Меню

Инженерное оборудование государственной границы



Взломай, если сможешь! Технологии охраны границ (Часть 1)

Контроль над границами в мирное время никогда не был таким чувствительным, каким он теперь является для Европы и Соединенных Штатов. В Европе симпатия к людям, бегущими от гражданской войны в Сирии и крушения государств в Африке, смешивается со страхом политического насилия и социальных потрясений, усугубляемым уже существующим давлением экономических трудностей.

Технология пока не может решить проблемы, заставляющие беженцев искать лучшую жизнь, но она может способствовать их перенаправлению к официальным пунктам перехода за счет закупоривания «дырявых» участков и помощи в идентификации тех, кто может нести реальную угрозу. «Оптоэлектроника (направление электроники, охватывающее вопросы использования оптических и электрических методов обработки, хранения и передачи информации) является ключевым компонентом интегрированных мультисенсорных систем, обеспечивая автоматическое обнаружение, идентификацию и классификацию целей и минимизируя ложные сигналы тревоги, что значительно снижает нагрузку на персонал службы безопасности», – заметил вице-президент компании Controp Джонни Карни. Он также указал на четко сформировавшуюся разницу на рынке между низким и высоким техническими уровнями касательно характеристик сенсоров и их общей эффективности. «Рынок переполнен оптронными компаниями, впрочем, не все обладают одинаковым уровнем технологии. Фактически всего несколько компаний предлагают действительно высокотехнологичные изделия, – сказал он. – Конкуренция ожесточенная, и некоторые пользователи останавливаются на менее продвинутых технологиях по различным причинам, вместо того, чтобы выбрать самые продвинутые системы, которые действительно помогут решить проблему».

Руководитель исследований в области оптоэлектроники в подразделении Tamam компании Israel Aerospace Industries (IAI) Наве Бахат согласился с этим, добавив при этом, что некоторые покупают в больших количествах «очень, очень дешевые камеры» например, в Интернете на Ebay или Amazon, и не заботятся о поломке некоторых из них. Но ведь есть «реальные границы», которые мониторят высококачественные камеры, некоторые с дальностью действия всего в полкилометра, а другие с существенно большей дальностью, и все они подсоединены к системам анализа изображений, распознавания целей и слежения, базам данных и соответствующему программному обеспечению. В системах высокого класса используются устройства, работающие в разных спектральных диапазонах. Это камеры видимого диапазона, длинноволновой, средневолновой и коротковолновой инфракрасной (ИК) области спектра, неохлаждаемые для небольших дистанций и охлаждаемые для больших дистанций, обеспечивающие возможности слияния изображений, когда картинки с различных источников или сгенерированные разными системами комбинируются так, чтобы получить как можно более детальное изображение. Бахат подчеркнул, что слияние помогает извлечь наилучшую информацию с каждой длины волны, повысить возможности слежения и визуализации на больших дальностях или в плохую погоду.

Эта изгородь стоит на большей части границы штата Аризона с Мексикой, демонстрируя, почему интеллектуальные сетевые сенсорные системы с автоматическим обнаружением и распознаванием целей вызывают такой большой интерес

Израильский офицер беседует с главой Бюро национальной гвардии США на посту наблюдения вблизи израильского города Сдерот на границе с Сектором Газа

Дальнего действия

Бахат также отметил значение стабилизации для камер дальнего действия, добавив, что это должно быть одним из первых решений при определении параметров системы безопасности границы. Вице-президент по маркетингу в американской компании PureTech Systems Эрик Ольсен рассказал о росте потребности в системах сверхдальнего обнаружения, предназначенных для наблюдения за границей и береговой полосой. «Частично этот рост, по всей видимости, связан с пониманием того, что возможности дальнего наблюдения теперь доступны за приемлемую стоимость». Он также указал на растущий интерес к использованию воздушных и наземных мобильных платформ, включая транспортные средства, беспилотные летательные аппараты (БЛА) и аэростаты, в качестве дополнения к стационарным системам охраны границ. Компания больше всего активна на рынках охраны границ Ближнего Востока и Северной Америки; в октябре 2015 года она объявила о завершении начального этапа развертывания обновления системы дистанционного видеонаблюдения RVSS (Remote Video Surveillance System) для Бюро таможенного и пограничного контроля США. Компания PureTech поставляет программное обеспечение для полноформатного видео, обнаружения объектов, контроля сенсоров, а также геопространственный пользовательский интерфейс как член группы General Dynamics, которая выиграла контракт на модернизацию RVSS. Система RVSS состоит из вышек с соответствующим оборудованием, установленных вблизи мексиканской границы, которые позволяют улучшить процесс наблюдения за приграничной полосой.

Ари Чернобров, директор отделения систем безопасности в компании Elbit Systems, подчеркнул, что большая часть требований, за которые его компания борется с конкурентами, включает интеграцию множества технологий, включая автоматические радиолокационные системы обнаружения, необслуживаемые наземные сенсоры, системы анализа и верификации информации с видеодетекторов движения, базирующихся на различных устройствах формирования изображений. Большинство заказчиков хотят иметь дистанции обнаружения объектов как минимум 10 км. Растущие дальности обнаружения создают несколько серьезных проблем, которые уникальны для систем наблюдения, – сказал Ольсен, напомнив о нестабильности изображения, помехах окружающей среды и небольшом массиве пикселей, который не способствует визуализации объекта. «Эти проблемы решаются за счет вычислительной мощности, программной стабилизации, более продвинутого моделирования фона и интеллектуального извлечения особых признаков для более точной идентификации интересующего объекта».

