Меню

Что такое разборочно сборочное оборудование



Оборудование для разборочно-сборочных работ

При проведении технических обслуживаний автомобилей большое внимание уделяется проверке затяжки резьбовых соединений. Трудоемкость крепежных работ при выполнении ТО может достигать 30…35 % от его общей трудоемкости. Для повышения производительности труда при выполнении крепежных и разборочно-сборочных работ необходимо использовать гайковерты. Они могут быть пневматическими или электромеханическими. Пневматические гайковерты используются для отворачивания и заворачивания крепежных соединений с диаметром резьбы до 16 мм.

Гайковерт (рис.4.27) имеет реверсивный пневматический двигатель роторного типа. Изменение направления вращения ротора 6 достигается пуском воздуха в соответствующий канал статора 5. Для повышения развиваемого момента гайковерт снабжен планетарным редуктором и ударным механизмом. Ударный механизм состоит из массивного корпуса 9, пружины 10 и шпинделя 12 с двумя сателлитными шестернями 8, образующими с центральным колесом 7 планетарный редуктор. Шпиндель и корпус связаны между собой двумя шариками, катающимися по спиральным канавкам, нарезанным в шпинделе и корпусе. Таким образом, крутящий момент на ведомую вилку 13 передается через эту винтовую пару. После того, как свободное вращение гайки прекращается, вилка 13 и входящий с ней в зацепление корпус ударного механизма 9 останавливаются. Шпиндель же продолжает вращаться, заставляя корпус 9 по винтовой нарезке подниматься вверх. Происходит разобщение кулачков корпуса 9 и вилки 13. После этого корпус разгоняется шпинделем и перемещается под воздействием пружины 10 в осевом направлении обратно, ударяя по кулачкам вилки. Запасенная кинетическая энергия корпуса во время его свободного разгона передается на гайку, увеличивая усилия затяжки (или отворачивания). Требуемое усилие затяжки достигается за несколько таких последовательных ударов.

1 – штуцер; 2 – рукоятка; 3 – кнопка управления двигателем; 4 – корпус; 5 – статор; 6 – ротор; 7 – центральное колесо редуктора; 8 – сателлит; 9 – корпус ударного механизма; 10 – пружина; 11 – шарик; 12 – шпиндель; 13 – вилка; 14 – торцовая головка

Рисунок 4.27 – Схема пневматического гайковерта

Электромеханический передвижной реверсивный инерци­онно-ударный гайковерт для гаек колес грузовых автомобилей и автобусов (рис.4.28) смонтиро­ван на трехколесной тележке с коробчатой стойкой, по которой перемещается каретка с вертикальной плитой 12, а ней закреплены: электродвигатель мощностью 0,55 кВт, приводимый им во вращение посредством клино-ременной передачи маховик 6, пе­редняя опора шпинделя 3 и электромагнит 11, используемый для включения в работу ударного механизма (рис.4.29).

Рисунок 4.28– Общий вид электромеханического инерционно-ударного гайковерта для гаек колес автомобиля

При включении наковальни 8в зацепление с ударником 7 (посредством электромагнита 11 и рычага 9) крутящий момент от махо­вика 6ударным импульсом передается на шпиндель 2и ключ тор­цового типа. На необходимой высоте (можно изменять от 270 до 800 мм) ключ устанавливают вручную механиз­мом с пружинным противовесом. Крутящий момент затяжки на ключе за один удар составляет 400 Н×м. Максимально допус­тимый момент 1500 Н×м достигается за четыре-пять включений.

1 – ключ; 2 – шпиндель; 3 – передняя опора; 4- возвратная пружина; 5 – ступица; 6 – маховик; 7 – ударник; 8 – наковальня; 9 – рычаг; 10 – корпус; 11 – электромагнит; 12 – плита

Рисунок 4.29 – Схема ударного механизма гайковерта

Для обеспечения возможности выполнения разборочно-сборочных работ по агрегатам и их удобства в ремонтных участках используют различные стенды для разборки и стенды-кантователи. Например, стенд-кантователь (рис.4.30) для разборки и сборки двигателя в моторном участке состоит из рамы 1, стойки 2, кронштейна 4 для крепления двигателя и редуктора 3. На стенде обеспечивается доступ практически ко всем поверхностям двигателя, что значительно уменьшает время на его разборку и сборку. Конструкция кронштейна должна обеспечивать установку на стенд различных двигателей.

