Меню

Диагностика аддиктивного оборудования это



Диагностика зависимостей – критерии и методики

  • Содержание

Проблема аддиктивного, зависимого, поведения в современном мире крайне распространена.

Это обусловлено желанием человека, испытывающего на себе постоянный стресс, уйти от некомфортной обстановки путем потребления алкоголя, психоактивных веществ, погружением в азартные или онлайн-игры.

Зависимости

Существует множество как универсальных, так и специфических критериев, и методов для диагностики зависимостей, применяемых с целью выявления аддикции.

Помимо привычных форм зависимости в виде наркомании, токсикомании и алкоголизма, в последние годы значимой проблемой становится «пристрастие» к интернету, социальным сетям, телевиденью.

Поскольку значительная часть трудовой деятельности в наше время связана с использованием передовых технологий, важным моментом является дифференциальная диагностика зависимости как таковой и вынужденного длительного контакта с интернетом или компьютером.

Зачем нужна диагностика зависимостей

Неотъемлемой часть здоровой, социально полноценной личности является отсутствие всевозможных пристрастий.

Особо важно это для людей, чья профессиональная деятельность связана со значительным психологическим напряжением или контактом с психоактивными веществами.

Всевозможные методики диагностики зависимости применяются по отношению к:

  • Медицинские работники;
  • Работники сферы внутренней безопасности;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники подразделений экстренного реагирования (МЧС, пожарные и т.д.);
  • Сотрудники химических и фармацевтических лабораторий;
  • Операторы и диспетчеры в авиационной сфере, энергетической, горнодобывающей промышленности;
  • Сотрудники авиационной сферы;
  • Высотные работники, крановщики, электромонтеры;
  • Любые лица, чья работа связана с радиоактивными изотопами.

При этом, методы диагностики зависимости могут быть самыми разнообразными и отличаться для разных специальностей. Для большинства лиц, желающих работать в той или иной сфере, достаточно проведение диагностики алкогольной зависимости и наркомании. Выявление пристрастия к интернету, социальным сетям носит более индивидуальный характер, проводится исходя из желания пациента и его близких.

Методики и критерии диагностики зависимости

Наиболее широко распространены всевозможные тесты для выявления пристрастия к алкоголю, никотину и наркотическим веществам.

Как правило, эти исследования представлены в виде опросника с вариантами ответа и позволяют определить степень выраженности аддикции.

Значительно реже, чаще во время судебных процессов, применяются лабораторные методы диагностики.

Особенности диагностики зависимостей от компьютера и виртуального пространства заключаются в невозможности проведения лабораторных или инструментальных исследований.

Игровая зависимость

Зависимость от компьютера

Для выявления подобных расстройств используются различные тест-опросники как для самого пациента, так и для его близких, проводится т.н. психологическая диагностика зависимости, путем откровенной беседы со специалистом.

Мюнхенский тест на алкоголизм

Является одним из самых распространенных и простых опросников, позволяющих проводить массовое обследование населения на предмет выявления алкогольной зависимости.

Тест относится к психологическим методам диагностики и представляет из себя ряд вопросов, на которые обследуемые должны ответить самостоятельно.

Алкогольная зависимость

Путем анализа результатов мюнхенского теста возможно выявление как начальных, так и далеко зашедших форм алкоголизма у больших групп населения. Одним из важных недостатков подобного исследования является его низкая специфичность.

Только у 60 – 70% пациентов с положительными результатами тестирования алкогольная зависимость подтверждается при последующем обследовании. В связи с этим, мюнхенский тест не может являться окончательным поводом для постановки диагноза «алкоголизм», а должен служить поводом для более детальной и глубокой диагностики.

Данное исследование позволяет выявить группу пациентов с высоким риском развития пристрастия к спиртным напиткам, что является важным критерием диагностики зависимостей у подростков и молодых людей.

Дифференциальная диагностика

При употреблении человеком алкоголя, психоактивных или наркотических веществ практически никогда не требуется проведение дифференциальной диагностики с иной патологией.