Еще одной проблемой является борьба с уводом изображения, то есть со смещением центрального пикселя камеры с объекта при приближении объективом на несколько километров. «Камера с большим уводом может держать объект в центре при нулевом увеличении, но полностью теряет из виду этот «центральный» объект при увеличении коэффициента масштабирования, – сказал он. – Кроме более точной механической конструкции для компенсации может быть использовано программное обеспечение анализа видео». На ближних дистанциях задачи контроля камеры также становятся сложнее при увеличении дальности, добавил господин Ольсен. «Простые движения, например центрирование интересующего объекта, поворот в его сторону или процесс слежения автоматической камеры за объектом на расстоянии нескольких километров, становятся все сложнее, поскольку панорамирование, наклоны и масштабирование камеры должно контролироваться с очень малой дискретностью».

Представитель компании Controp подчеркнул, что для наблюдения за границей необходима оптоэлектроника, которая позволяет классифицировать объект для быстрого принятия решений, заметив при этом, что автоматическая классификация повышает качество принятия решений и снижает количество необходимого персонала. Кроме того, установка камер увеличенной дальности действия на вышках определяет потребность в улучшенной стабилизации, поскольку вышки могут раскачиваться от ветра и перемещаться в различных направлениях в связи с тем, что их составные части увеличиваются и сокращаются при изменении температуры. В компании также отмечают растущий спрос на оптоэлектронику для транспортных средств. Это, по словам Карни, определяет потребность в установке устройств ближнего, среднего и дальнего наблюдения и различных сенсоров на одной платформе. На ближних дистанциях охлаждаемая инфракрасная камера не так важна, достаточно и неохлаждаемого сенсора. Для средних дистанций может быть достаточно максимальных фокусных расстояний 250 или 450 мм, тогда как для больших дальностей необходимы объективы 720 или 1200 мм. «Для поставщиков важно предоставить заказчикам линейку систем и возможностей, удовлетворяющих различным требованиям, некоторые из которых являются следствием специфических условий, присущих данной приграничной местности, – сказал он. – В то время как обнаружение, как правило, достигается за счет использования радара, за идентификацию и распознавание отвечают оптоэлектронные системы. Эти задачи требуют высочайшего качества изображения, которое может быть получено только высококачественной тепловизионной камерой со стабилизацией». Компания недавно представила новую, систему названную 3D-GUARD, которую описывает как продвинутую трехмерную видеосистему определения движения. Каждая система 3D-GUARD состоит из двух стационарных камер с фиксированным полем зрения и дальностью обнаружения до одного километра.

Модернизация системы RVSS, заказанная американским Бюро таможенного и пограничного контроля, отличается функциями анализа видеоинформации и геопространственного управления, разработанными компанией PureTech Systems как часть комплексного решения General Dynamics, и имеет этот продвинутый графический пользовательский интерфейс

Система компании Controp 3D-GUARD базируется на двух стереоскопических камерах, устанавливаемых на мачты или вышки, и контролируемые центральной системой управления. Стационарная стереоскопическая система камер с фиксированным полем зрения позволяет уменьшить число ложных тревог

Сканирующая пассивная легкая система TORNADO кругового обзора компании Controp предназначена для автоматического обнаружения вторжения и слежения за человеком на дистанции до 4 км

Это система круглосуточного действия, предназначенная для защиты стратегических объектов, а также охраны периметров и границ, определяет движущиеся объекты и нарушителей автоматически и включает сигнал тревоги. Предоставляя точную информацию по местонахождению объекта, его размерам и движению, система 3D-GUARD работает как надежная «виртуальная изгородь». Она может устанавливаться на мачты или вышки, работать как система быстрого развертывания или как отдельная система, управляемая с центрального контрольного пункта. «Возможности этой новой «несканирующей» системы позволяют резко уменьшить число ложных срабатываний, что типично для других систем видеоанализа», – добавил Карни.

Для автоматического дальнего определения движения компания Controp разработала и недавно представила систему TORNADO, которую она описывает как «пассивная быстросканирующая инфракрасная камера, предоставляющая панорамное изображение на 360 градусов». TORNADO базируется на инфракрасной камере, работающей в средневолновой ИК-области спектра (далее просто средневолновая) с панорамным охватом и сектором вертикального обзора от 0 до 18 градусов, что позволяет обнаруживать воздушные объекты, в частности БЛА. «В системе TORNADO используются уникальные программные алгоритмы, которые автоматически определяют и отслеживают любой движущийся объект. Она может обнаружить очень небольшие объекты в сотнях метров и крупные объекты даже в десятках километров». Наконец, компания Controp разработала SPEED-LR интеллектуальную, дальнего действия, широкоугольную, стабилизированную систему определения вторжения, которая автоматически определяет движение в панорамном изображении. Она может устанавливаться на мачты вышки треноги и другие опоры. Система SPEED-LR включает тепловизионную камеру дальнего действия с непрерывным увеличением, дневную цветную телекамеру, безопасный для глаз лазерный дальномер и лазерный указатель. Она может автоматически определять распознавать, идентифицировать и отслеживать объекты в радиусе до 10 км, сообщили в компании.

Стабилизированная и поэтому пригодная для установки на высокие мачты и вышки система компании Controp SPEED-LR имеет в своем составе тепловизор с непрерывным увеличением, цветную телекамеру, монохромную ПЗС-камеру, лазерный дальномер и лазерный указатель

Источник

Виталий Шишмарёв: Совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска через госграницу. Планы и их реализация

О значимых событиях 2020 года и о задачах по реконструкции, обустройству и техническому оснащению пунктов пропуска на ближайшую перспективу в эксклюзивной беседе журналу «Транспортная безопасность и технологии» рассказал руководитель Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Виталий Шишмарёв.

Виталий Николаевич, расскажите об итогах деятельности ФГКУ Росгранстрой в первой половине 2020 года. Какие объекты удалось ввести в эксплуатацию после реконструкции?

Как государственный заказчик ФГКУ Росгранстрой реализует проекты по строительству, реконструкции, обустройству, техническому оснащению и техническому перевооружению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Наша цель — создание современного облика объектов государственной границы Российской Федерации, развитие и модернизации инфраструктуры пунктов пропуска, сокращение времени прохождения контрольных процедур, повышение уровня комфорта пребывания в пунктах пропуска и обеспечение безопасности государственной границы.

Работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» и федерального проекта «Логистика международной торговли», который входит в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Среди реализованных в 2020 году проектов хочу отметить открытие после реконструкции морского пункта пропуска Оля в одноименном морском торговом порту Астраханской области. Весной этого года сотрудники пограничной и таможенной служб, Роспотребнадзора и Россельхознадзора приступили к проведению контрольных процедур по пропуску транспорта, товаров и грузов через государственную границу Российской Федерации на этом объекте.

Читайте также:  Мтс оборудование вай фай

В рамках реконструкции построены служебно-производственные здания, автотранспортный контрольно-пропускной пункт, здание кинологической службы, гараж для автомобилей, навес над местами контроля транспорта, установлены автомобильные весы. Общая площадь возведенных сооружений составила более 3 тыс. м².

Пункт пропуска оснащен самыми современными системами пограничного и таможенного контроля, включая систему обнаружения делящихся и радиоактивных материалов.

Реконструкция пункта пропуска Оля позволила повысить его пропускную способность с 1 до 11 млн тонн грузов в год. Созданы все необходимые условия для комфортного размещения контрольных служб на одной площадке. Благодаря новейшему оборудованию ускорена процедура проверки и оформления пассажиров, товаров и грузов, перемещаемых через государственную границу.

Выгодное географическое положение морского порта Оля создает условия для увеличения грузооборота и укрепления торгово-экономических связей. Обновленный пункт пропуска станет драйвером развития порта Оля, транспортной системы региона и транзитного потенциала международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Иран и Индию с Европой и скандинавскими странами.

Расскажите о ходе реализации федерального проекта «Логистика международной торговли» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»

Государственные контракты на разработку проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению вошедших в нацпроект пунктов пропуска уже заключены или планируются к заключению в ближайшее время. Выполнение строительно-монтажных работ и ввод объектов в эксплуатацию намечены на 2020-2024 годы.

В первом полугодии 2020 года в рамках нацпроекта завершились работы по техническому перевооружению воздушного пункта пропуска Саратов (Гагарин). Установлены 32 кабины паспортного контроля, оборудованы автоматизированные рабочие места, смонтированы самые современные и высокотехнологичные системы, что позволило создать необходимые условия для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска и обеспечить пропускную способность до 640 человек/час.

В качестве знаковых примеров реализации нацпроекта можно назвать реконструкцию многосторонних автомобильных пунктов пропуска Яраг-Казмаляр на границе с Азербайджаном и Верхний Ларс на границе с Грузией.

Проектная документация на реконструкцию пункта пропуска Яраг-Казмаляр получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертизы России». В настоящее время ведутся мероприятия по подготовке к началу строительно-монтажных работ. Реконструкция объекта включает в себя два этапа. Их реализация позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска почти в три раза, в том числе за счет увеличения количества полос движения автотранспорта с 10 до 24 и оснащения пункта пропуска самым современным и высокотехнологичным оборудованием.

Проектная документация на реконструкцию пункта пропуска Верхний Ларс также получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертизы России», что позволяет в ближайшее время начать модернизацию одного из самых загруженных пунктов пропуска в стране. Его реконструкция предусматривает увеличение пропускной способности объекта по количеству транспортных средств в 9 и почти в 1,5 раза по количеству человек в сутки и увеличение количества полос движения и числа накопительных стоянок для транспорта. Эти меры направлены на решение проблемы очередей на российско-грузинском участке государственной границы.

Хочу отметить, что на этапе разработки концепции реконструкции объектов ФГКУ Росгранстрой уделяет особое внимание архитектурным решениям, учитывая особенности и специфику регионов, где реализуются проекты. Такой подход позволяет сделать пункты пропуска не только функциональными, удобными, но и красивыми и интересными для туристов.

Федеральный проект предусматривает модернизацию ряда пунктов пропуска в Дальневосточном федеральном округе. Что уже сделано в этом направлении?

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации об обеспечении синхронизации сроков начала функционирования пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Кани-Курган со сроками строительства и ввода в эксплуатацию мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск – Хэйхэ в 2019 году автомобильный пункт пропуска Кани-Курган был обустроен по временной схеме в части грузовой составляющей из расчета 190 автомобилей в сутки.

Пункт пропуска оснащен модульными зданиями для государственных контрольных органов, укомплектован специальным технологическим оборудованием, на территории установлены складские и лабораторные помещения, организованы досмотровые площадки и стоянки для задержанного автотранспорта, создана комплексная система безопасности. Сегодня пункт пропуска готов к работе. Проведение контрольных процедур в пункте пропуска Кани-Курган стартует одновременно с запуском движения по мосту через реку Амур.

Согласно дорожной карте федерального проекта завершить работы по строительству постоянного пункта пропуска Кани-Курган планируется в 2022 году. С его открытием по мосту поедет не только грузовой, но и легковой транспорт.

В августе 2020 года проект строительства погранперехода был представлен председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину в ходе его рабочего визита в Дальневосточный федеральный округ. Было доложено, что в настоящее время по объекту ведется разработка проектно-сметной документации. Планируемая пропускная способность погранперехода составит порядка 5,5 тысяч человек и более 850 транспортных средства в сутки.

Работа нового мостового перехода Благовещенск–Хэйхэ и пункта пропуска Кани–Курган позволит увеличить грузооборот между Россией и Китаем и даст серьезный импульс развитию российский экономики.

Какие проекты ФГКУ Росгранстрой планирует реализовать до конца текущего года?

Знаковым для 2020 года станет открытие нового многостороннего автомобильного пункта пропуска Советск (Дубки) в Калининградской области на границе с Литвой. Уникален этот объект тем, что он является одним из самых крупных в России, рассчитан на 4 тысячи транспортных средств и 15 тысяч человек в сутки. На въезд и выезд из РФ предусмотрено 49 полос контроля (27 полос для грузовых автомобилей, в том числе для негабаритного транспорта, 20 полос для легковых автомобилей, 2 полосы для автобусов). Схема движения транспортных средств предусматривает разделение потоков по направлениям движения и по видам транспорта. Накопительные стоянки вмещают 2 автобуса, до 20 единиц грузового и до 25 единиц легкового транспорта.

