Меню

К режимам работы оборудования относятся

Режимы работы оборудования

date image2015-03-27
views image4262

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Турбогенераторы. Различают нормальные и аварийные режимы работы турбогенераторов. Под нормальными понимают такие режимы, которые допускаются длительно, без каких либо ограничений. К нормальным режимам генераторов относится его работа:

с различной нагрузкой от минимально возможной по технологическим условиям до номинальной;

с коэффициентом мощности, отличным от номинального;

с отклонениями напряжения на выводах генератора;

при отклонениях частоты в сети;

при отклонении температуры охлаждающей среды от номинальной температуры и другие режимы.

Допустимые границы отклонения параметров при таких режимах лимитируются нагревом различных частей генераторов (обмоток статора, ротора) и указываются в нормативных документах и инструкциях заводов-изготовителей. Так, например, допускается длительная работа турбогенераторов при отклонении напряжения статора на ±5 % от номинального; при этом длительно допустимый ток статора соответственно изменяется на 5 %.

Допустимая нагрузка турбогенераторов по активной и реактивной мощности ограничивается нормированной диаграммой мощности, показанной на рис. 1.10, где обозначено:

1 – ограничение по нагреву обмотки ротора;

2 – ограничение по нагреву обмотки статора;

3 – ограничение по мощности турбины;

4 – ограничение по нагреву других конструктивных элементов статора;

5 – ограничение по условиям устойчивости работы генератора.

К аварийным режимам работы генераторов относятся режимы, связанные со значительными перегрузками, потерей возбуждения, потерей устойчивости параллельной работы, асинхронным ходом.

Допустимые аварийные перегрузки по току статора турбогенераторов и их продолжительность указаны в табл. 1.2.

Относительно малая допустимая продолжительность аварийных перегрузок объясняется тем, что постоянная времени нагрева обмоток статора турбогенераторов очень мала. В частности, для турбогенератора мощностью 150 МВт эта постоянная составляет около 1 минуты.

Рис. 1.10. Диаграмма мощности турбогенератора

Вопросы нарушения устойчивости параллельной работы синхронных генераторов и асинхронного хода подробно рассматриваются в специальной дисциплине «Переходные процессы в электроэнергетических системах».

Силовые трансформаторы могут работать в различных режимах, характеризуемых нагрузкой, напряжением, условиями окружающей среды и другими факторами.

Т а б л и ц а 1.2

Продолжительность перегрузки, мин, не более Кратность перегрузки турбогенератора
Косвенное охлаждение Непосредственное охлаждение
водой водородом
1,1 1,1
1,15 1,15
1,1
1,2 1,2 1,15
1,25 1,25
1,3 1,3 1,2
1,4 1,35 1,25
1,5 1,4 1,3
1,5 1,5

Номинальным режимом трансформатора называется режим его работы при номинальной нагрузке, номинальном напряжении и темпе­ратуре охлаждающей среды (воздуха) +20°С.

Из приведенного определения видно, что длительный номиналь­ный режим является идеализированным (практически недостижимым) режимом. Однако считается, что в таком режиме трансформатор способен проработать установленный заводом-изготовителем срок службы 25 лет.

Нормальным режимом работы трансформатора называется режим, при ко­тором его параметры отклоняются от номинальных в пределах, допус­тимых ГОСТами, техническими условиями и другими норматив­ными документами.

Режим напряжения. При нагрузке, не превышающей номинальную, допускается про­должительная работа трансформатора при повышении напряжения на любом ответвлении любой обмотки на 10 % сверх номинального на­пряжения данного ответвления.

Режим параллельной работы. Допускается режим параллельной работы трансформаторов при условии, что ни один из них не будет перегружен. Для этого должны выполняться следующие условия:

группы соединений обмоток трансформаторов должны быть оди­наковыми;

соотношение мощностей трансформаторов не более 1:3;

отличие коэффициентов трансформации не более чем на 0,5 %;

отличие напряжений короткого замыкания не более чем на 10 %.

Поскольку при параллельной работе трансформаторов увеличиваются токи КЗ, такой режим в системах электроснабжения практически не используется.

Режим регулирования напряжения. Устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) должны работать, как правило, в автоматическом режиме. Допускается дистанционное переключение РПН с пульта управления. На трансформаторах с переключением без возбуждения (ПБВ) правильность выбора коэффициента трансформа­ции должна проверяться два раза в год — перед зимним максимумом и летним минимумом нагрузки.