Для разборки, сборки и регулировки сцепления также используется специальное приспособление. Его корпус имеет плиту с тремя штифтами, которые являются опорами для сцепления (рис.4.31). После установки сцепления на опоры 2 на шток пневмоцилиндра одевается прижим 1, фиксируемый откидной шайбой.

Рисунок 4.30 – Общий вид стенда-кантователя для разборки и сборки двигателя

Включают подачу воздуха в пневмоцилиндр 3. Шток начинает перемещаться вниз, фиксируя кожух сцепления. После отворачивания креплений кожуха выпускают воздух из цилиндра, снимают прижим и удаляют детали сцепления со стенда.

1 – прижим; 2 – опорный штифт; 3 – пневмоцилиндр; 4 – корпус; 5 – блок управления; 6 – предохранительная скоба; 7 – пружина

Рисунок 4.31 – Схема стенда для разборки, сборки и регулировки сцепления

Для разборки и сборки габаритных агрегатов, таких как коробка передач могут применяться специальные стационарные приспособления (рис.4.32). Они имеют достаточно жесткую раму, изготовленную из стального профиля. Винтовые зажимы необходимы для надежной фиксации корпуса коробки передач, чтобы он не мог свободно перемещаться при выпрессовке и запрессовке подшипников.

Рисунок 4.32 – Стенд для разборки и сборки коробок передач

Для крупных автотранспортных предприятий и баз централизованного технического обслуживания, имеющих большую суточную программу ремонтов коробок передач, могут использоваться стенды на 5 рабочих мест (рис.4.33). Каждая коробка устанавливается на свой диск 3, имеющий кронштейны 2 для ее фиксации. После поворота диска на нужный угол, его фиксируют стопорным устройством 4.

При ремонте ведущих мостов грузовых автомобилей и автобусов также применяются специальные стенды. Они обеспечивают крепление моста в процессе ремонта и позволяют изменять положение моста в пространстве. Стенд состоит из станины 1, на которую устанавливается поворотный стол 11, состоящий из прочной балки 3, приваренной к основанию 12. Внутри станины расположена муфта 14 подвода сжатого воздуха к поворотному столу и кран управления тисками 15 (рис.4.34).

А

1 – поворотный стол; 2 – кронштейн для установки коробок передач; 3 – поворотные диски; 4 – стопорное устройство

Рисунок 4.33 – Стенд для разборки и сборки коробок передач на 5 рабочих мест

Рисунок 4.34 – Стенд для крепления картера ведущего моста

На каждом корпусе 5 пневматических тисков 4 закреплен конический ролик 7, на который устанавливают картер ведущего моста. Сам картер прижимается к роликам подвижными губками 6, которые связаны штангами 8 и коромыслами 9 со штоком 10 пневмоцилиндра 2. Стенд имеет педаль 16 управления краном подачи воздуха в пневмоцилиндр. При ремонте стол 11 поворачивают вручную и фиксируют в нужном положении с помощью рукоятки 13.

Примерно такое же устройство имеют и другие стенды для ремонта карданной передачи, рулевого механизма и других автомобильных агрегатов.

Источник

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНЫХ РАБОТ

Разборочно-сборочное оборудование, приспособления и ин­струмент применяют для монтажно-демонтажных и регулировоч­ных работ при ТО и ремонте автомобилей.

Оборудование постов по замене агрегатов и узлов (моделей Р637, Р638 и Р658) позволяет механизировать трудоемкие операции сня­тия и установки агрегатов, проводящиеся при ТР автомобилей.