В пункте пропуска построен стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, способный дистанционно, то есть без вскрытия контейнеров, обнаружить незадекларированные товары и запрещенные к провозу грузы: оружие, взрывчатые и наркотические вещества. Комплекс способен «видеть» груз даже сквозь сталь и оценивать вес всей товарной партии или ее части по выбору оператора. Применение таких высокотехнологичных разработок позволяет существенно повысить эффективность процедур контроля, скорость пропуска через государственную границу и уровень комфорта для всех участников внешнеэкономической деятельности без ущерба для безопасности.

Открытие пункта пропуска Дубки – долгожданное событие для Калининградской области. Новый погранпереход позволит вывести транспортные потоки за пределы города Советск, через который сегодня по мосту Королевы Луизы идет транзит в Литву. Это позитивным образом отразится на экологической обстановке в городе. Кроме того, открытие движения в Дубках позволит начать ремонт исторического памятника – вышеуказанного моста. В будущем расположенный в Советске пункт пропуска будет использоваться для пешеходного сообщения и рейсовых автобусов.

Запуск движения через новый пункт пропуска будет способствовать существенному увеличению грузо- и пассажиропотока, послужит делу укрепления торгово-экономических, культурных связей региона не только с субъектами Российской Федерации, но и с соседними государствами.

Говоря о развитии системы пунктов пропуска, нельзя не коснуться вопроса обеспечения транспортной безопасности. Подпадают ли сегодня пункты пропуска под действие ФЗ-16 «О транспортной безопасности» и подзаконных нормативных правовых актов? Как вы оцениваете совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере?

За последние годы в Российской Федерации проведена большая работа по созданию базы, регламентирующей отношения в области транспортной безопасности (ТБ) и антитеррористической защищенности (АТЗ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), в пределах которой функционируют пункты пропуска. Кроме того, созданы и функционируют комплексные системы безопасности. Вместе с тем в нормативных правовых актах остались отдельные пробелы. Следует нормативно закрепить интеграцию требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, сооружений, инженерных систем, технических средств, комплексно обеспечивающих АТЗ ОТИ, в пределах которых расположены пункты пропуска, совместного их использования в интересах обеспечения ТБ, а также в интересах охраны государственной границы. Данная интеграция требований позволит оптимизировать расходы на создание и функционирование инженерных систем и технических средств охраны, поддержание режима зон ТБ в местах проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля лиц, транспортных средств и грузов. Одним из важных элементов системы АТЗ ОТИ является установление и поддержание пропускного и внутриобъектового режима. В этом вопросе также существуют определенные противоречия и несогласованность в нормативных правовых актах, регулирующих пропускной и внутриобъектовый режим ОТИ, в которых функционируют пункты пропуска. Было бы целесообразно согласовать нормы транспортного законодательства и Закона о государственной границе, а в Правила доступа лиц, транспортных средств, грузов и животных на территорию соответствующих ОТИ включить нормы, регулирующие особый порядок доступа на территорию, в здания и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

2020 год ознаменовался борьбой с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Минтрансом России разработаны и согласованы с Роспотребнадзором методические рекомендации, направленные на обеспечение безопасной работы пунктов пропуска в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Какие мероприятия были проведены и планируются ФГКУ Росгранстрой в целях реализации положений рекомендаций?

ФГКУ Росгранстрой ведется серьезная работа в этом направлении. Более подробно я бы хотел остановиться на вопросе технического оснащения пунктов пропуска. В рамках Национального плана по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России Роспотребнадзором был определен перечень из 140 пунктов пропуска через государственную границу РФ, требующих оснащения либо дооснащения стационарными или переносными тепловизорами.

Стационарные комплексы предназначены для выявления людей с повышенной температурой тела в движущемся потоке. Переносные устройства применяются для индивидуального контроля граждан, пересекающих границу. Их можно использовать в том числе и на борту воздушного судна.

Первая партия переносных тепловизоров уже поступила в пункты пропуска аэропортов московского авиаузла «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово». Уникальность этого оборудования заключается в его высокой технологичности, чувствительности, точности, способности распознавать человека с повышенной температурой тела на большом расстоянии, а также наличии функции автоматической компенсации температуры, устраняющей погрешности, вносимые окружающей средой.

Готовящиеся к поставке стационарные тепловизионные комплексы представляют собой российскую разработку, хорошо зарекомендовавшую себя в период проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи и Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Такие комплексы успешно функционируют в ряде пунктов пропуска. Они способны выявить людей с повышенной температурой тела в большом движущемся потоке.

Новое оборудование до конца года появится также в автомобильных, морских и железнодорожных пунктах пропуска. Это позволит повысить уровень защищенности от проникновения на территорию нашей страны коронавирусной инфекции и иных опасных заболеваний.

Источник

Пограничные новости

Владимир Григорьевич, что нового в погранслужбе?

Владимир Кулишов: Пожалуй, самая последняя новость — это спуск на воду пограничного сторожевого корабля 1 ранга «Полярная Звезда», специально предназначенного для использования в Арктике. Это первый корабль такого уровня, построенный у нас за последние 20 лет. Он — единственный, в истории советского и российского кораблестроения, создан специально для пограничников. Корабль оснащен современным навигационно-тактическим комплексом, комплексом для базирования вертолета и способен преодолевать ледовые поля в арктических морях с толщиной льда до 1 метра.

И это далеко не единственная новинка. Сейчас на вооружение активно принимаются российские образцы технических средств охраны границы, соответствующие мировым стандартам и отвечающие современным требованиям. В ходе проведенных в 2009-2013 годах научно-исследовательских и конструкторских разработок создано 47 новых образцов технических средств охраны государственной границы.