Режим перегрузки. Наиболее подверженным процессу старения элементом трансформа­тора является целлюлозная изоляция обмоток, фактически определяющая ресурс (срок службы) трансформатора. Основным фактором, влияющим на старение изоляции, является ее нагрев, обусловливающий термический износ изоляции. Существует так называемое 6-градусное правило: увели­чение температуры изоляции на 6°С сокращает срок службы изоляции вдвое. Это правило справедливо в диапазоне температур 80…140°С.

Наиболее интенсивный нагрев изоляции обмоток и, следовательно, наиболее интенсивное ее старение происходят в режиме перегрузки трансформаторов. Это очень важный режим трансформатора, поэтому рассмотрим его более подробно.

Допустимость перегрузок транс­форматоров при их эксплуатации регламентируется Руководством по нагрузке силовых масляных трансформаторов (ГОСТ 14209-97).

В указанном стандарте все трансформаторы делятся на три класса:

распределительные трансформаторы – трехфазные трансформаторы номинальной мощностью не более 2500 кВ×А классов напряжения до 35 кВ включительно;

трансформаторы средней мощности – трехфазные трансформаторы номинальной мощностью до 100 МВ×А;

трансформаторы большой мощности – трехфазные трансформаторы мощностью более 100 МВ×А.

С целью ознакомления с основными положениями ГОСТ 14209-97 рассмотрим сначала режим работы трансформатора при неизменной нагрузке. Источником нагрева в трансформаторе является его актив­ная часть. Масло нагревается от обмоток, его объем увеличивается, а плотность уменьшается. Нагретое масло поднимается в верхнюю часть бака и вытесняется в радиаторы системы охлаждения трансформатора (рис. 1.11,а). Проходя через радиаторы, масло остывает и поступает в нижнюю часть бака. Так происходит естественная циркуляция масла.

На тепловой диаграмме трансформатора (рис. 1.11,б) температура охлаж­дающего воздуха Qа принята неизменной (вертикальная прямая 1). Темпера­тура масла Qо и температура обмотки Qh увеличиваются практически ли­нейно по высоте обмотки (прямые 2 и 3). В верхней части трансформатора температуры масла и обмотки достигают значений Q’о и Q’h.

Оценка допустимости работы трансформатора в каком-либо режиме определяется со­поставлением температуры масла Q’о и обмотки Q’h в верхней части трансформатора с их предельными зна­чениями Qо max и Qh max, установленными ГОСТ 14209-97.

Эти предельные значения для трансфор­маторов различной мощности приведены в табл. 1.3. Здесь же указаны предельные перегрузки трансформаторов, обусловливаю­щие предельные температуры Qо max и Qh max при температуре воздуха Qа=20 °С.

Рис. 1.11. Естественная циркуляция масла в трансформаторе (а)
и тепловая диаграмма трансформатора (б)

Т а б л и ц а 1.3

Параметры Трансформаторы
распреде- лительные средней мощности большой мощности
Режим систематических перегрузок: предельная перегрузка, о.е. предельная температура обмотки в верхних слоях, Qh max, °С предельная температура масла в верхних слоях, Qо max, °С 1,5 1,5 1,3
Режим аварийных перегрузок: предельная перегрузка, о.е. предельная температура обмотки в верхних слоях, Qh max, °С предельная температура масла в верхних слоях, Qо max, °С 1,8 1,5 1,3

При работе трансформатора с переменным суточным графиком нагрузки этот график приводится к двухступенчатому графику (рис. 1.12), эквивалентному по тепловому воздействию на изоляцию обмоток трансформатора.

На рис. 1.12 обозначено:

К1 – предшествующая нагрузка в долях от номинальной мощности трансформатора;

К2 – перегрузка в долях от номинальной мощности трансформатора;

t – длительность перегрузки.

Рис. 1.12. Двухступенчатый график нагрузки трансформатора

При работе по такому графику определяются температура масла Qоt и обмотки Qht в верхней части трансформатора к концу интервала перегрузки t. Оценка допустимости перегрузки трансформатора определяется со­пос-тавлением значений Qоt и Qht с их предельными зна­чениями Qо max и Qh max.

