Меню

Что такое средства навигационного оборудования



Средства и методы навигационного оборудования

date image2015-07-14
views image1073

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

СНО представляют собой специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования или определения места судна в море, для ограждения каналов, фарватеров и навигационных опасностей, а также для определения маневренных элементов, производства девиационных и радиодевиационных работ, обозначения различных полигонов, районов и отдельных точек на воде.

То есть СНО являются средствами внешней коррекции места судна.

I. По месту расположения:

1) ® береговые СНО – установленные на берегу маяки, знаки, огни, башни, створы, приметные ориентиры и т.д.;

2) ® плавучие СНО – установленные на воде плавмаяки, буи, бакены, вехи и пр.;

3) ® космические СНО – используемые судоводителями для ориентировки в море небесные светила и спутниковые навигационные системы.

II. По роду техники использования:

1) ® зрительные СНО – зрительно воспринимаемые маяки, знаки, огни, створы и т.д.;

2) ® акустические СНО – устройства (колокола, сирены и пр.) излучающие звуковые сигналы;

3) ® радиотехнические СНО – специальные радиостанции, работающие в радиочастотном диапазоне, сигналы которых принимаются судовыми приемоиндикаторами.

Ø Штатные СНО – СНО, координаты места и режим работы которых указаны в официальном навигационном пособии и нанесены на карту;

Ø Нештатные СНО – СНО, устанавливаемые временно для обеспечения решения специальных задач (координаты таких СНО и период действия указываются в извещениях мореплавателям);

Ø Обслуживаемые СНО – СНО, работа которых находится под постоянным контролем обслуживающего персонала;

Ø Необслуживаемые СНО– автоматически действующие СНО, обслуживание которых производится периодически.

Для решения задачи по обеспечению опознания различных районов побережья и навигационных определений места судна применяют метод НО «обеспечения по площади».Этот метод заключается в развитии сети зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО для покрытия рабочими зонами этих средств наибольших площадей.

Зона действия любого СНО – это район моря, в пределах которого возможно измерение навигационного параметра данного СНО.

Рабочая зона СНО – та часть зоны действия, в пределах которой возможно определение места судна с заданной точностью.

Зона действия СНО ограничивается дальностью и сектором действия навигационных ориентиров.

За дальность действия навигационных ориентиров принимают:

Ø Для зрительных СНО – расчетную дальность видимости огней ночью (или самого ориентира днем) для конкретного значения коэффициента прозрачности атмосферы;

Ø Для РТСНО– дальность, объявленную в руководстве РТСНО;

Ø Для звукосигнальных установок – дальность, указанную в руководствах для плавания.

Для решения задачи обеспечения следования судна по рекомендованным курсам или фарватерам, каналам, узкостям и на акваториях портов осуществляется методом «обеспечения по направлению (маршруту)», установкой зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО вдоль фарватеров и рекомендованных путей, установкой створов и секторных огней, а также указанием рекомендованных курсов, границ фарватеров, бровок каналов и зон РДС с помощью плавучих предостерегательных знаков (ППЗ).

Источник

Навигационные приборы и инструменты

В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.

Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Штурманский прокладочный инструмент находится здесь

Навигационные средства наблюдения находятся здесь

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь

фотоСудовые часы. По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time – UTC).

Читайте также:  Оборудование для заправки машин топливом

компас Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.

Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.

Путевой магнитный компас Здесь.

В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.

фотоГирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.

пеленгаторРепитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.

цифрыЦифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.

gps-compass GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна – курс судна относительно поверхности дна (course over ground – COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.

GNSS – Global Navigation Satellite System – Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS – США, GLONASS – Россия, Galileo – Евросоюз и BeiDou – Китай.

В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 “Работоспособность навигационного оборудования”, пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.

фотоРадиолокатор (Radar). Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.

экран сарп-рлсСАРП – Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA – Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.

фотоЭлектронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.

Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:

Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь

Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь

приемникПриемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.

фото Навигационный э холот (Echo sounder). Устройство для измерения глубины под килем судна.

Источник

Тема 9 НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА СВЯЗИ

9.1. Основные навигационные приборы; их назначение и размещение.

Навигационное оборудование судна состоит из комплекса навигационных приборов, обеспечивающих: — прокладку курса судна, уточнение и определение географических координат его местонахождения; а также обеспечивать безопасность плавания при подходе к берегу в условиях малых глубин, при встрече с другими судами.