Читайте также:  Магазин для магазинов торговое оборудование ижевск

Совершенствуется система автоматизированного технического контроля обстановки на государственной границе, которая уже эксплуатируется на кавказском направлении и показала высокую эффективность.

Обустройство границы — одно из приоритетных направлений государственной пограничной политики. В июне 2012 года утверждена и поэтапно реализуется Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». Цель ее — создание современной пограничной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для службы. Программой предусмотрено строительство более 70 пограничных объектов, в первую очередь в азиатско-тихоокеанском, арктическом регионах и на российско-казахстанском участке государственной границы.

Все объекты будут оборудованы современными комплексами инженерно-технических средств охраны границы и перспективными средствами связи.

В этом году будет восстановлена система инженерных сооружений и заграждений в Дальневосточном регионе, пострадавших в результате наводнения 2013 года.

В целом сейчас доля современных технических средств составляет: на сухопутном и морском участках границы более 52 процентов, на путях международного сообщения — 78 процентов.

Пограничное управление в Крыму уже полностью сформировано?

Владимир Кулишов: Задачи обеспечения пограничной безопасности на Крымском полуострове и прилежащем к нему морском пространстве Российской Федерации в акваториях Черного и Азовского морей возложены на Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым.

Уже сформированы органы управления и идет укомплектование подразделений пограничного управления личным составом, в том числе из числа бывших сотрудников Государственной пограничной службы Украины, изъявивших желание проходить службу в российских пограничных органах. Более 80 процентов бывших украинских военнослужащих приняли российское гражданство и получили российские паспорта.

В акваториях Черного и Азовского морей во взаимодействии с силами и средствами Черноморского флота организована служба пограничных кораблей и катеров.

Что касается пограничного контроля въезжающих и выезжающих с полуострова граждан, то он ведется полностью в соответствии с российским законодательством.

Какие участки госграницы можно назвать сегодня наиболее сложными?

Владимир Кулишов: Угрозы пограничной безопасности присутствуют на всей государственной границе. И на суше, и на море, и на путях международного сообщения. Однако везде есть свои особенности. Например, на российско-казахстанском участке границы сохраняется угроза наркотрафика и незаконной миграции иностранных граждан.

Попытки незаконного перемещения через границу товаров и грузов наиболее характерны для российско-украинского участка и границы со странами Балтии. Здесь в прошлом году задержано товаров на сумму более 108 миллионов рублей.

А вот нарушения режима государственной границы приграничным населением чаще всего происходят на российско-украинском, российско-абхазском участках границы, а также на отдельных участках границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, охраняемых российскими пограничниками. На этих участках ежегодно задерживается более 70 процентов всех нарушителей административно-правового режима.

На морских рубежах обстановка спокойней?

Владимир Кулишов: Я бы так не сказал. Здесь основной вид нарушений — незаконная добыча рыбы и других морских биологических ресурсов. В прошлом году пограничники задержали около 100 судов-нарушителей. Из незаконного оборота изъято более 730 тонн продукции рыбного промысла. За нарушения законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов наложено административных штрафов на сумму более 388 миллионов рублей, конфисковано 6 иностранных судов.

По-прежнему сложной остается ситуация, связанная с противодействием незаконной добыче осетровых видов рыб в северной части акватории Каспийского моря. Там в прошлом году за нарушение пограничного режима и природоохранного законодательства наши пограничники задержали более 190 маломерных судов. Привлечено к административной ответственности 12 юридических и более 690 физических лиц.

Но есть и положительные тенденции: благодаря нашим мероприятиям удалось в два раза сократить количество иностранных судов, промышляющих в Дальневосточном регионе под «удобными флагами» и в 3,4 раза уменьшить поставки российской крабовой продукции в иностранные порты.

А как обстоят дела с так называемыми «незваными гостями»?

Владимир Кулишов: В прошлом году у нас международный пассажирский и транспортный поток составил почти 173 миллиона человек и 29 миллионов единиц транспорта. Соответственно, растет и число тех, кто пытается пересечь границу по недействительным, поддельным и чужим документам. В прошлом году пограничники органами в пунктах пропуска через госграницу выявили более 106,4 тысячи подобных граждан.

Всего в 2013 году было задержано свыше 3,4 тысячи нарушителей, пресечено более 57 тысяч нарушений режима государственной границы. Кроме того за правонарушения в сфере охраны госграницы было возбуждено 2652 уголовных дела, по которым осуждено 1462 человека.

В целом угрозы безопасности России в пограничной сфере носят динамичный характер. Меняются формы и способы противоправной деятельности трансграничных преступных групп. Поэтому пограничникам необходимо постоянно отслеживать тенденции развития обстановки на государственной границе, чтобы адекватно отвечать на возникающие угрозы. Кстати, наша обязанность также — противодействовать терроризму в приграничной зоне. К сожалению, за прошедший год мы понесли определенные потери.

Во время Олимпиады были попытки нарушения госграницы и проникновения в Сочи тех, кого там, мягко говоря, «не ждали»?

Владимир Кулишов: Работать в усиленном варианте несения службы мы начали еще задолго до начала Игр. Для обеспечения безопасности нами была создана самая крупная за последнее время пограничная группировка — пять тысяч человек. Ежедневно выставлялось более 600 пограничных нарядов, в акватории службу несли более 20 кораблей. В целом же задачи по обеспечению безопасности Олимпиады пограничная служба выполняла совместно с территориальными органами безопасности и территориальными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти в рамках общего Оперативного замысла. Могу сказать, что нам помогали и белорусские, и украинские коллеги, которым я выразил отдельную благодарность. В результате мы смогли обеспечить надежное прикрытие государственной границы на участках, которые прилегали к району проведения Олимпийских игр. Также удалось осуществить контроль за поддержанием пограничного режима на приграничной территории.

В этот период через границу было пропущено более 7,3 миллиона российских и иностранных граждан. Некоторые страны за год столько не пропускают. При этом было выявлено 236 человек, которые находились в международном и федеральном розыске. На законных основаниях не пропущено через границу более 10 тысяч человек.