Действительная температура воздуха изменяется в течение суток, сезона, года. При одной и той же нагрузке трансформатора увеличение температуры воздуха вызовет увеличение температуры масла и об­мотки. Таким образом, термический износ изоляции определяется как нагрузкой трансформатора, так и температурой окружающего воздуха. При инженерных расчетах режимов перегрузки трансформаторов используется эквивалентная температура воздуха. Это условно по­стоянная температура, которая в течение рассматриваемого периода времени вызывает такой же износ изоляции, как и действительная из­меняющаяся температура за тот же период времени. Для разных районов страны эквивалентные сезонные (летние и зимние) и годовые температуры рассчитаны и приведены в ГОСТ 14209-97.

В табл. 1.3 указаны два режима с циклическими изменениями нагрузки (цикл, как правило, равен суткам):

режим систематической нагрузки;

режим аварийной перегрузки.

Для пояснения этих режимов введем понятие «скорость относительного износа изоляции». В отмеченном выше номинальном режиме работы трансформатора скорость относительного износа изоляции равна единице. При перегрузке трансформатора эта скорость будет больше единицы, при нагрузке, меньшей номинальной, эта скорость будет меньше единицы.

Читайте также:  Ооо завод горного и дорожного оборудования

Режим систематической нагрузки — это такой режим, в течение части суток которого перегрузка со скоростью относительного износа изоляции больше единицы компенсируется в течение другой части суток недогрузкой со скоростью износа изоляции меньше единицы. Однако при перегрузке трансформатора предельные параметры не должны превышать значений, указанных в табл. 1.3. Такой режим важен для оценки допустимости нагрузки трансформаторов на однотрансформаторных подстанциях.

Режим аварийной перегрузки — это такой режим, который возникает при продолжительном выходе из строя некоторых элементов электрической сети. Предполагается, что такой режим трансформатора будет возникать редко, но будет достаточно длительным и вызовет значительный термический износ изоляции. Тем не менее, такой режим не должен быть причиной аварии вследствие термического повреждения или снижения электрической прочности изоляции трансформатора. Такой режим важен для оценки допустимости нагрузки трансформаторов двухтрансформаторных подстанций, на которых один из трансформаторов может аварийно отключиться, а оставшийся в работе трансформатор возьмет на себя всю нагрузку подстанции.

В ГОСТ 14209-97 приводятся аналитические выражения для расчета температур масла и обмотки в верхней части трансформатора, а также приводятся многочисленные таблицы и графики, позволяющие оценить допустимость перегрузки трансформаторов с различными системами охлаждения (М, Д, ДЦ, при различных графиках нагрузки (К1, К2, t) и различной температуре окружающей среды (-40 . +40°С) без выполнения аналитических расчетов.

Контрольные вопросы к разделу 1

1. В каких случаях схемы ТЭЦ строятся с ГРУ?

2. В каких случаях схемы ТЭЦ строятся по блочному принципу?

3. Как определяется мощность трансформаторов связи с системой на ТЭЦ с ГРУ?

4. Как определяется мощность блочных трансформаторов ТЭЦ?

5. С какой целью шины секций ГРУ соединяются в кольцо?

6. Какова роль реакторов, устанавливаемых на ТЭЦ?

7. Какой эффект дает применение на ТЭЦ сдвоенных реакторов?

8. Как определяется мощность генераторов ТЭЦ с ГРУ?

9. Как определяется мощность генераторов блочной ТЭЦ?

10. Дать классификацию подстанций по способу присоединения к сети.

11. Назвать основные требования, предъявляемые к схемам подстанций.

12. Привести типовые схемы РУ напряжением 35 кВ и выше.

13. Привести типовые схемы РУ напряжением 6-10 кВ.

14. Назвать основные преимущества комплектных трансформаторных подстанций блочного типа.

15. Назвать основные конструктивные элементы турбогенератора.

16. Назвать основные конструктивные элементы трансформатора.

17. Каков шаг шкалы номинальных мощностей трансформаторов?

18. Перечислить виды систем охлаждения трансформаторов.

19. Пояснить буквенно-цифровое обозначение трансформатора.

20. Пояснить, что такое схема и группа соединений обмоток трансформатора?

21. Как определяется коэффициент трансформации?

22. Какие конструктивные особенности имеет автотрансформатор?

23. Какие достоинства и недостатки имеют открытые и закрытые РУ?

