Меню

Что является оборудованием для кабинета



Оборудование учебного кабинета

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, производ­ную от учебной программы. Она строится согласно сле­дующим принципам.

1. Оборудование должно полностью удовлетворять пе­дагогическим требованиям, предъявляемым к другим эле­ментам учебного процесса: наглядно воспроизводить су­щественное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетические вид и т. д.

2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, выпрямители, кабели, электропроводка и т. д. ), должны соответствовать друг другу и демонстраци­онным установкам.

3. Количество и типы средств обучения должны пол­ностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

4. Средства обучения должны соответствовать реаль­ным условиям работы школы и потребностям местного населения.

Опыт преподавания показал, что наиболее рациональ­ной формой организации системы средств обучения яв­ляется кабинетная система, в которой все средства обуче­ния по одному предмету (или используемые одним учите­лем) располагаются в одном помещении — кабинете, к ко­торому при необходимости добавляются другие помеще­ния: лаборантская, лабораторная подсобная, ремонтная, мастерская. Учебные кабинеты предназначены для изуче­ния теории и проведения упражнений (семинаров, реше­ния задач, контрольных работ, практические занятий). В учебной лабораторной аудитории проводят практикумы, лабораторные работы, в которых у учащихся формируются политехнические, профессиональные, трудовые, исследо­вательские и другие навыки.

При кабинете необходимо иметь подсобные помещения. В ла­борантской готовятся опыты и другие демонстрации, хранятся на­глядные пособия, раздаточный материал, приборы для лаборатор­ных работ. Иногда лаборантскую объединяют с другими помеще­ниями: в ней выделяют место для стеллажей, на которых хранятся приборы, стол для ремонтных работ с полками для инструментов, письменный стол для преподавателей. Такое совмещение работ в одной комнате уменьшает общее время подготовки к урокам и целе­сообразно, когда в кабинете проводят занятия 1-2 преподавателя. Если же кабинет обслуживает большие потоки учащихся, в нем ра­ботает много преподавателей, то совмещение работ в одной комна­те может привести к конфликтам; лаборанты и преподаватели будут мешать друг другу. В этом случае желательно выделить отдельные помещения для каждого вида работ.

В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекцион­ная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стен­ды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каж­дой темы урока. Для их оперативного использования же­лательно иметь картотеку средств обучения, карточки в которой расположены по темам уроков. Недостаток на­глядности отрицательно сказывается на активности и ка­честве знаний учащихся. В то же время не следует загро­мождать кабинет пособиями, которые морально устарели. По многим темам может быть несколько различных средств обучения: печатные пособия, демонстрационный стенд, кинофильм и т. п. Демонстрационное оборудование и печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.

Наглядные пособия выполняют следующие функции:

1) ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;

2) ознакомление с внешним видом объекта в его со­временном виде и в историческом развитии;

3) наглядное представление об устройстве объекта, прин­ципе его действия, управлении им, технике безопасности;

4) наглядное представление о сравнении или измере­нии характеристик явления или процесса;

5) знаковое изображение этапов эксплуатации, изго­товления или проектирования изделия;

6) ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, прибо­ры, аппараты и т. п. ); 2) печатные пособия (картины, пла­каты, портреты, графики, таблицы и т. п. ); 3) проекцион­ный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п. ).

Значительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под школьными коллекциями принято понимать наборы предметов или веществ, подобранных по опреде­ленным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике и зоологии, а также по физике, химии, рисова­нию, для труда в мастерских. Например, коллекции ре­зисторов, конденсаторов, изоляторов, солей, пластмасс, красок, кистей, молотков, напильников, шурупов и т. п. Многие коллекции для учебных целей изготовляются уча­щимися совместно с преподавателями.

При объяснении нового материала часто используются демонстрационные коллекции, изготовленные на листе фанеры или картона и вывешенные на стационарных мес­тах в кабинете или коридоре. Каждый предмет в коллек­ции должен быть укреплен в определенном месте согласно классификации, которая может быть изображена стрелка­ми. Под предметом указывается его наименование и дает­ся краткое пояснение. Коллекции для самостоятельной работы делаются небольшими, хранятся в коробках и ис­пользуются в качестве раздаточного материала.