Поступить в пограничники всегда было непросто. А сейчас требования к тем, кто хочет служить на границе, серьезно выросли. С чем это связано?

Владимир Кулишов: Прежде всего — с возросшей персональной ответственностью сотрудников.

Кроме того, поступающие на вооружение пограничной службы новые образцы вооружения и технических средств охраны границы предполагают более высокий уровень подготовки личного состава.

Ежегодно на военную службу из запаса призывается около 2 тысяч человек. Из образовательных учреждений ФСБ России и других ведомств для прохождения военной службы в пограничные органы направляется свыше 1,5 тысячи выпускников.

Организована работа по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников. Для профессиональной переподготовки и повышения квалификации в образовательные учреждения ФСБ России, учебные центры пограничных органов ежегодно направляется около 2 тысяч человек.

Об уровне подготовки специалистов, например, говорит недавнее восхождение на Эльбрус сборной команды специалистов горной подготовки пограничных органов Северо-Кавказского федерального округа. Оно было посвящено Дню Победы и 90-летию общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-оздоровительное общество «Динамо». А организовали его в ходе обучения инструкторов по горной подготовке в Кабардино-Балкарии.

Если не секрет, армия пограничников у нас большая?

Владимир Кулишов: Численность мы не афишируем. Могу сказать, что существует такой показатель, как количество пограничников на один километр границы. Так вот, если сравнивать с США и европейскими странами, то у нас плотность пограничного присутствия не меньше. И это при том, что у нас самая протяженная граница в мире — более 61 тысячи километров из которых 22 тысячи километров — это сухопутная часть.

Ждут ли пограничную службу в ближайшее время какие-либо перемены, в том числе и структурные?

Владимир Кулишов: Масштабные преобразования в нашей службе завершены в 2010 году. Однако меняющийся характер угроз пограничной безопасности, а также необходимость повышения эффективности пограничной деятельности по их нейтрализации, требуют постоянного внимания к вопросам строительства и развития.

В связи с этим мы ведем плановую работу по оптимизации состава и численности пограничных органов, совершенствуем формы и способы пограничной деятельности, развиваем систему управления подразделениями.

В этом году мы планируем закончить совершенствование системы управления пограничными органами, которые выполняют задачи на морских направлениях, прежде всего — в Арктическом и Дальневосточном регионах.

Продолжится работа по оптимизации состава и штатной численности пограничных органов на других участках государственной границы, а также совершенствованию практики совместной деятельности пограничных органов и территориальных органов безопасности по противодействию международному терроризму и трансграничной преступности.

На что будет уделять особое внимание пограничная служба в ближайшее время?

Владимир Кулишов: Мы выполняем требование президента России о том, что «с точки зрения охраны государственной границы нет второстепенных вещей, но . особое внимание нужно обратить на юг, Северный Кавказ, на сотрудничество с коллегами в средне-азиатских республиках, Дальний Восток и Арктическую зону». Поэтому пограничные органы в 2014 году основные усилия сосредоточат на сотрудничестве с пограничными службами государств на евразийском пространстве, где на повестке — расширение Таможенного союза, выход на еще более высокий интеграционный уровень — создание Евразийского экономического союза.

Учитывая рост интереса иностранных государств к Арктическому региону и транспортно-логистическим возможностям Северного морского пути одной из приоритетных задач пограничной деятельности является защита национальных интересов России в Арктике.

Насколько серьезны сейчас претензии других стран на зону российских интересов в Арктике?

Владимир Кулишов: Мы отмечаем ежегодный рост интенсивности научно-исследовательской и иной хозяйственной деятельности иностранных компаний в Арктическом регионе. В связи с этим со стороны отдельных иностранных государств и некоторых международных неправительственных организаций предпринимаются попытки воспрепятствовать экономической деятельности России в Арктическом регионе.

Показательной в этой связи была акция судна «Арктик Санрайз», принадлежащего «Гринпис» в отношении платформы «Приразломная» в 2013 году. Уголовное производство по этому делу сейчас продолжается.

Каким еще негативным процессам в непосредственной близости от границы готовитесь противостоять?

Владимир Кулишов: С учетом предстоящего в 2014 году вывода из Афганистана части международных сил содействию миру и возможности обострения обстановки в Центрально-Азиатском регионе укрепляем контакты с нашими коллегами из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Казахстана. Будут осуществляться совместные меры по нейтрализации угроз безопасности, исходящих с территории Афганистана.

Нам предстоит продолжить наращивать усилия в морском пограничном пространстве Дальневосточного, Черноморско-Азовского и Каспийского регионов по защите экономических интересов России, охране морских биоресурсов и государственному контролю в этой сфере.

Для повышения эффективности противодействия трансграничной преступности и улучшения комфортности пересечения законопослушными гражданами государственной границы продолжим совершенствовать пограничную деятельность на путях международного сообщения.

Особое внимание нужно будет уделить укреплению российско-украинской границы, в первую очередь ее крымского участка. Необходимо перекрыть каналы въезда украинских радикалов и боевиков в нашу страну.

Владимир Григорьевич, в День пограничника хотелось бы поздравить вас и всех, кто имеет и имел отношение к пограничной службе и, конечно, особенно ветеранов, с профессиональным праздником. Отмечать собираетесь широко?

Владимир Кулишов: Не секрет, что празднование Дня пограничника в нашей стране по истине носит всенародный характер. Это связано с тем, что пограничники всегда пользовались заслуженным авторитетом у населения и особым отношением к ним со стороны российских граждан, которые активно участвуют в охране границы. К примеру, в 2013 году на добровольных началах к решению задач защиты и охраны государственной границы привлекалось более 20,6 тысячи российских граждан, объединенных в добровольные народные дружины. При их участии задержано более 186 нарушителей государственной границы и около 1,5 тысячи нарушителей правил пограничного режима. Конечно же, это и их праздник.