Подобная проблема возникает в случае выявления таких форм аддикций:

  • Пиромания;
  • Клептомания;
  • Булимия;
  • Нимфомания, сатириазис или иные расстройства сексуального влечения.

Данные формы расстройств очень часто являются симптомами психических расстройств (шизофрения, умственная отсталость, аффективные расстройства и т.д.), органического поражения ЦНС. Нередко они сочетаются с иными видами зависимости.

Важным моментом является дифференциальная диагностика интернет зависимости с психическими или психологическими проблемами (депрессивные состояния, комплексы и т.д.) и вынужденным образом жизни (например, у программистов или блогеров). Методики диагностики интернет зависимости основываются на проведении ряда тест-опросников и их анализе в привязке к конкретному пациенту.

CAGE-тест на алкоголизм

Является одним из основных скрининговых исследований для выявления алкогольной зависимости и чем-то напоминает мюнхенский тест. CAGE-тест подходит как для диагностики склонности к зависимости от спиртного, так и для выявления непосредственно алкоголизма. Он состоит их четырех вопросов, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Благодаря анализу результатов можно не только судить об объеме потребляемого спиртного, но и предположить нежелание пациента правдиво отвечать на вопросы.

Как и мюнхенский, CAGE-тест не может являться единственным и окончательным способом выявления пристрастия к спиртному. Даже при его положительном результате необходимо проведение дополнительных методов обследования.

Другие виды тестов

Помимо специфических тестов для отдельных видов пристрастий, существуют универсальные критерии диагностики зависимости.

При наличии хотя бы трех из них можно говорить о наличии аддикции:

  1. Употребление вещества\препарата в больших объемах и дольше, чем планировалось изначально;
  2. Попытки прекратить употребление безуспешны. Тяга к веществу или препарату постоянна;
  3. С целью получения вещества затрачивается множество времени и сил, иногда совершаются противоправные действия;
  4. Необходимость приступать к трудовой деятельности или угроза для жизни не препятствуют употреблению наркотика;
  5. Социальная жизнь становится менее значимой в сравнении с желанием употребить вещество;
  6. Вещество принимается даже при ухудшении состояния здоровья;
  7. Для достижения наркотического или алкогольного опьянения требуются более крупные дозы;
  8. Развитие синдрома отмены при отсутствии потребления вещества (не относится к производным конопли и галлюциногенам);
  9. Вещество применяется для уменьшения проявлений синдрома отмены (не относится к производным конопли и галлюциногенам).

Диагностика компьютерной зависимости, пристрастия к интернету, азартным или онлайн-играм проводится по этим же критериям с поправкой на то, что вместо объема потребляемых веществ оценивается время, проводимое за данными занятиями.

Заключение

Критерии и методы диагностики зависимостей позволяют не только определить наличие аддикции по отношению к чему-либо, но и установить выраженность пристрастия.

Важным моментом является дифференциальная диагностика аддикций с психическими расстройствами, выявление склонностей к тем или иным пристрастиям.

Источник

Диагностика

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска» .

Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход, в некоторой степени, оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни » 1 .

Читайте также:  Вид экономической деятельности производство машин и оборудования для

Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:

· Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);

· Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);

· Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).

Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.

При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.

При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.

Вот пример такой методики для старших подростков:

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Источник

Сущность и особенности аддиктивного поведения

  • Что такое аддиктивное поведение
  • Признаки
  • Причины аддикции
  • Этапы развития
  • Виды аддиктивного поведения
    • Алкогольная зависимость
    • Наркомания
    • Токсикомания
    • Пищевая зависимость
    • Номофобия
    • Компьютерная аддикция
    • Патологическая любовь
    • Сексуальная аддикция
    • Зависимость от психотерапии
    • Игровая зависимость
    • Трудоголизм
  • Диагностика и лечение аддиктивного поведения
  • Профилактика

Что такое аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение — это действия, направленные на получение положительных эмоций за счет каких-либо предметов, веществ или действий, которые разрушительно действуют на психологическое состояние личности, так как вызывают зависимость.