Печатные пособия широко используются в практике обучения. Они дешевле, проще в изготовлении, печатают­ся в типографии или выполняются учителем совместно с

учащимися. Их целесообразно применять как дополни­тельные средства наряду с натуральными предметами или их моделями. Таблицы и плакаты необходимо бережно хранить в подвешенном или закрепленном виде в специ­альном месте, защищенном от пыли и прямых солнечных лучей, из-за которых выгорает краска и портится бумага. Обычно такое место выбирается в лаборантской в форме ниши, отгороженной от остальной части комнаты перего­родкой. В кабинете необходимо также иметь портреты выдающихся деятелей науки и культуры, внесших значи­тельный вклад в становление предмета обучения.

Модели бывают трех типов. 1. На которых можно по­казать принцип действия объекта. 2. На которой изобра­жено устройство или схема работы. 3. Воспроизводящая внешний вид изделия. Наиболее эффективными являются модели первого типа: их демонстрация производит силь­ное эмоциональное впечатление, вызывает повышенный познавательные интерес, способствует улучшению успе­ваемости и дисциплины.

Модели с изображением электрической схемы обычно выполняются в развернутом виде на достаточно больших листах фанеры, текстолита или другого мате­риала. Сначала чертят схему, после чего на ней монти­руют необходимые детали, элементы, индикаторы. Дей­ствующие схемы со светящимися индикаторами исполь­зуются, когда необходимо показать процесс или дей­ствие различных факторов, причинно-следственные. связи в явлении. Модели третьего типа изготовляются обычно силами учащихся в кружке для демонстрации внешнего вида крупногабаритных объектов в умень­шенном масштабе, либо, наоборот, очень малых объек­тов (молекул, клеток, генов и т. п. ) в увеличенном виде. При этом пропорции между элементами реального предмета выдерживаются редко и весьма приблизитель­но, но наиболее значимые детали выделяются на пер­вый план крупно и ярким цветом. В схемах, выполняе­мых в развертку, размеры изображений деталей должны определяться закономерностями зрительного восприя­тия, а не их фактическими размерами, причем уча­щимся необходимо давать разъяснения об истинных размерах предмета и его изображения на схеме. В типо­вых школьных классах размеры изображения наимень-

ших деталей составляют 5 сантиметров в длину и 1 сан­тиметр в ширину для условия наилучшего зрения.

Схемы на темном текстолите желательно изображать белой или светлой краской. Большое значение имеет так­же освещенность и контрастность фона. Темные предметы должны изображаться на светлом фоне, а светлые предметы — на темном. Поэтому в каждом кабинете должны быть фоно­вые экраны (черно-белые) на подставках, которые ставят­ся на демонстрационном столе сзади демонстрируемого предмета.

По многим учебным предметам используются также диаграммы, которые бывают сравнительными и линей­ными. Сравнительные диаграммы используют в виде прямоугольников, секторов и -других геометрических фигур для сопоставления количеств или интенсивностей характеристик. Линейные диаграммы применяются для графического изображения функциональных зави­симостей.

19. 5. Технические средства обучения (ТСО)

Технические средства обучения — это устройства, по­могающие учителю обеспечивать учащихся учебной ин­формацией, управлять процессами запоминания, приме­нения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяю­щие хранить и воспроизводить программы информацион­ного обеспечения, управления познавательной деятель­ностью учащихся и контроля.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, трена­жеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроек­торы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, ви­деомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональ­ные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных язы­ков, комплексы для изучения физики, математики и дру­гих предметов.