Основные навигационные приборы и инструменты: компасы, пеленгаторы, радиопеленгаторы, секстан, хронометры – для ориентации в пути и определения местонахождения судна; лаги – для определения скорости и учета пройденного расстояния; радио- и гидролокаторы, гидрофоны, эхолоты – для проверки пути и места судна в условиях плохой проходимости и при подходе к берегу; термометры; барометры, термографы, анемометры, психрометры – для определения метеоусловий по пути следования. Используются системы CPS и ГЛОНАСС, а также инерциальные (для ПЛ) – см. приложение №.

Читайте также:  Процесс управления жизненным циклом оборудования

Почти все навигационные приборы размещают на гражданских судах в рулевой и штурманской рубках; на гражданских судах их объединяют в ходовую рубку, а навигационные приборы – в пульт судовождения. На крупных танкерах с целью улучшения обзора по курсу на фок-мачте устанавливают телекамеру, а в рулевой рубке – видеоконтрольный монитор (телеэкран). При помощи других телекамер получают видеоинформацию с бортов судна для швартовки и из важных постов (МКО, румпельного отделения и пр.) и с кормы.

Для гироприборов выделяется выгородка — гиропост. При использовании магнитного компаса для определения курса судна относительно географического меридиана необходимо учитывать магнитное склонение, которое образуется от несовпадения магнитного и географического полюсов. Это склонение указывается на морских картах. Для гирокомпаса склонение не требуется, т.к. он сохраняет заданное направление вне зависимости от магнитных полей и маневрирования судна.. Гирокомпас показывает направление истинного географического меридиана.

На судне имеется один главный компас и путевые (репитеры) на всех запасных постах управления, в каюте капитана, на крыльях мостика, в рулевой и штурманской рубке. Показания гирокомпаса передаются по специальным кабелям к приборам автоматизации судовождения: курсографу, авторулевому, автопрокладчику. Местоположение судна по направлению на береговые (и др.) ориентиры определяют с помощью пеленгаторов, установленных на круглой оправе главного компаса и репитеров на крыльях мостика. Пеленг – угол между нордовой ветвью истинного меридиана и направлением на ориентир. Кроме обычных, на судах устанавливают радиопелегаторы — радиоприемные устройства с вращающейся или крестовой антенной, позволяющих определить направление на радиомаяк. Для уточнения истинного местоположения судна периодически проводится обсервация с помощью секстана или радиосекстана – прибора с параболической антенной, улавливающей радиоизлучения небесного светила. CPS и ГЛОНАСС .

Лаг – прибор, измеряющий скорость движения судна относительно воды (относительный лаг) или дна (абсолютный). Способы определения: гидродинамический, механический. Указатели скорости и пройденного расстояния размещают в выгородке 2-го дна в районе МКО, а репитеры – в рулевой и штурманской рубках, каюте капитана.

Для измерения глубин применяют лоты и эхолоты звуковые и магнитострикционные, в которых роль звука выполняет ультразвук, создаваемый вибратором-излучателем, глубина самописцем записывается на ленту.

Радиолокационные станции определяют объекты, находящиеся на поверхности воды, земли и в воздухе. Принцип – отражение радиоволн от поверхности предметов. Судовая РЛС состоит из антенны направленного действия, установленной на грот-мачте и вращающейся вертикальной оси, индикаторов с экраном в рулевой и штурманской рубке, шкафа, в котором размещен передатчик, приемник, вспомогательное оборудование.

Гидролокационные станции (ГЛС) используют для обнаружения препятствий под водой, для связи. Они состоят из излучателя звуковых колебаний и гидрофонов-приемников отраженных.

Для метеонаблюдений на судах используют: термометры, барометры, барографы, анемометры, психрометры.

9.2. Средства внутренней и внешней связи и сигнализации

9.2.1. Средства внешней связи.

Это: средства радиосвязи, сигнально-отличительные и сигнально-проблесковые огни, сигнальные знаки (фигуры) и флаги, звуковые и пиротехнические, сигнальные средства.

