучания любимых музыкальных произведений.

Но отчаиваться не стоит. Существуют достаточно простые методы акустической подготовки помещений. Заключаются они в правильной установке колонок относительно друг друга и отражающих поверхностей и в специальной подготовке самих поверхностей.

Несложной схемой можно пояснить, как происходят распространение и сложение звуковых волн в простейшем случае — в прямоугольной пустой комнате с симметричным расположением громкоговорителей.

Схема сложения звуковых волн в прямоугольном помещении

Как видим, к голове слушателя помимо прямых звуковых потоков от самих колонок приходят восемь отраженных от стен помещения (это даже без учета отражений от пола и потолка помещения). Вряд ли в подобной ситуации возможно получение чистого звука. Самый очевидный способ борьбы с искажениями в такой ситуации — снижение отражающей способности поверхностей стен, пола, потолка и имеющихся в помещении предметов мебели.

Существует всего два метода снизить отражающую способность — рассеивание и поглощение. Не будем глубоко погружаться в физические принципы поглощения звука. Для практики важно, что поглощающие поверхности бывают пористые, перфорированные и построенные на основе диафрагменных поглотителей. Все три типа имеют свои особенности. Пористые поглотители хорошо зарекомендовали себя в снижении искажений на высоких частотах и верхней части средних частот. Примером пористых поглотителей могут служить распространенные акустические поролоновые поверхности или более дорогие декоративные акустические волокнистые панели.

Примеры пористых звукопоглотителей

Также к классу пористых поглотителей относятся обычные ковры и плотные шторы, которыми в домашних условиях очень удобно устранять звуковые искажения от пола и стен.

Перфорированные звукопоглотительные отделочные материалы не менее распространены, чем пористые, и также предназначены в первую очередь для очистки средневысоких и высоких частот. Примером могут служить декоративные плиты для подвесных потолков.

Перфорированные плиты — отличный звукопоглотитель

Борьба с искажениями звука на низких частотах осуществляется с помощью панельных поглотителей звука, построенных на основе резонаторов Гельмгольца или каркасов-резонаторов. Конструктивно каркас-резонатор представляет собой герметичную полость, закрытую с обращенной к слушателю стороны подвижной массивной мембраной. Они просты в изготовлении, и мембрана может быть декорирована по вкусу заказчика.

Помимо поглощения звука устранить паразитное звучание отраженных звуковых волн можно с помощью различных рассеивателей звука. Таковыми могут служить как многочисленные образцы фирменных декоративных звукорассеивающих панелей, так и обычные предметы интерьера — книжные полки, мелкая мебель вдоль стен, цветочные стойки и тому подобное. Одним из подобных элементов может служить и стойка со звуковоспроизводящей аппаратурой. Также на стенах могут быть расположены конструкции типа диффузоров Шредера, которые эффективно рассеивают весь звуковой спектр частот при любом угле падения звуковой волны.

Примеры дизайнерских звукорассеивающих панелей и диффузор Шредера

Следует отметить, что нет необходимости полностью покрывать стены, пол и потолок музыкальной комнаты звукопоглощающими и рассеивающими поверхностями (если это, конечно, не звукозаписывающая студия). Достаточно разместить эти поверхности на тех участках, которые формируют отраженную звуковую волну, направленную непосредственно на слушателя. Присядьте в кресло, в котором вы планируете наслаждаться музыкой, и визуально отметьте те участки, которые находятся примерно посередине между вашей головой и громкоговорителями. На этих участках и располагайте элементы управления акустической картиной в комнате. Пример правильно оборудованной музыкальной комнаты можно увидеть на нижеследующей фотографии.

На фото хорошо видно, что звукорассеивателем у правой стены является стойка с аппаратурой.

Установка громкоговорителей

Одним из нюансов, обеспечивающих качественное звучание, является правильная установка колонок относительно слушателя и стен помещения. Тут есть несколько правил, которые достаточно легко выполнить даже в небольших помещениях.

Правило первое — устанавливайте громкоговорители и кресло (диван) симметрично относительно боковых стен. В идеале колонки и слушатель должны образовывать равносторонний треугольник. В общем случае расстояние от слушателя до колонок должно составлять 0,8-1,33 расстояния между ними. Особенно это важно для небольших помещений.

Правило второе — между фазоинвертором любой колонки и ближайшей к нему стеной должно быть не менее трети метра свободного пространства, чтобы избежать «зажимания» низкочастотной части звукового спектра.

Правило третье — прямоугольник, вершинами которого являются колонка и близлежащий к нему угол комнаты, должен иметь соотношение сторон 1:1,62. Подобное соотношение в математике называют «золотым сечением».

Это правило вызвано тем, что отражение звуковой волны от близлежащей стены способно образовывать выраженный провал в частотной характеристике за счет сложения с прямой волной. Если расположить громкоговоритель на одинаковом расстоянии от стен угла, то это искажение усилится многократно. Экспериментальным путем установили, что при установке колонок по правилу «золотого сечения» описанное искажение минимально.

Вывод

Как видим, добиться чистого и прозрачного звука, который будет радовать меломана, не так уж и просто. Помимо покупки недешевых акустических компонентов необходимо приложить достаточно серьезные усилия по подготовке акустически чистого помещения. Но и отчаиваться не стоит. На практике нередко бывает достаточно немного переставить имеющуюся в комнате мебель, добавить одну-две шторы или драпировки — и колонки зазвучат совершенно по-другому. Не бойтесь экспериментировать, и рано или поздно вы получите именно тот звук, который не оставит равнодушным ни вас, ни ваших гостей.

Источник