Основная группа постов стандартных моделей предназначена для замены мостов, рессор, коробок передач, редукторов задних мостов, масла в агрегатах и узлах грузовых автомобилей на осмотровой канаве.

Посты включают в себя канавный передвижной электромеха­нический подъемник с комплектом приспособлений для замены переднего и заднего мостов, коробки передач, редуктора заднего моста, рессор, межосевого дифференциала, слива масел из агре­гатов трансмиссии; тележку для снятия и установки колес; гайко­верт для гаек колес; редуктор-усилитель крутящего момента с на­бором торцовых ключей; гайковерт для гаек стремянок рессор; гайковерт для гаек стремянок рессор тележек трехосных автомо­билей; маслораздаточный бак; передвижной пост слесаря-авторе­монтника с комплектом инструмента; гайковерт пневматический; подставку для вывешивания автомобилей за раму. Для автобусов дополнительным может являться оборудование по замене гидро­механической передачи.

Читайте также:  Свет с пульта оборудование

На примере поста модели Р658 рассмотрим назначение, состав и применение постов по замене агрегатов и узлов.

Пост модели Р658 (рис. 5.1) предназначен для замены мос­тов, рессор, коробок передач, редукторов задних и средних мо­стов, двигателя, силовых агрегатов, смены масла грузовых авто­мобилей.

Рис. 5.1. Пост модели Р658

Пост оборудован подъемником, автоагрегатным подъемником-манипулятором, устройством для замены рессор трехосных авто­мобилей, тележкой для снятия и установки колес автомобилей, установкой для заправки трансмиссионных масел, установкой для сбора отработавшего масла, гайковертами (пневматическими, удар­ными, реверсивными, прямыми) с набором ключей.

Оборудование для разборки и сборки агрегатов используется в АТО и на СТО в зонах ТО и ремонта, а также может быть исполь­зовано на специализированных участках, где предусмотрено обо­рудование для приработки двигателей, коробок передач и других агрегатов автомобилей.

Разборочно-сборочные работы в агрегатном и других участках АТО и СТО производятся на различных стендах. Стенд для раз­борки и сборки двигателей (рис. 5.2) состоит из рамы, стоек и кронштейнов для крепления агрегатов.

Рис. 5.2. Стенд для разборки и сборки двигателей

Аналогичные по конструкции стенды применяются для раз­борки-сборки коробок передач, гидромеханической передачи, редуктора заднего моста, для разборки-сборки задних мостов.

Специальные стенды приме­няют для разборки и сборки рессор грузовых автомобилей, замены втулок в рессорах и в кронштейнах, рихтовки рес­сорных листов.

Для расточки тормозных ба­рабанов и обточки накладок тормозных колодок в АТО ши­роко применяют специальные установки. Они могут быть ста­ционарными и переносными.

Стационарные (одношпиндельные) установки (рис. 5.3) предназначены для растачива­ния тормозных барабанов в сбо­ре с колесами и без колес, обтачивания накладок тормозных колодок грузовых автомобилей и автобусов.

Рис. 5.3. Установка для расточки тормозных барабанов и обточки накладок тормозных колодок

В АТО при ремонтных работах используются стенды для среза­ния накладок с тормозных колодок, установки для приклепыва-ния тормозных накладок и накладок дисков сцеплений и др.

К приспособлениям и инструменту для разборочно-сборочных ра­бот относятся динамометрические ключи, различные комплекты инструмента, комплекты ключей для ТО и ТР топливной аппара­туры газобаллонных автомобилей, комплект инструмента для ТО и ТР электрооборудования автомобилей и др. Число наименова­ний в комплектах может достигать 40.

На постах ТО-2 и ТР применяются специальные гайковерты для гаек колес и стремянок рессор.

Наиболее часто используются передвижные, электрические, инерционно-ударные и реверсивные гайковерты, предназначен­ные для отвертывания и завертывания гаек колес грузовых авто­мобилей и автобусов. Их максимальный крутящий момент состав­ляет 100. 2100 Н∙м.