Человек, подверженный зависимостям, теряет связь с реальностью, все больше подчиняясь предмету, на который направлены все его устремления. Разрушительное влияние такого поведения сказывается и на окружении зависимого.

Проблема аддикции не теряет актуальности. В настоящее время такое деструктивное поведение свойственно многим людям, особенно подросткам и молодежи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Признаки

  1. Психологическая нестабильность.
  2. Поверхностное восприятие.
  3. Формализм в поведении.
  4. Низкая адаптация к изменениям.
  5. Замена жизненных ценностей.
  6. Душевный дискомфорт.
  7. Ощущение вины.
  8. Повышенная тревожность.
  9. Слишком низкая или высокая самооценка.
  10. Замкнутость.
  11. Агрессивное поведение.
  12. Обвинение других в личных неудачах.
  13. Манипулирование людьми.
  14. Потеря дружеских контактов.
  15. Дружба с другими зависимыми.
  16. Уход от ответственности.
  17. Нежелание решать проблемы.
  18. Инфантилизм.

Причины аддикции

Факторов возникновения зависимого поведения может быть несколько, они индивидуальны для каждого случая. Наиболее распространенные:

  • проблемы социального характера (политическая нестабильность, низкая социальная ответственность государства);
  • психологически вредный стиль воспитания;
  • генетическая предрасположенность;
  • темперамент;
  • нарушения психического развития;
  • фрустрация;
  • низкий эмоциональный интеллект;
  • неустойчивая нервная система;
  • частая подверженность стрессу;
  • проблемы в обучении;
  • проблемы в семье;
  • недостаток положительных эмоций;
  • недопонимание близких людей;
  • тяга к алкоголю и никотину;
  • употребление наркотиков;
  • вовлеченность в религиозные общества.

Этапы развития

  1. Проба: знакомство с предметом, вызывающим эйфорию, пока не приводящее к зависимости.
  2. Аддиктивный ритм: человек сомневается, но выбирает сторону зависимости, изменяются жизненные приоритеты. Аддикция еще обратима, но требуется помощь специалиста.
  3. Аддиктивное поведение: человек принимает свою деятельность как единственно верный путь и отрицает пагубное воздействие предмета зависимости.
  4. Подчинение аддикции: человек теряет защиту от предмета или действия, которые вызвали зависимость, но уже не приносят положительных эмоций. Появляется агрессия, жестокость в отношении окружающих, разрушается личность.
  5. Деградация: разрушение не только психологическое, но и физическое. Развивается психическое расстройство личности, физическое недомогание, приводящие к смерти.

Виды аддиктивного поведения

Алкогольная зависимость

Один из самых распространенных видов зависимости, который возникает благодаря состоянию эйфории, приподнятого настроения во время алкогольного опьянения. Мозг требует повторения этих ощущений, что заставляет человека все чаще обращаться к алкоголю. В дальнейшем положительные ощущения заменяются противоположными:

  • похмелье;
  • резкая смена настроений;
  • ухудшение памяти и мозговой деятельности в целом;
  • отсутствие самоконтроля;
  • снижение либидо;
  • деградация личности.

Как показало изучение этой зависимости, женщины подвержены более быстрому развитию алкоголизма.

Наркомания

В основе — стремление к новым впечатлениям. Наркотики быстро вызывают привыкание, вследствие чего человек обращается к более сильным по воздействию веществам. Например, после употребления марихуаны переходит к кокаину, героину, синтетическим наркотикам.

Наркотики гораздо быстрее, чем алкоголь, разрушают личность, приводят к ее деградации. Велика вероятность смерти от передозировки. Наркоман быстро становится асоциальным, готовым на все ради новой дозы. Наркотическую зависимость тяжело преодолеть.

Токсикомания

Чаще встречается среди подростков, которые, вдыхая пары токсичных веществ, погружаются в состояние эйфории, видят галлюцинации. Особенность такого поведения — коллективное вовлечение.