Широкое распространение получают в школах обу­чающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Они

снабжены программами управления познавательной дея­тельностью школьников, связанной с формированием рас­четных арифметических навыков, навыков письма, реше­ния алгебраических уравнений, задач по физике, химии, построения графиков и чертежей, рисования на экране дисплея, разучиванием нотной грамоты и сочинением му­зыки, написанием и редактированием сочинений, заучи­ванием наизусть, усвоением грамматики и других правил поведения и деятельности. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые персональные компьютеры снабжены часами и могут работать,в режиме репетитора и экзаменатора, само­стоятельно устанавливать и анализировать ошибки, пред­лагать тренировочные упражнения для отработки навыков до заданного качества (например, при обучении работе на пишущей машинке довести навык до возможности одной ошибки на 10000 знаков при заданной средней скорости печатания).

Персональные компьютеры используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических воз­можностей самого компьютера. По своим техническим ха­рактеристикам персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), в частности, персональные компьютеры (ПК), разделяются на современные ч морально устарев­шие. Современные ПК изготовлены с экраном на твердых или жидких кристаллах, могут питаться от электрических батареек, аккумуляторов (до 5 вольт), а также от сети; по­требляют мизерную мощность (несколько ватт) и могут быть установлены в любом помещении с воздухом, очи­щенным от пыли. Морально устаревшие ПК имеют элек­тронно-лучевую трубку, которая дает сильное излучение и отрицательно действует на зрение и организм в целом, пи­тается только от сети переменного тока, очень чувстви­тельны к изменению напряжения и частоты тока (быстро перегорают микроэлементы), а также потребляют значи­тельную мощность (сотни ватт), выделяют много тепла и потому устанавливаются в специальных аудиториях, имею­щих заземление и искусственную вентиляцию.

Современный ПК, снабженный дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкальным) сопровождением, кино- и видеоизображением, называет-

Читайте также:  Оборудование для бара презентация

ся мультимедиа («многовариантная среда»). «Обычно все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри корпуса ЭВМ, поэтому мультимедийный ПК внешне почти не отличается от других ПК.

При эпизодическом использовании ПК употребляются в системе с другими средствами и методами обучения; по­этому на их применение отводится часть урока (эпизоды по 5—15 минут); для этого необходимы небольшие, часто стандартные программы. При систематическом использо­вании компьютеры работают в течение многих занятий, занимая основное учебное время; для этих занятий разра­батываются специальные большие программы, в которых предусмотрены способы хранения (чаще всего на диске­тах), предъявления информации (в основном на экране телевизора или дисплея), управления познавательной дея­тельностью учащихся, анализа ошибок и оценка успеш­ности обучения класса в целом и каждого учащегося пер­сонально. Отечественный и зарубежный опыт системати­ческого использования ПК в школе при их 30-ти часовой загрузке в неделю показал, что время их эксплуатации до первого ремонта составляет два года, причем часто бывает дешевле купить новые, чем отремонтировать старые.

Перед использованием ТСО учащихся необходимо на­учить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне воз­буждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Так, при просмотре кино­фильма в первый раз они могут запомнить костюм и манеры ведущего, но не поймут содержания фильма. Аналогичное рассеивание внимания может иметь место при первоначаль­ном изучении дисплея, другой техники. Чтобы поднять эф­фективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к вос­приятию и запоминанию информации, проводить инструк­таж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное собы­тие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвое-

нию учебного материала. Наоборот, слишком частое исполь­зование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использо­вания. Для физико-математических предметов эксперимен­тально была определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении учащихся 15—16 лет).

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке под­ряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготови­тельный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Исполь­зование ТСО в интервалам между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устой­чивое внимание учащихся практически в течение всего уро­ка. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувст­вительность), внимание, утомляемость. При монотонном ис­пользовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное тормо­жение, почти полностью исключающее восприятие инфор­мации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умствен­ного труда необходимо чередовать с эмоциональной разряд­кой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. При каком условии предмет выполняет функцию средства обучения?

2. По каким основаниям классифицируются средства обуче­ния?