24. Как выполняются элегазовые РУ? Каковы их преимущества?

25. Каково назначение силовых выключателей?

26. Каково назначение разъединителей?

27. Каково назначение выключателей нагрузки и плавких предохранителей?

28. Каковы недостатки масляных и воздушных выключателей.

29. Каковы преимущества вакуумных и элегазовых выключателей.

30. Какими факторами ограничивается допустимая нагрузка турбогенераторов по активной и реактивной мощности?

31. Перечислить режимы работы трансформатора.

32. Дать пояснение режиму систематической перегрузки трансформатора.

33. Дать пояснение режиму аварийной перегрузки трансформатора.

34. При каком изменении температуры в диапазоне 80-140°С срок службы

изоляции трансформатора изменяется вдвое?

35. Для каких элементов трансформатора ГОСТ 14209-97 устанавливает

Источник



Определение режима работы оборудования

Различают сменный, суточный и годовой режимы работы оборудования.

При сменном режиме работы оборудования сменное время распределяют на отрезки времени в часах и минутах, в течение которых оборудование выполняет свои основные функции и не работает по тем или иным причинам. Его разрабатывают для рабочих парков оборудования.

Рабочий парк – количество единиц одновременно работающего оборудования. Среднее количество единиц оборудования рабочего парка Np по маркам за отчетный период определяют по формуле

где п – число групп оборудования с одинаковым временем работы за отчетный период; Ni – количество единиц оборудования в i-й группе; t – фактическое время работы оборудования i-й группы, рабочие дни;Dp число рабочих дней за отчетный период.

При разработке сменного режима работы оборудования учитывают перерывы в работе оборудования по следующим причинам: конструктивно-технологическим tкт, технологическим tт, организационным to и метеорологическим tм, а также по причинам, определяемым организацией труда и отдыха операторов или машинистов tот.

К конструктивно-технологическим перерывам относят время, затрачиваемое на выполнение ЕТО, подготовку оборудования к работе в начале смены и его передачу в конце смены. Перерывы в работе по технологическим причинам определяются технологией и организацией выполнения работ (перемещение оборудования с одной позиции на другую, очистка рабочих органов и т. д.). К перерывам, связанным с организацией труда операторов или машинистов, относят время, затрачиваемое на получение задания и ознакомление с чертежами и объектом, оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации, а также время на отдых и личные надобности.

Простои по организационным причинам могут возникать из-за отсутствия фронта работ, несвоевременного обеспечения топливосмазочными материалами, устранения мелких неисправностей, перехода оборудования из одной рабочей зоны в другую и т. д.

Перерывы по метеорологическим причинам входят в сменный режим оборудования только в том случае, если они не включены в годовой режим работы.

При определении сменных режимов различают время чистой работы оборудования внутри смены tч, время работы оборудования внутри смены tр и полезное рабочее время tп.

Время чистой работы оборудования внутри смены находят из соотношения

где tсм – продолжительность смены, ч.

Время работы оборудования внутри смены определяют по формуле

Полезное рабочее время оборудования внутри смены вычисляют следующим образом

В зависимости от назначения среднесменные режимы работы оборудования составляют без привязки к определенным организациям и объектам (применительно к средним условиям работы оборудования внутри усредненной в течение года смены), с привязкой к ним и, наконец, с привязкой к определенному объекту и с учетом конкретных условий использования оборудования на объекте. Первые составляют при разработке сметных норм выработки оборудования с учетом усредненных условий применительно к отрасли промышленности в целом, вторые – в организациях при назначении для оборудования планово-расчетных норм выработки применительно к усредненным условиям его работы в данной организации и третьи – для определения возможного перевыполнения в данных конкретных условиях норм выработки, предусмотренных в нормативно-технической документации.

Коэффициент внутрисменного использования оборудования Квопределяют из отношения числа часов полезной работы оборудования в течение смены tп к общей установленной продолжительности смены tсм

Рекомендуется определять фактическое значение Кв на основе наблюдений за работой оборудования в течение смены.

При суточном режиме работы оборудования распределяют суточное календарное время на сменное (когда оборудование находится в работе) и несменное (когда оборудование не работает). Показателем исполнения суточного режима работы оборудования служит коэффициент сменности.