Исследования показывают, что токсикомания приводит к снижению интеллектуальных способностей, девиантному поведению, агрессии. Вдыхание паров бензина, хлороформа, растворителей часто приводит к параличу дыхательных органов и смерти.

Пищевая зависимость

Существует классификация видов пищевой зависимости: переедание, анорексия, булимия. Их предметом является пища. При переедании процесс принятия пищи приносит удовольствие, и человек ест не только тогда, когда он голоден. Обратный процесс — анорексия.

Для того чтобы сбросить вес, человек отказывается от пищи и так зацикливается на этом, что даже тогда, когда он достиг желаемого результата, продолжает ограничивать себя в еде. Это приводит не только к физическим нарушениям, но и к психологическим.

Номофобия

Современный вид зависимости, при котором человек страдает от привязанности к гаджетам: боится, что разрядится или потеряется его телефон, нервничает, если остается без связи. Человек, страдающий номофобией, предпочитает виртуальное общение, постоянно просматривает ленты социальных сетей. В этом и заключается его уход от реальности.

Компьютерная аддикция

Близка к номофобии. Данный тип аддикции тоже связан с выходом человека в глобальную сеть Интернет. К аддиктивному поведению в Интернете относят нежелание общаться оффлайн, хакерство, увлечение онлайн играми, увлечение порнороликами — порнофилию.

В Интернете человек может представить себя кем угодно, заработать легкие деньги, свободно проявлять агрессию по отношению к другим пользователям. Все это вызывает психологическую зависимость. Люди с этой зависимостью часто не приспособлены к реальной жизни, страдают плохим настроением, нарушениями сна.

Читайте также:  Монтаж и эксплуатация противовыбросового оборудования в агрессивной среде

Патологическая любовь

Предметом патологической любви является человек, в которого влюбляется зависимый. Это эмоциональная аддикция, которая часто является результатом детской психологической травмы, холодными отношениями в любви. Такой человек стремится к предмету своего обожания и только в отношениях с ним может чувствовать себя комфортно.

Этот тип зависимости опасен тем, что предмет патологической любви может вовсе не любить зависимого от него партнера, манипулировать им, даже жестоко обращаться. При расставании зависимый человек очень сильно страдает, у него могут развиться психические расстройства.

Сексуальная аддикция

Зависимость от различных сексуальных проявлений, когда партнер не воспринимается как личность. К подобного рода аддикции относятся:

  • постоянная смена половых партнеров;
  • извращения;
  • фетишизм;
  • пристрастие к эротическим фото;
  • ношение одежды противоположного пола;
  • эксгибиционизм;
  • подглядывание.

Зависимость от психотерапии

Проявляется в постоянном посещении психотерапевта без весомых причин. Такое поведение объясняется стремлением переложить ответственность за свою жизнь на плечи психотерапевта.

Игровая зависимость

Играя, человек склонен к азарту — чем дольше играет, тем больше хочется. Игрок получает удовлетворение от побед. Часто он не замечает проигрышей, стремясь к выигрышу. Игроки не считают себя зависимыми, объясняя свое пристрастие развлечением. Но игромания способна довести человека до деградации личности, когда он становится готов на все ради игры.

Трудоголизм

Для трудоголиков характерны полная зависимость от рабочих обязанностей, отсутствие хобби, личного времяпрепровождения, проблемы в семье. Они зависимы от одобрения их деятельности на работе, удовольствие находят только в выполнении своей работы.

Диагностика и лечение аддиктивного поведения

Аддикцию диагностируют с помощью специальных психологических тестов. В ходе их могут быть выявлены определенные черты, указывающие на склонность к аддиктивному поведению:

  • потребность в вызывающем поведении;
  • стремление к риску;
  • психическая неуравновешенность;
  • отстраненность;
  • пессимизм;
  • неразвитая эмоционально-волевая сфера.

Все эти черты могут привести к аддиктивному поведению в неблагоприятных социальных условиях.