Источник

Технического оснащения кабинета

Создание комфортных санитарно-гигиенических условий

Прежде всего, кабинет должен быть оформлен в рекомендованной санитарными нормами цветовой гамме, что гармонирует с цветом мебели, классным уголком. Помещение класса должно быть просторным, хорошо проветриваемым, в меру светлое. Для защиты от яркого солнечного света должны иметься шторы (рулонные шторы обеспечивают максимальную защиты), необходима установка пластиковых окон.

В кабинете должны соблюдаться правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях:

· в кабинете есть аптечка с перечнем медикаментов;

· техническая аппаратура расположена в стороне от рабочей зоны детей, кабели все убраны и не препятствуют движению учащихся, при входе вывешены правила пользования кабинетом для учащихся и план эвакуации детей из класса;

· соблюдается световой, воздушно-тепловой режим помещения, что возможно контролировать с помощью термометра;

· средства пожаротушения – огнетушители.

Для соблюдения санитарно-гигиенических норм в кабинете должна быть установлена раковина со всеми необходимыми гигиеническими принадлежностями. Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным рабочим местом в соответствии с его ростом и медицинскими показаниями. Количество рабочих мест не должно превышать вместимости класса. Зона для учебных занятий может быть представлена не только партами, но и конторками, за которыми ребенок может заниматься стоя, тем самым, снимая статическое напряжение. Чтобы ученики имели в свободном доступе питьевую воду, нужно установить в классе кулер с чистой горячей и холодной водой.

Организация дидактического сопровождения учебных и внеурочных занятий

Паспорт кабинета содержит план работы кабинета на текущий учебный год и план перспективного развития.

Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность, могут быть представлены как в печатном, так и в электронном виде для удобства:

· литература по федеральным государственным образовательным стандартам;

· примерные программы начальной школы;

· учебно-методический комплект для 1 — 4 классов по данной образовательной системе.

· рабочие программы по учебным предметам, составленные в соответствии с положением о рабочих программах и на основе требований ФГОС.

Для удобства использования печатная литература систематизирована по блокам:

1) методические основы преподавания;

2) литература для контроля знаний;

3) литература по стандартам второго поколения.

Технического оснащения кабинета

Для удобства и организации рабочее место учителя можно разделить на две зоны. Компьютерная зона предназначена для техники, за письменным столом проверяются работы учащихся, происходит работа с документацией, подготовка к урокам.

Прежде всего, у учителя должен быть рабочий компьютер, характеристики которого смогут позволить подключить интерактивную доску и мультимедийный проектор. Они позволят всем ученикам быть вовлеченными в процесс работы, а также смотреть фильмы, презентации и т.д. Для звукового сопровождения устанавливается звуковая система с колонками и усилителем звука.

Для того, чтобы ученики не только видели, но и все участвовали в работе, необходимо внедрить систему электронного голосования SENTEO, которая предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Она включает в себя ресивер, подключенный к компьютеру и пульты по количеству учеников в классе. В компьютер заносится список учащихся и каждому присваивается индивидуальный номер. По окончании опроса на экране доски можно увидеть диаграмму, показывающую уровень усвоения материала классом и скорректировать дальнейшую работу.

Система электронного голосования (производство SMART) предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать Она включает в себя ресивер, подключенный к компьютеру и пульты по количеству учеников в классе. Мною готовятся и вносятся в компьютер тесты для опроса. Диаграммы могут быть по каждому вопросу, по всему тесту. Можно вывести на экран таблицу, из которой видны результаты голосования каждого ученика в %. Их можно сохранить в компьютере, при необходимости (для родителей, для администрации, для создания портфолио ученика, для сравнения со следующими проверками) их легко можно восстановить.

Каждый ученик класса может иметь ноутбук-классмейт (Classmate PC), предназначенный для использования младшими школьниками как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Используя на уроках интерактивную доску и классмейты, можно проводить следующие виды работ:

· Работа в чате (внутри класса): учитель задаёт вопрос – ученики записывают ответ. Все ответы можно увидеть непосредственно на экране классмейта и на доске.

· Приём и передача файла: учитель отсылает ученикам небольшой текст, ученики исправляют фактические ошибки и отсылают учителю, данные сохраняются в компьютере.