Коэффициент сменности Ксм показывает среднее число рабочих смен среднесписочной единицы оборудования в сутки и определяется из отношения среднего числа часов работы tсф средне-списочной единицы оборудования в сутки к продолжительности смены tсм, т. е.

Списочный парк оборудования представляет собой инвентарное количество единиц оборудования, состоящего на балансе предприятия. Если парк оборудования за отчетный период изменялся, то среднесписочное количество единиц оборудования по маркам Nc определяют по формуле

где n – число групп оборудования с одинаковой длительностью пребывания на предприятии за отчетный период; Nс– количество единиц оборудования в i-й группе; ti– длительность пребывания оборудования i-й группы на предприятии, календарных дней; dк – число календарных дней за отчетный период.

Фактический средневзвешенный коэффициент сменности находят по формуле

где Тчф – фактически отработанные часы группой оборудования за отчетный период; Nс– среднесписочное количество единиц оборудования в группе, для которой определяется коэффициент сменности; Dp – число рабочих дней за отчетный период.

Плановый коэффициент сменности устанавливают с учетом фактического средневзвешенного его значения по оборудованию данной марки или данного типа за отчетный период.

Читайте также:  Оборудование по фасовке специй

При годовом режиме работы оборудования распределяют годовое календарное время на рабочее и время, когда оно не работает по тем или иным причинам. Годовые режимы разрабатывают на среднесписочную единицу оборудования по каждой группе или каждому виду оборудования для определения продолжительности его рабочего времени в течение года. Их применяют при разработке годовых производственных планов организаций, использующих оборудование; определении потребности в оборудовании для выполнения планируемых объемов работ; составлении годовых планов ТО и ремонта оборудования; определении планово-расчетных цен на эксплуатацию оборудования; расчетах экономической эффективности средств механизации; анализе фактического использования оборудования и разработке мероприятий по улучшению эксплуатации и повышению выработки оборудования.

Годовой (квартальный) режим работы оборудования устанавливают в часах и днях (сутках) рабочего времени.

Число часов работы оборудования в годуч) рассчитывают по формуле

где Dp – число рабочих дней оборудования в году.

При расчете Dp учитывают следующие перерывы в работе оборудования: праздничные и выходные дни dпв, по метеорологическим условиям dм„ и по организационным (непредвиденным) причинам do, при выполнении периодических ТО и ремонтов dp и перебазировании оборудования с одного объекта на другой dпб.

Источник

нормальный режим работы оборудования

2.16 нормальный режим работы оборудования: Режим работы оборудования, характеризующийся рабочими значениями всех параметров. Незначительные выделения пыли (например, из фильтров) могут иметь место при нормальном режиме работы.

3.28 нормальный режим работы оборудования: режим работы, при котором параметры состояния оборудования не отклоняются от номинальных более, чем это допустимо в соответствии со стандартами, техническими условиями и инструкциями.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «нормальный режим работы оборудования» в других словарях:

нормальный режим работы — 3.12 нормальный режим работы (normal operation): Режим работы технологического оборудования, характеризующийся рабочими значениями всех параметров. Примечание Незначительное пылевыделение, которое может образовать облако или слой (например,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

нормальный режим работы технологического оборудования — 2.8 нормальный режим работы технологического оборудования: Режим работы технологического оборудования, характеризующийся рабочими значениями всех параметров. Примечания 1 Незначительная утечка горючего вещества, способного образовать с воздухом… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

режим работы оборудования нормальный — 3.1.3 режим работы оборудования нормальный : Режим работы, электрооборудования, характеризующийся рабочими значениями всех параметров, не выходящими за допустимые национальными стандартами и техническими условиями. 3.2 Обозначения и сокращения В… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Нормальный режим — 7. Нормальный режим Нормальный режим электротехнического устройства по ГОСТ 18311 80 Примечание. К нормальному режиму относятся искрения, которые могут возникнуть при разрыве, коротком замыкании или замыкании на землю внешних искробезопасных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

режим работы — 3.3.2 режим работы наладка (machining mode): Режим работы, при котором оператор осуществляет настройку последующих производственных процессов. Программирование, испытание и работа станка осуществляются при ручном управлении (при включенном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

нормальный режим эксплуатации — 3.43 нормальный режим эксплуатации: Режим работы оборудования, при котором его электрические и механические характеристики не выходят за пределы ограничений, указанных изготовителем в технической документации. Примечания 1 Ограничения,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