Зависимости от различных веществ определяет врач-нарколог с помощью анализов и иных физиологических критериев: поведения пациента, внешнего вида и т.д.

Психологические зависимости лечатся врачом-психотерапевтом, который применяет специальные методики и механизмы психокоррекции.

Химические зависимости нуждаются в стационарном лечении, так как прежде всего необходимо провести детоксикацию организма пациента, а потом приступать к поддерживающему лечению и психологическим методам.

Вылечить зависимого человека можно только при условии его согласия и желания победить зависимость. Обязательна поддержка близких и индивидуальный подход, а также наблюдение у врача в течение нескольких месяцев после выздоровления.

Профилактика

Наиболее эффективной считается ранняя профилактика аддиктивного поведения в семье и школе. С детства необходимо разъяснять последствия разного рода пристрастий и грозящие опасности. Модель аддиктивного поведения должна стать неприемлемой для детей и подростков. В школе обязательно должны проводиться мероприятия, направленные на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

К профилактическим мерам относится и регулярная психологическая диагностика и своевременная коррекция выявленных патологий.

Источник

Диагностика аддиктивного оборудования это

Подростковый возраст — самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы [9].

В своей работе «Психология девиантного поведения» профессор Менделевич В.Д. определяет, что девиантное поведение подростка — это анализ его взаимодействия с реальностью, так как главным принципом нормы является приспособление индивида к своему реальному окружению, т.е. адаптивность. Уход от реальности выбирают, как правило, те, кто относится к ней негативно и оппозиционно и неспособен адаптироваться к ней. «При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться действительности по причине её несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциональных ценностей или откровенно антигуманной деятельности» [8].

И.С. Кон считает, что все формы девиантного поведения подростка взаимосвязаны. «Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие» [4]. Реалии жизни показали справедливость этого постулата. Рассмотрев точку зрения многих учёных, мы поддерживаем их мнение о том, что подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям — нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодёжи [2].

Аддиктивное поведение подростков, как и взрослых людей, бывает разной степени тяжести: от практически нормального — до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Профессор Змановская Е.В. различает аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни (переедание, курение и др.)

Рассмотрим несколько определений, что такое вредные привычки. Вредная привычка — это многократно повторяющееся действие (на уровне автоматизма), отличающееся вредоносностью с позиции общественного блага, окружающих людей или здоровья человека, попавшего в кабалу этой привычки. Вредная привычка — это закреплённый способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу. Существуют и другие определения понятия «вредная привычка», но все они приводят к выводу, что вредные привычки серьёзно ухудшают, состояние здоровья человека, как физическое, так и психическое. В своей диссертации «Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей» Баринова А.Н., как и многие другие исследователи и педагоги, относит к вредным привычкам подростков наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, курение, а также игровую зависимость [1]. «Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек является формирование у детей самого разного возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы» [3].

«Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами» [5].

Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.

Для современного мира характерно стремительное нарастание изменений во всех сферах жизни общества. Следовательно, уход от проблем — это самый простой и доступный для аддиктивной личности способ выживания. В этом случае на психофизиологическом уровне нарушаются естественные адаптационные возможности личности, появляется психологический дискомфорт, причины которого бывают как внутренние, так и внешние. Люди по-разному реагируют на такие состояния. Аддиктивные личности не переносят перепадов настроения и психологический дискомфорт и ищут лёгкие пути выхода из трудных для них ситуаций, а именно: изменяют своё психическое состояние, чтобы получить приятные эмоции, создавая, таким образом, иллюзию решения проблемы, то есть идут по пути наименьшего сопротивления. Сильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация «я», выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля действий над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным [6]. Профессор Соловьёва С.Л. отмечает, что «желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, токсических веществ, а также азартных игр, компьютера, секса, переедания или голодания, работы, длительного прослушивания ритмичной музыки» [10].