· Поиск информации в Интернете: все классмейты объединены в единую сеть через wi-fi с компьютером учителя.

· Работа с тренажерами: ученик выбирает скорость и уровень сложности задания (данная работа позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка).

· Индивидуальное тестирование:
-вопрос с вариантами ответа;
-вопрос для выбора нескольких ответов;
-альтернативный вопрос (да, нет).
В первую очередь работу ученика оценит компьютер (в %). Все ответы детей можно сохранить в компьютере учителя и оценить позднее по бальной системе или/и показать родителям.

Таким образом, работа с этими техническими средствами позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, придерживаться принципов личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении.

Документ-камера позволяет увеличить и вывести изображения любых документов и 3D объектов на интерактивную доску при проведении презентаций, демонстрации тетрадей учеников. Она может использоваться как сканер, фотоаппарат или видеокамера, чтобы сохранять отснятый материал в компьютере и использовать позднее.

Многофункциональный копировальный центр также необходим учителю для ведения работы.

В учебном кабинете следует предусмотреть место для отдыха учащихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен. Зона двигательной активности позволяет сделать ориентацию на игровые методы обучения и обеспечить игры на полу и активные движения, (что так характерно для базового этапа обучения). Например, можно организовать мягкий уголок отдыха.

Необходимы условия для организации практической деятельности младших школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.)

Можно сделать вывод о том, что занятия в современно оборудованном кабинете способствуют:

· формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;

· ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;

· совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в классе.

Организованная предметно-развивающая среда кабинета позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Читайте также:  Оборудование торгового зала пятерочка

Источник

Оборудование учебного кабинета

40. Оборудование учебного кабинета

Материальные средства , необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, производную от учебной программы. Она строится согласно следующим принципам.

1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым,

2. Все приборы, имеющие общее назначение, должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.

3. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе

4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы школы

Наиболее рациональной формой организации системы средств обучения является кабинетная система , в которой все средства обучения по одному предмету располагаются в одном помещении – кабинете, к которому при необходимости добавляются другие помещения: лаборантская, лабораторная подсобная, ремонтная, мастерская. Учебные кабинеты предназначены для изучения теории и проведения упражнений. В учебной лабораторной аудитории проводят практикумы, лабораторные работы, в которых у учащихся формируются политехнические, профессиональные, трудовые, исследовательские и другие навыки.

В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Демонстрационное оборудование, печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.

Наглядные пособия выполняют следующие функции :

– ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;

– ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;

– наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;

– наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;

– знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;

– ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы :

– объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

– печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.);

– проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).

Печатные пособия широко используются в практике обучения, их целесообразно применять как дополнительные средства наряду с натуральными предметами или моделями.

39. Средства обучения, их классификация

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные .

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, средства наглядности, оборудование, помещения, мебель, другие материально-технические условия обучения. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга . Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта.

2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения . Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля .

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности;

– всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21–23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.

Прежде всего Закон требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений.

35. Функции процесса обучения

Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:

Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная обязанность преподавателя в процессе их решения состоит в том, чтобы не увлечься одной какой-либо стороной образования.

Задачи общего развития обучаемого (1) образовательная функция) лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.

В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции – (2)развития личности в процессе обучения – находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического, технического, нравственного мышления, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.

(3) Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.

Обучение – процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему – педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения – преподавание. Вторая сторона этого процесса – учение, она реализуется в деятельности обучаемых.