нормальный — уровень безопасности гидротехнического сооружения, которому соответствует нормальное (исправное) техническое состояние сооружения и основания, а их эксплуатация осуществляется в соответствии с проектом и правилами эксплуатации без нарушения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

режим — 36. режим [частота вращения] «самоходности»: Режим [минимальная частота вращения выходного вала], при котором газотурбинный двигатель работает без использования мощности пускового устройства при наиболее неблагоприятных внешних условиях. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТО 17330282.27.140.015-2008: Гидроэлектростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования — Терминология СТО 17330282.27.140.015 2008: Гидроэлектростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования: 3.3 безопасности гидротехнического сооружения показатели: Количественные показатели, характеризующие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р МЭК 61241-3-99: Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 3. Классификация зон — Терминология ГОСТ Р МЭК 61241 3 99: Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 3. Классификация зон оригинал документа: 2.6 взрывчатая пылевоздушная смесь (облако взрывчатой пыли): Смесь с воздухом при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

3. Режимы работы и эффективность использования оборудования

3.1. Сменный, суточный и годовой режимы

Работы оборудования

Различают сменный, суточный и годовой режимы работы оборудования.

При сменном режиме работы оборудования сменное время распределяют на отрезки времени в часах и минутах, в течение которых оборудование выполняет свои основные функции и не работает по тем или иным причинам. Его разрабатывают для рабочих парков оборудования.

Рабочий парк — количество единиц одновременно работающего оборудования. Среднее количество единиц оборудования рабочего парка Np по маркам за отчетный период определяют по формуле

где n — число групп оборудования с одинаковым временем работы за отчетный период; Ni — количество единиц оборудования в i-й группе; ti — фактическое время работы оборудования i-й группы, рабочие дни; Dp — число рабочих дней за отчетный период.

При разработке сменного режима работы оборудования учитывают перерывы в работе оборудования по следующим причинам: конструктивно-технологическим tкт-, технологическим tт, организационным tо и метеорологическим tм, а также по причинам, определяемым организацией труда и отдыха операторов или машинистов tот.

К конструктивно-технологическим перерывам относят время, затрачиваемое на выполнение ежесменного технического обслуживания (ЕТО), подготовку оборудования к работе в начале смены и его передачу в конце смены. Перерывы в работе по технологическим причинам определяются технологией и организацией выполнения работ (перемещение оборудования с одной позиции на другую, очистка рабочих органов и т.д.). К перерывам, связанным с организацией труда операторов или машинистов, относят время, затрачиваемое на получение задания и ознакомление с чертежами и объектом, оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации, а также время на отдых и личные потребности.

Простои по организационным причинам могут возникать из-за отсутствия фронта работ, несвоевременного обеспечения топливосмазочными материалами, устранения мелких дефектов, перехода оборудования из одной рабочей зоны в другую и т.д.

Перерывы по метеорологическим причинам входят в сменный режим оборудования только в том случае, если они не включены в годовой режим работы.

При определении сменных режимов различают время чистой работы оборудования внутри смены tч, время работы оборудования внутри смены tp и полезное рабочее время tп.

Время чистой работы оборудования внутри смены находят из соотношения

где tсм — продолжительность смены, ч.

Время работы оборудования внутри смены определяют по формуле

Полезное рабочее время оборудования внутри смены вычисляют следующим образом

В зависимости от назначения среднесменные режимы работы оборудования составляют без привязки к определенным предприятиям и объектам (применительно к средним условиям работы оборудования внутри усредненной в течение года смены), с привязкой к ним и, наконец, с привязкой к определенному объекту и с учетом конкретных условий использования оборудования на объекте. Первые составляют при разработке сметных норм выработки оборудования с учетом усредненных условий применительно к отрасли промышленности в целом, вторые — на предприятиях при назначении для оборудования планово-расчетных норм выработки применительно к усредненным условиям его работы в данной организации и третьи — для определения возможного перевыполнения в данных конкретных условиях норм выработки, предусмотренных в нормативно-технической документации.

В табл. 3.1 в качестве примера приведен сменный режим работы одноковшового экскаватора при использовании его на разработке траншеи под строящийся трубопровод.

Экскаваторы работают в сутки две смены при усредненной продолжительности смены 8,2 ч и пятидневной рабочей неделе.