Принцип работы инерционного гайковерта (рис. 5.4) основан на использовании накопленной энергии маховика, передаваемой на ведомый вал в момент включения. При первом приложении нагрузки к гайке крутящий момент достигает 450 Н-м. Для созда­ния требуемого момента порядка 1000. 1100 Н-м необходимы 4— 5 включений муфты.

Рис. 5.4. Принципиальная схема гайковерта для гаек колес:

1 — шкив электродвигателя; 2 — при­водной ремень; 3 — маховик; 4 — рычаг выключения; 5 — вал махо­вика; 6 — двухкулачковая ступица маховика; 7 — шлицевая двухкулач­ковая муфта; 8 — пружина; 9 — ве­домый вал; 10 — торцовый ключ

Для отвертывания и завертывания гаек стремянок рессор гру­зовых автомобилей используются передвижные электромеханичес­кие реверсивные гайковерты, обеспечивающие регулируемый момент затяжки гаек 150. 700 Н-м.

При использовании гайковертов в 3—4 раза повышается про­изводительность труда слесарей-ремонтников.

Источник

Разборочно-сборочное оборудование

Большой объем работ по обслуживанию и ремонту узлов, агрегатов и систем автомобилей на АТП требует применения разнообразного разборочно-сборочного и слесарно-механического оборудования, без которых проведение операций по обслуживанию и ремонту были бы невозможны. А для повышения удобства в работе и производительности труда ремонтных рабочих в совокупности с указанным оборудованием широко используется организационная и технологическая оснастка.

Данное оборудование и приспособления, в зависимости от назначения и габаритов, может быть стационарным, передвижным или переносным, может быть универсальным или специализированным, а по месту размещения — напольным или настольным и может использоваться как на постах ТО и ТР автомобилей, так и во вспомогательных цехах (агрегатных, моторных и т. д.). Их часто называют «стендами для ремонта. » и в обозначении модели проставляют индекс «Р».

В номенклатуру технологического оборудования входит практически все необходимое оборудование и оснастка для обслуживания узлов и агрегатов всех основных моделей отечественных автомобилей.

К основному оборудованию относятся стенды для ремонта снятых с автомобилей агрегатов, оснащенные не только различного типа захватами и зажимами для крепления, но и всевозможными дополнительными механизмами (например, для сжатия пружин передней подвески, для поворота ремонтируемых агрегатов и узлов в различных плоскостях и т. д.). При этом широко используется технологическая оснастка: от простых гаечных ключей и комплектов-наборов специального инструмента, включая самые разнообразные типы съемников узлов и деталей, до механизированного инструмента и, в первую очередь, различного типа гайковертов — от облегченного типа ручных до более мощных, монтируемых на тросах балансированных подвесок или на специальных тележках (например, гайковерты для гаек колес, рессор и т. д.). В ходе ремонтных работ возникает потребность в проведении запрессовочных, сверлильных, расточных, заточных или шлифовальных работ. Для их проведения в номенклатуру технологического оборудования введены сверлильные, заточные и шлифовальные станки и приспособления, различные прессы — от электрогидравлических с силой сжатия в десятки тонн до малогабаритных, настольных с силой сжатия от 30 до 100 кН.

Установка Р-186 для шлифовки клапанов, настольное, электрическое. Предназначено для шлифовки фасок и торцов клапанов газораспределительного механизма двигателя. Подача клапана осуществляется роликом на призмах, что обеспечивает получение точной геометрии фаски клапана. Напряжение питания 380 В, мощность электродвигателя шлифовального круга 0,25 кВт, мощность электродвигателя ролика 0,12 кВт, диаметр стержней клапанов 5-18 мм, частота вращения шлифовального круга 3000 мин -1 , частота вращения ролика 10 мин -1 , масса 40 кг.

Сюда же входят компактные прессы для клепки фрикционных накладок, выпрессовки, например, шкворней грузовых автомобилей, станки для расточки тормозных барабанов и т. д.