Читайте также:  Оборудование для приготовления корма для свиней

В пограничной службе и пограничных органах ФСБ России в этот день запланирован ряд торжественных мероприятий, среди которых: отдание почестей памяти погибшим пограничникам, чествование пограничников — участников Великой Отечественной войны, ветеранов пограничной службы, а также сотрудников, отличившихся в службе по охране государственной границы и достигших высоких показателей в служебной деятельности, встречи действующих сотрудников с ветеранами пограничной службы.

По сложившейся традиции в День пограничника в Государственном Кремлевском дворце пройдет торжественный концерт с участием заслуженных деятелей культуры и искусства, а также творческих коллективов пограничных органов. На этот концерт будут приглашены ветераны и в том числе участники событий на острове Даманском, которым в этом году исполнилось 45 лет.

Пользуясь случаем, хочу поздравить ветеранов, действующих сотрудников пограничной службы и членов их семей с профессиональным праздником. Пожелать здоровья, благополучия и успехов в деле защиты и охраны государственной границы Отечества.

Источник

Какие технические средства и приборы сегодня успешно применяются в охране государственной границы?

Константин Молостов, начальник Гродненской пограничной группы, полковник: «Надежности границ служат новые технологии».

– Константин Геннадьевич, поздравляю Вас и военнослужащих Гродненской пограничной группы с Днем пограничника. C какими итогами встречаете профессиональный праздник ?

– Благодарю Вас за поздравление. Самым основным итогом считаю успешное выполнение задач, поставленных перед личным составом Гродненской пограничной группы, по надежной охране Государственной границы Республики Беларусь.

Если говорить в общем, то в текущем году на участке пограничной группы мы пресекли семь каналов незаконной миграции, несколько каналов контрабанды наркотиков и боеприпасов, более десяти каналов перемещения подакцизной продукции через государственную границу.

При этом хочу отметить, что наша служебная деятельность успешно развивалась и по другим направлениям, таким, как работа с населением приграничья, патриотическое воспитание молодежи, взаимодействие с ветеранскими и шефскими организациями, а также обустройство быта пограничников.

– Как сегодня технически оснащена граница, какие технические средства и приборы успешно применяются в ее охране?

– Руководством страны, председателем Государственного пограничного комитета Беларуси уделяется большое внимание техническому оснащению и совершенствованию инженерного оборудования государственной границы, введению принципиально новых технологий в ее охране.

В настоящее время мы активно внедряем такие современные технические средства охраны границы, как волоконно-оптические сигнализационные системы, интегрированные системы охраны и видеонаблюдения, быстро развертываемые сигнализационные комплексы, применение которых обеспечивает высокую вероятность обнаружения нарушителей государственной границы. На некоторых направлениях планируется создание автоматизированных технических систем контроля обстановки и управления силами реагирования, построенных на принципах обнаружения, распознавания и визуального сопровождения объектов.

Кроме того, на южной границе Беларуси уже апробированы и активно применяются беспилотные летательные аппараты и автожиры. В ближайшие несколько лет беспилотники будут поставлены на вооружение в каждое подразделение границы. В органах пограничной службы ведется также планомерная работа по закупке автожиров, в перспективе они появятся в каждом пограничном соединении.

Что касается пограничного контроля, то в рамках строительства логистического центра в буферной зоне пункта пропуска «Брузги» предусмотрена установка новых модулей, а также замена существующих средств принудительной остановки транспорта на более современные. В планах оснащение современной системой видеонаблюдения, средствами регулирования дорожного движения. Пограничные наряды в пунктах пропуска уже сегодня оснащены новинками средств досмотра, в частности металлодетекторами и мобильными видеоэндоскопами.

В пункте пропуска «Привалка» продолжается опытное применение технологии оформления транспортных средств без контрольных талонов. Для этого в местах несения службы нарядов «Часовой пункта пропуска» используются видеокамеры, с помощью которых получают изображение номерных знаков. Программное обеспечение распознает изображение, преобразует в цифры и буквы. Контролеру остается только сравнить распознанный номер с оригиналом и подтвердить запуск или выпуск транспортного средства, что в первую очередь удобно гражданам, пересекающим границу.

– Изменяют ли свою тактику нарушители, учитывая то, что защита рубежей совершенствуется? На какие ухищрения идут?

– Обстановка на участке пограничной группы остается контролируемой на фоне сохраняющейся активности противоправной деятельности организованных групп. Нарушители, несомненно, меняют тактику. К примеру, впервые в истории пограничной группы мы выявили, что пособничество организаторам незаконной миграции оказывали две девушки. Им отводилась роль отвлечения внимания сотрудников погранслужбы или других силовых структур при возможных остановках автомобилей, в которых к государственной границе перевозились граждане Вьетнама.

– Константин Геннадьевич, а что сегодня пытаются переместить через границу так называемые контрабандисты?

– Традиционно в Беларусь через пункты пропуска в нарушение закона ввозятся промышленные товары: одежда, бытовая техника, мобильные телефоны и аксессуары к ним, вывозя-тся сигареты. При этом основной объем незаконно перемещаемых из Беларуси табачных изделий приходится на так называемую зеленую границу. В этой связи нельзя не отметить пресечение канала перемещения через границу наркотиков – попытки ввоза в Беларусь через пункт пропуска «Брузги» в августе прошлого года около 40 килограммов наркотиков. Также в пунктах пропуска нами пресекаются попытки перемещения через границу спецсредств и предметов, относящихся к гражданскому оружию самообороны. В некоторых случаях все признаки указывали на то, что перемещаемые предметы предназначались для использования в противозаконных целях.

– Мы знаем о том, что в охране границы принимают активное участие и добровольные дружинники…

– На их счету десятки задержанных нарушителей. Работа с дружинниками выходит на новый уровень: впервые в Беларуси в декабре 2015 года на базе Гродненской пограничной группы прошел 1-й слет членов добровольных дружин из нескольких районов Гродненской области. К слову сказать, за активное участие в охране границы за последний год органами власти области и районов, председателем Госпогранкомитета и командиром части поощрено более 150 дружинников.