Показателем исполнения сменного режима работы служит коэффициент внутрисменного использования оборудования Кв.

Коэффициент внутрисменного использования оборудования Кв определяют из отношения числа часов полезной работы оборудования в течение смены tп общей установленной продолжительности смены tсм

Рекомендуется определять фактическое значение Кв на основе наблюдений за работой оборудования в течение смены.

Читайте также:  К какому оквэд относится аренда оборудования

При суточном режиме работы оборудования распределяют суточное календарное время на сменное (когда оборудование находится в работе) и несменное (когда оборудование не работает). Показателем исполнения су точного режима работы оборудования служит коэффициент сменности.

Коэффициент сменности Ксм показывает среднее число рабочих смен среднесписочной единицы оборудования в сутки и определяется из отношения среднего числа часов работы tсф среднесписочной единицы оборудования в сутки к продолжительности смены tсм, т. е.

Списочный парк оборудования представляет собой инвентарное количество единиц оборудования, состоящего на балансе предприятия. Если парк оборудования за отчетный период изменялся, то среднесписочное количество единиц оборудования по маркам Nc определяют по формуле

где п — число групп оборудования с одинаковой длительностью пребывания на предприятии за отчетный период; Ni — количество единиц оборудования в i-й группе; ti — длительность пребывания оборудования i-й группы на предприятии, календарных дней; dк — число календарных дней за отчетный период.

Сменный эксплуатационный режим одноковшового экскаватора

Элементы сменного времени

Затраты времени, мин

Простои по организационным причинам:

из-за отсутствия фронта работ

из-за несвоевременного обеспечения ТСМ

в связи с устранением мелких дефектов

в связи с переходом машины из одной рабочей зоны в другую

Простои по метеорологическим причинам

Полезное рабочее время машины

Перерывы в работе по конструктивно-технологическим причинам, в том числе:

подготовительно-заключительное время — заправка

машины топливом, передача смены

Перерывы, связанные с организацией труда машинистов, в том числе:

на получение бригадой задания и ознакомление с чертежами и объектом

на оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации

на отдых и личные надобности

Время работы машины

Перерывы по технологическим причинам, в том числе время:

на передвижение вдоль забоя

на очистку ковша от налипающего грунта

Время чистой работы

Фактический средневзвешенный коэффициент сменности находят по формуле

где Тчф — фактически отработанные часы группой оборудования за отчетный период; Nc — среднесписочное количество единиц оборудования в группе, для которой определяется коэффициент сменности; Dp — число рабочих дней за отчетный период.

Плановый коэффициент сменности устанавливают с учетом фактического средневзвешенного его значения по оборудованию данной марки или данного типа за отчетный период.

При годовом режиме работы оборудования распределяют годовое календарное время на рабочее и время, когда оборудование не работает по тем или иным причинам. Годовые режимы разрабатывают на среднесписочную единицу оборудования по каждой группе или каждому виду оборудования для определения продолжительности его рабочего времени в течение года. Их применяют при разработке годовых производственных планов предприятии, использующих оборудование; определении потребности в оборудовании для выполнения планируемых объемов работ; составлении годовых планов ТО и ремонта оборудования; определении планово-расчетных цен на эксплуатацию оборудования; расчетах экономической эффективности средств механизации; анализе фактического использования оборудования и разработке мероприятий по улучшению эксплуатации и повышению выработки оборудования.

Годовой (квартальный) режим работы оборудования устанавливают в часах и днях (сутках) рабочего времени.

Число часов работы оборудования в годуч) рассчитывают по формуле

где Dp — число рабочих дней оборудования в году.

При расчете Dp учитывают следующие перерывы в работе оборудования: праздничные и выходные дни dпв, по метеорологическим условиям dм по организационным (непредвиденным) причинам d, при выполнении периодических ТО и ремонтов dp и перебазировании оборудования с одного объекта на другой dпб.

Число рабочих дней оборудования в году устанавливают из соотношения

(3.1)

где dк — число календарных дней в году.

При разработке годового (квартального) режима работы оборудования dпв принимают по календарю или на основании скользящих графиков работы операторов или машинистов, принятых данным предприятием.

Расчет dм ведут по каждому неблагоприятному метеорологическому фактору. Общую продолжительность перерывов в работе оборудования находят как сумму числа дней перерывов в его работе по каждому неблагоприятному метеорологическому фактору.