Все вышеуказанные работы невозможны без использования различной организационной оснастки: от обычных тумбочек, шкафов и стеллажей для хранения технологической оснастки, запасных частей и т. д. до специализированных верстаков, иногда в виде передвижных постов для ремонта.

Требования к указанному виду оборудования и оснастке такие же, как и для всех остальных: компактность, низкая стоимость и энергоемкость, надежность в работе и безопасность ее проведения, простота в обслуживании.

Для механизации разборки-сборки узлов и соединений с прессовыми и переходными посадками, в том числе с натягом, в АТП используют различного типа прессы от электрогидравлического напольного мод. 2135-1М (с силой на штоке до 400 кН и дополнительным плунжерным насосом с ручным приводом для разборки-сборки мелких узлов) до настольных с ручным приводом, например, реечный пресс ОКС-918 (с силой на штоке до 30 кН) и гидравлический переносной пресс верстачного типа мод. Р-324. Пресс гидравлический является неотъемлемой частью современного автосервиса.

Читайте также:  Рынок оборудования для деревообрабатывающей

Гидравлические прессы нашли широкое применение в ремонтных мастерских и СТО при проведении работ для запрессовки и выпрессовки деталей, демонтажа узлов и агрегатов, а также для выполнения всех видов прессовочных работ. Современное оборудование для автосервиса невозможно представить без такого оборудования как универсальный гидравлический пресс. Практически во всех моделях прессов гидравлических для автосервиса предусмотрено свободное движение подвижного стола и возможность перемещения домкрата в направляющих рамах.

Некоторые модели прессов гидравлических имеют пневмогидравлический привод для работы от пневматического компрессора, что обеспечивает быстроту и удобство работы. Выпускаются для автосервиса — пресс гидравлический настольный и напольный, а так же одностоечный пресс и двухстоечный пресс, для автосервиса и СТОА с номинальной силой 5, 10, 20, 30, 40, 45, 50 т.

В настоящее время начат выпуск более современного напольного электрогидравлического пресса модели Р-342 М2 (с силой на штоке до 150 кН и электродвигателем мощностью в 3,0 кВт).

Пресс предназначен для выполнения работ по запрессовке, выпрессовке, правке и гибке. Идеально подходит для монтажа и демонтажа втулок, подшипников, валов. По заказу пресс может быть оснащен гибочным ножом, матрицей гибочной, пуансоном для запрессовки и выпрессовки и приспособлением для гибки труб.

Использование вышеописанного оборудования позволяет повысить производительность труда в 2-3 раза, но не меньшее значение имеет также использование современного инструмента и различных приспособлений от обычных слесарных тисков до комплектов специального инструмента, комплектов инструмента слесаря-монтажника.

Для повышения производительности труда и удобства в работе промышленность выпускает десятки комплектов гаечных ключей различного типа — от комплектов торцовых головок с шарнирными рукоятками, воротками, реверсивными трещотками, усилителями крутящего момента, двухсторонних ключей с открытым зевом и накидных кольцевых ключей до специализированных комплектов для ТО и ремонта конкретных систем автомобилей — комплект инструмента электрика модели И111 и И144, комплект регулировщика-карбюраторщика мод. 2445М и т. д.

В ходе ремонтных работ приходится пользоваться установками для сверления отверстий. Для сверления отверстий диаметром до 12-13 мм используют настольные установки типа модели Р-175. Для заточки инструмента используют компактное настольное точило модели 3Е-631.

При ТО и ТР автомобилей часто возникают случаи, когда практически невозможно отвернуть болт или гайку с развальцованными гранями, поврежденные коррозией и т. д. Для этих целей зарубежные фирмы выпускают специальные пассатижи с силой зажима в виде системы рычагов с болтом, который завинчивают обычным ключом после предварительного сжатия детали губками, как в обычных пассатижах. Очень удобна в работе рукоятка-удлинитель с фиксатором съемных наконечников гаечных ключей. Эта конструкция дает большую экономию высококачественного металла.

2. Стенды для разборки и сборки двигателей

Стенды предназначены для вывешивания двигателя с целью проведения работ по его диагностике и ремонту, а также для транспортировки внутри помещения участка или моторного цеха.