46. Оснащение современного предметного кабинета

Требования предусматривают следующее оснащение кабинета ОБЖ:

ѕ библиотечный фонд (тексты стандартов, законодательные акты, учебники и учебные пособия, научная, научно-популярная литература, справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари), методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков и т.п.);

ѕ печатные пособия (организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, текст Военной присяги, ордена России;

ѕ информационно-коммуникативные средства (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ, электронные библиотеки по ОБЖ, электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы и т.п.);

ѕ экранно-звуковые пособия (видеофильмы по разделам курса ОБЖ, аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России, слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ и т.п.);

ѕ технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, аудио-центр, мультимедийный компьютер и т.д.);

ѕ учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (бытовой дозиметр, войсковой прибор химической разведки (ВПХР), компас и т.п.);

ѕ модели (макет простейшего укрытия в разрезе, макет убежища в разрезе, тренажер для оказания первой помощи);

ѕ специализированная учебная мебель.

Государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В связи с этим разработаны «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования по курсу Основы безопасности жизнедеятельности».

Требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов, которые должны быть представлены в кабинете ОБЖ. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Читайте также:  Как рассчитать среднюю цену оборудования

Указанные требования к оснащению кабинета ОБЖ выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

В соответствии с указанными требованиями помещение кабинета Основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, в т. ч. специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Источник

Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?

Готовность образовательного учреждения к новому учебному году — одна из обязательных составляющих учебного процесса. Ежегодно каждая школа проходит проверку на предмет уровня готовности к тому, чтобы принять детей 1 сентября в школу. Готовность школы к учебному году включает в себя массу составляющих. Это и готовность пришкольной территории, и антитеррористическая готовность, готовность школьной столовой, и противопожарная готовность и, конечно, готовность учебных кабинетов и зала для проведения уроков физической культуры. Вот неполный список того, что должно быть к тому моменту, как дети переступят порог образовательного учреждения. Ежегодно проверки в школах осуществляются до 25 августа.

Если школа в ветхом состоянии или ее помещения непригодны для проведения учебных занятий, то дети не должны заниматься в таком здании. Данные вопросы решаются учредителем образовательной организации. Администрация школы также несет ответственность за создание нормальных условий труда для педагогов и нормальных условий обучения для учащихся.

Одним из основных параметров необходимых для успешного обучения являются готовность и уровень оснащения учебных классов, где дети и учителя проводят большую часть своей школьной жизни. Как в соответствии с современными условиями должны выглядеть классы в школе? Какие требования должны быть обязательно выполнены при комплектации кабинета в школе?

При рассмотрении данных вопросов необходимо ознакомиться с:

1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее — Приказ).

Помимо этих документов существует масса нормативных актов и гигиенических требований определяющих параметры, которым должны соответствовать и кабинеты в школе, и другие школьные помещения.

В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Особые правила оснащения применяются для кабинетов трудового обучения

Это предмет, который связан с повышенным риском получения травм обучающимися, поэтому условия комплектования трудовых мастерских должны быть четко выполнены в соответствии с СанПиН.

«Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м² на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами» (СанПиН).

Особенности оснащения кабинета домоводства

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

И мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

Приказ содержит подробный перечень необходимого оборудования в зависимости от назначения класса. Например, перечень необходимого спортивного оборудования, включающий в себя и оборудование для спортивных игр, для занятий по легкой атлетике, волейболу, гимнастике, борьбе, шахмат, шашек и т. д. Оборудование кабинетов директора, административного состава, психолога также регламентировано данным приказом. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

  • комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;
  • комплекс оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов;
  • комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.

В качестве примера можно привести требования к оборудованию кабинета начальной школы:

изображение

Приказ также содержит требования к оснащению кабинетов дополнительного образования. Интересными являются требования к оснащению кабинета проектно-исследовательской деятельности или кабинета робототехники.

изображение

Особым разделом идет оборудование кабинетов для детей с ОВЗ, которые нуждаются в создании специальных условий обучения.

изображение

Более подробно ознакомиться с необходимым оснащением кабинетов по различным предметам и по организации внеурочной деятельности можно изучив Приказ.

Не каждая школа может позволить себе оборудование кабинетов по последнему слову техники и в соответствии с последними требованиями к современному обучению. Но, очевидно, что чем больше в школе классов, которые оборудованы передовыми технологиями, тем больше возможностей для развития индивидуальных способностей детей.

Источник