Читайте также:  Аппаратная часть пк сетевое оборудование

Считается, что аддиктивная личность не только испытывает дискомфорт и дисгармонию, но и неспособна думать хорошо ни о себе, ни о других. Доктор Ханзян отметил это кратко: «Аддикты страдают, потому что не ощущают себя хорошими». Аддиктивные личности изо всех сил скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. Они живут в виртуальной реальности, в иллюзиях и фантазиях, что приводит к изоляции, обеднению эмоциональной сферы, отсутствию стойких привязанностей и неустойчивости взаимоотношений с людьми.

С каждым годом увеличивается список вариантов зависимого поведения, в него входят и шопинг, и игры на бирже, и участие в аукционах, и частый просмотр телевизионных программ или сериалов, и длительное прослушивание музыки низкочастотных тонов, а также разговоры о политике, религиозные пристрастия, сектантство, большой спорт, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и т.д. Выше перечисленные занятия могут быть, конечно, и отдыхом, но только в том случае, если человек с их помощью не уходит от решения насущных проблем.

Довольно большой и постоянно пополняющийся список причин, определяющих зависимое поведение, говорит о множестве факторов, вызывающих патологическое влечение, находящееся внутри человека. Это приводит к тому, что вместо овладения сложной (стрессовой) ситуацией человек старается не замечать её или уходить от неё, маскируя своё поведение вполне безобидными действиями (например, коллекционированием) или даже социально одобряемыми (например, трудоголией).

Люди с подобным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания [5].

При смене таких психологических состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» своих неприятностей. Чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость.

Аддиктивная реакция развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным, доставляющим удовольствие и успокаивающим. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Особенность фиксации заключается в том, что она влечёт за собой сильное желание повторить пережитое изменённое состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализации, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Мучительные события жизни у человека, не имеющего сил и умений преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их уничтожения или немедленного счастья [5].

Понимание связи между действием и состоянием приводит к тому, что возникают отрицательные переживания, способствующие появлению действия, которое устраняет негативные эмоции. Своим стремлением достичь немедленного удовольствия человек сам себя заманивает в ловушку, даже зная или предполагая о негативных последствиях своего поведения. Так происходит с наркоманом, курильщиком, алкоголиком, игроком и т.д. Искусственное устранение, а не искоренение причин неприятного состояния усиливает вероятность его повторения через короткие промежутки времени.

Если говорить образно, то для психологически зрелой личности мир — это арена для переживания, в том числе и негативных чувств, для того чтобы творить и воплощать свои желания, преодолевая трудности и ожидания. Для аддикта мир — это тюрьма, оттуда не вырваться, поэтому лучше уйти от решения этой проблемы любым доступным способом. Таким образом, аддикция — это уклонение от жизни «взрослого человека», уход от ответственности.

В соответствии с имеющимися критериями особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Для аддиктивных же личностей характерен феномен «жажды острых ощущений» со стремлением к риску, тяготением к опасным ситуациям и видам деятельности, отсутствием стабильности и надёжности в межличностных взаимоотношениях. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.

Аддикты живут в своём воображаемом мире, находясь в конфликте с окружающими людьми, для которых этот мир недоступен и является незрелым. Для аддиктов реальным является лишь «мышление по желанию», т.е. то, что соответствует их желаниям и представлениям. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с её устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «ещё при рождении знаешь, что и как произойдёт с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженным аффектом являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.

Интересна точка зрения Э. Берна, объясняющего механизм возникновения аддиктивного поведения эмоциональной депривацией.

Э. Берн обозначил у человека шесть видов голода.

  1. Голод по сенсорной стимуляции.
  2. Голод по признанию.
  3. Голод по контакту и физическому поглаживанию.
  4. Сексуальный голод.
  5. Структурный голод, или голод по структурированию времени.
  6. Голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью.

Исследователь B. Segal (1989) отметил следующие особенности аддиктивной личности:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

Таким образом, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволяет прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.

Рецензенты:

Фортова Л.К., д.п.н., к.ю.н., профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир;

Завражин С.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), г. Владимир.

Источник