Средства связи разделяются на: главные (навигационные), эксплуатационные, резервные, общие. Средства радиосвязи размещаются в рубках, вблизи от штурманской. Сигнально-отличительные огни (зажигаются на всех судах на ходу): 1,2й топовые, бортовые и кормовой, буксировочный (при буксировке). Состав и расположение этих огней регламентируется международными правилами предупреждения столкновения судов на море (МППСС) и правилами Регистра. По топовым огням, устанавливаемым на фок- и грот-мачте на разной высоте, можно определить, в какую сторону идет судно. Бортовые огни устанавливаются по бортам в районе ходового мостика, на ПБ-зеленый; на ЛБ-красный. Кормовой огонь (белый) устанавливается в ДП на рубке юта или на планшире леера. Буксировочный (желтый) устанавливают под кормовым огнем. Суда на воздушной подушке в неводоизмещающем режиме дополнительно выставляют круговой желтый проблесковый огонь. Якорные огни (белые) устанавливают только на время якорной стоянки в носовой и кормовой частях судна соответственно по 6 м и 4,5 м. «Не могу управляться» (два красных один над другим) зажигают в аварийном случае. Буксирные огни (белые) зажигают над или под передним топовым , если судно буксирует 1 или несколько судов. Особые огни зажигают на судах: ведущих траление, кабельные, водолазные, гидрографические работы.

Читайте также:  Все поставщики сварочного оборудования

Сигнально-проблесковые огни: клотиковые, лампа маневроуказания, дневной сигнализации. Сигнальные знаки – черные, красные шары, конусы, ромбы – для предупреждения о метеообстановке.

Флаги международного свода сигналов (40 флагов) – передача срочной информации в пределах видимости, также флажной семафор.

Звуковые сигнальные средства: паровой свисток, тифон, колокол, горн туманный, гонг. А также: парашютные, звуковые ракеты, дымовые шашки, фальшфеера.

9.2.2. Средства внутрисудовой связи и сигнализации

Это: громкоговорящая связь, электрический. телеграф (машинный), ревуны, звонки, световые сигналы, переговорная труба, мегафон. Телефонная связь: прямая, командная, АТС. Прямая – между двумя абонентами; командная – с помощью коммуникаторов. АТС – для обиходных целей. Громкоговорящая связь (одно и двухсторонняя) для подачи команд, экстренных сообщений, швартовки. Звонки, ревуны, световые сигналы – авария, пожар, тревога.

Тема 10 Автоматизация управления судовыми процессами

Исторические этапы развития:

1. До 1960 г. — локальные системы управления; попытки дистанционного управления главными двигателями (ДАУ дистанционное автоматическое управление).

2. 1960-1965 г.г. — интенсивное внедрение ДАУ и централизованный контроль с единого поста.

3. 1965-1970 г.г. — опытовое внедрение комплексной системы автоматизации; совершенствование систем контроля.

4. 1970-1985 г.г. — создание автоматизированных систем управления на микропроцессорной базе.

Автоматизированное судно— функции управления судовыми процессами переданы устройствам и приборам.

— автоматизированное управление ССУ (СЭУ);

— автоматизированное управление грузовыми операциями;

— автоматизированное управление судовыми системами;

— автоматизированное управление движением.

Судовая автоматизированная система управления (АСУ)

Комплекс взаимосвязанных средств управления и контроля за работой механизмов и устройств судна, обеспечивающий совместно с человеком-оператором их эффективное использование. Так называемая система «человек — машина» (СЧМ). Состав системы:

— вычислительные средства и периферийные устройства ввода,
вывода, подготовки и хранения данных, преобразования; клавиатура,
индикация и пр.;

— микропроцессоры, ПЭВМ, локальные сети.
Принцип построения — локально-модульный.

Для боевых судов (кораблей) используется БИУС – боевая информационно-управляющая система.

— повышает экономичность, снижает себестоимость перевозок;

— более эффективное использование судна в ходовых, погрузочно-
разгрузочных операциях;

— увеличивает грузовместимость за счет сокращения экипажа;

— облегчает условия труда экипажа;

— оптимальные режимы работ оборудования при длительной
эксплуатации;

Система «Человек-машина» (СЧМ)

1. Преимущества человека в СЧМ:

— гибкость действия в непредвиденных ситуациях

— способность к анализу и синтезу информации.

2. Преимущества машины в СЧМ:

— надежность выполнения формализованных задач;

— превалирующее быстродействие и большая пропускная способность в обработке информации;

— реакция на сигналы за пределами человеческих чувств;

— работоспособность во вредных для человека условиях.

Источник

Средства навигационного оборудования

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО). В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие. Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО). В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым СНО относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции, а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки — специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием. Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.

Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Портовые знаки сооружают в портах на оконечностях молов, пирсов и причалов.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправки компаса.

Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности. Это знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

Источник