Если неблагоприятные метеорологические условия совпадают с выходными и праздничными днями, то dм устанавливают по формуле

где d′м — число дней с неблагоприятными метеорологическими условиями по данным районных управлений Гидрометеослужбы.

Значение d определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в работе оборудования за отчетный (базовый) период. При этом намечают организационно-технические мероприятия, проведение которых позволит в планируемом году уменьшить число дней с простоями. При расчете плановых годовых (квартальных) режимов работы оборудования значения d равны 1,5-5 % общего числа календарных дней в году (квартале) или 2,5-7 % числа календарных дней за вычетом выходных и праздничных, т.е.

Время dпб, затрачиваемое на перебазирование оборудования, определяют на основании рассмотрения фактических данных о числе и продолжительности перебазирований за предшествующий отчетный год. В тех случаях, когда годовой режим работы оборудования составляют с учетом данных об объектах использования оборудования, число дней, затрачиваемых на перебазирование, подсчитывают по формуле

где dп — продолжительность одного перебазирования, дни; Тоб — расчетное число часов работы оборудования на объекте; Рч — ремонтный коэффициент, дн/ч.

Для оборудования, которое ежедневно возвращается на свою базу, значение dпб не учитывается.

Время dp, затрачиваемое на ТО и ремонт, определяют по формуле

Ремонтный коэффициент Рч представляет собой число дней, приходящихся на ТО и ремонт в 1 ч работы оборудования. Его рассчитывают по формуле

(3.2)

где tк, tт, tТО-3, tТО-2, tТО-1 tСТО — среднее плановое время пребывания оборудования соответственно в капитальном и текущем ремонтах, техническом обслуживании ТО-3, ТО-2, ТО-1 и сезонном техническом обслуживании (СТО), nт; nТО-3, nТО-2, nТО-1 и nСТО — соответственно число текущих ремонтов, ТО-3, ТО-2, ТО-1, сезонное обслуживание за межремонтный цикл; Пк — периодичность проведения капитального ремонта, мото-ч.

Значения tк tт; tТО-3, tТО-2, tТО-1, tСТО, nт; nТО-3, nТО-2, nТО-1 и nСТО устанавливают на основании действующих рекомендаций по ТО и ремонту оборудования на предприятии.

В тех случаях, когда оборудование работает с сезонными перерывами из-за климатических или иных условий и если в этот период проводят капитальные ремонты, то из числителя формулы (3.2) исключается значение tк.

При расчете годового режима работы для группы оборудования, состоящей из разных марок, выявляют средневзвешенное значение ремонтного коэффициента Рчср по формуле

где Рч 1 , Рч 2 . Рч n значения ремонтных коэффициентов по отдельным маркам оборудования, входящего в группу; А, Б, . N — количество единиц оборудования по отдельным маркам.

Перерывы в работе оборудования по различным причинам стремятся сократить за счет совмещения перерывов по времени, а также проведения различных организационно-технических мероприятий. Так, продолжительность перерывов в связи с выходными и праздничными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для ТО сокращают за счет организации его в выходные дни или в нерабочие смены и т.д.

Исполнение годовых режимов работы оборудования оценивают коэффициентом использования календарного времени Кк, показателем использования оборудования по времени Кч, и показателем выполнения годового режима работы оборудования Кг

Коэффициент использования календарного времени Кк — отношение часов работы одной среднесписочной единицы оборудования в году Тч к числу календарных часов Тк, т.е.

Кк = Тчк.

При определении планового коэффициента использования календарного времени значение Тч принимают в соответствии с режимом работы, а при определении коэффициента фактического использования календарного времени — по данным отчета.

Число календарных часов в году Тк определяют как произведение числа календарных дней на продолжительность суток в часах (24 ч), т.е.

Показатель использования оборудования по времени Кч — отношение фактического числа часов работы оборудования в году Тчф к числу часов работы оборудования, установленному годовым режимом работы Тч, выраженное в процентах, т.е.

Кч = (Тчфч)100.

Показатель выполнения годового режима работы оборудования Кг — отношение фактического числа дней работы оборудования в году Dф к числу дней работы оборудования, установленному годовым режимом работы Dp, выраженное в процентах, т.е.

Источник