– Константин Геннадьевич, Вы уже рассказывали нашим читателям о том, что очень серьезную помощь в обустройстве быта пограничников оказывают шефские организации, это сотрудничество продолжается?

– В этот праздничный день хочу выразить огромную благодарность за сложившееся взаимопонимание председателю Гродненского облисполкома Владимиру Васильевичу Кравцову, заместителю председателя облисполкома, председателю комиссии по реализации вопросов государственной пограничной политики на территории Гродненской области Юрию Витольдовичу Шулейко, руководителям ОАО «Гроднопромстрой», «Гродножилстрой», «Гродно Азот», «Гродненский мясокомбинат», «Волковысский мясокомбинат», «Красносельскстройматериалы», СПК имени Деньщикова, имени В.И.Кремко, «Малоберестовицкий элитхоз», институту «Гродногражданпроект», Гродненских тепло– и электросетей, УП «Бакалея» и многим-многим другим. Мы очень ценим эти дружеские отношения, такие традиции будем поддерживать и дальше.

– В нашем регионе широко известно, что гродненские пограничники с глубоким уважением относятся к своим ветеранам и особенно к участникам Великой Отечественной войны.

– Мы всегда поддерживали тесные связи с нашим старшим поколением ветеранов, уверен, что и в дальнейшем гродненские пограничники будут чтить эти святые традиции. Кроме того, как Вы правильно заметили, мы с особым уважением относимся к тем ветеранам-пограничникам, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, выполнял интернациональный долг в локальных войнах. Мы оказываем им всяческую помощь не только по праздникам, но и тогда, когда она необходима. На сегодняшний день в Гродно проживают 9 ветеранов-пограничников – участников Великой Отечественной войны. Это Григорий Исаакович Обелевский, Николай Павлович Кныш, Юрий Александрович Холин, Иван Александрович Невзоров, Михаил Григорьевич Удинцев, Федор Владимирович Шленчак, Михаил Филиппович Катеренчук, Виктор Павлович Никулин и Михаил Федорович Кусков.

Ветераны-пограничники – частые гости и в Гродненской пограничной группе, и на пограничных заставах. Наше старшее поколение оказывает неоценимую помощь в патриотическом воспитании молодых ребят.

– Что нужно молодому человеку, чтобы стать пограничником?

– При определенных условиях сегодня почти каждый здоровый молодой человек может стать пограничником, поступив на службу в органы пограничной службы по контракту. Впрочем, не только парень, но и девушка может надеть пограничную форму.

С 2015 года появилась возможность поступить на службу по контракту без прохождения срочной военной службы. После окончания высших или средних специальных учебных заведений молодые парни призывного возраста, ранее не проходившие срочную службу и изъявившие желание поступить на службу по контракту, проходят соответствующий профессиональный отбор, медицинскую комиссию. После того как успешно преодолены все стадии отбора, с кандидатом заключается первый контракт сроком на два года.

Что касается подготовки офицерских кадров, получить высшее образование первой ступени можно только на очной форме обучения в Институте пограничной службы Беларуси, на факультетах вузов других силовых структур и во всех учреждениях высшего образования Республики Беларусь, где есть военные кафедры, а также в некоторых военных учебных заведениях России.

Вся необходимая информация по порядку поступления в эти учреждения размещена на интернет-ресурсе Института пограничной службы и на сайте Гродненской пограничной группы. Кроме того, можно обратиться в военкомат по месту жительства. Подробная информация профориентационного характера есть на стендах в каждом районном военкомате на приграничной территории.

Для того чтобы заинтересовать молодых людей службой на границе еще в школьные годы, в Гродно и приграничных районах действуют 6 профильных военно-патриотических классов, 17 отрядов юных друзей пограничников.

Совсем недавно, в мае, в Берестовицком районе на одной из застав состоялся областной слет отрядов юных друзей пограничников, посвященный 75-летию подвига пограничников в первые дни Великой Отечественной войны. Организовали его Гродненская пограничная группа, управление образования Гродненского облисполкома, Гродненский областной центр туризма и краеведения. Участвовали команды из Гродненского, Берестовицкого и Свислочского районов.

В феврале 2016 года в Гродненском областном кадетском училище открыли кабинет пограничной службы. Мы передали в этот кабинет наглядные пособия, рассказывающие об органах пограничной службы и раскрывающие особенности службы на государственной границе. Популярность пограничной службы среди кадетов растет. Из 42 выпускников за последние два года более 30 поступили в высшие учебные заведения военных и силовых структур. Причем 30 процентов из них – в Институт пограничной службы Беларуси. При этом в кадетской группе есть и девушки. К слову сказать, в 2016 году Институт пограничной службы впервые объявил набор представительниц прекрасного пола.

– Не могу не задать вопрос, касающийся Августовского канала, перспектив изменения статуса пункта пропуска «Лесная-Рудавка».

– На участке пограничной заставы имени Героя Советского Союза Виктора Усова расположен международный сезонный речной пункт упрощенного пропуска «Лесная-Рудавка». До недавнего времени государственную границу через этот пункт пропуска граждане могли пересекать исключительно на плавсредствах. Однако уже в ближайшее время планируется изменить вид сообщения в этом пункте пропуска с водного на водно-пешеходный и велосипедный. Эти перемены связаны с развитием Августовского канала – исторического водного пути, связывающего приграничные города, а также с развитием специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал». Также для развития приграничного региона, привлечения туристов на белорусскую часть Августовского канала в самых ближайших планах уменьшение пограничной полосы. Документы уже находятся на стадии согласования. Кроме того, на участке Гродненской пограничной группы будет функционировать на постоянной основе международный речной пункт пропуска «Привалка-Швендубре». Это связано с возобновлением водного сообщения между Гродно и Друскининкаем.

Источник