Стенд модели Р-500 предназначен для разборки — сборки двигателей автомобилей: ЗМЗ 402, 4021, 406; ВАЗ 2101-2110; ММЗ 245 и других агрегатов отечественного и импортного производства. Грузоподъемность 500 кг. Привод механический, ручной. Высота оси вращения от уровня пола составляет 810 мм, масса стенда не более 150 кг.

Стенды моделей Р-770Е и Р-776Е предназначены для разборки — сборки V-образных двигателей ЯМЗ-236, -238, КамАЗ-740, -741, -7403.10, 740.11-240 и других двигателей, КПП, задних мостов и различных агрегатов отечественного и импортного производства. Способ поворота электродвигателем через червячный редуктор, угол поворота 360 град., масса 445 кг.

Стенд-кантователь модели Р-642М предназначен для разборки и сборки двигателей ГАЗ, ЗИЛ, ВАЗ и редукторов задних мостов автомобилей КамАЗ, ЗИЛ.

Универсальный стенд модели Р-1250предназначен для разборки-сборки двигателей автомобилей легкого и среднего класса в подвешенном состоянии. Новый стенд имеет универсальные адаптеры, позволяющие легко установить на стенд любой двигатель, КПП, задний мост или другой узел массой до 1250 кг.

Самотормозящийся червячный редуктор позволяет повернуть и зафиксировать закрепленный на стенде двигатель или другой узел так, чтобы было удобно и качественно производить ремонтные работы.

Источник

Разборочно сборочное оборудование при ремонте автомобилей

Полезная информация на тему: «разборочно сборочное оборудование при ремонте автомобилей». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.

Разборочные работы имеют большое значение в общем комплексе ремонтного производства. Они составляют 8—15% от общего объема работ по капитальному ремонту дорожных машин. Качество годных деталей, трудоемкость восстановления деталей, требующих ремонта, зависит от организации и технологии выполнения разборочных работ. Трещины, пробоины, погнутость, срыв резьбы и другие дефекты в деталях часто появляются в результате нарушений технологических приемов разборки (применение кувалд, ломов, сварки). Годные детали обходятся производству в 10% от их прейскурантной цены, отремонтированные в 30—40%, а заменяемые — 110%. Соблюдение технологии разборочных работ и применение при этом эффективных средств механизации позволяет увеличить объем повторного использования подшипников на 15—20%, нормализованных деталей до 25%, кронштейнов до 10% и снизить себестоимость ремонта машин на 5—6%.

Сначала их разбирают на агрегаты и детали, затем агрегаты разбирают на узлы и детали, а в последнюю очередь разбирают узлы на детали.

Разборка машины на агрегаты, узлы и детали производится в строгой последовательности, предусмотренной технологическим процессом, с применением необходимого оборудования, приспособлений и инструментов. Для этого составляют технологические карты разборочных работ, в которых устанавливают порядок операций и переходов для проведения правильной последовательности разборки. В карте указывают оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при каждой операции, и устанавливаются нормы времени и разряд на выполняемую работу.

Разборка машин на агрегаты, узлы и детали может производиться двумя способами: непоточным (тупиковым) и поточным.

При не поточном способе машину разбирают на одном универсальном рабочем посту. Этот способ требует наличия минимальных производственных площадей и характеризуется применением универсального оборудования, приспособлений и инструмента. При этом способе продолжительность процесса разборки велика, поэтому непоточный способ разборки находит применение на небольших предприятиях, которые ремонтируют машины различных марок.

При поточном способе разборка машин или агрегатов осуществляется на нескольких рабочих постах линии разборки, расположенных друг за другом соответственно последовательности операций технологического процесса. При этом разбираемую машину или агрегат перемещают от одного рабочего места к другому. Поточный способ разборки характеризуется следующими особенностями: разделением всего технологического процесса на отдельные операции или группы операций; закреплением за каждым постом (или рабочим местом) вполне определенных операций; синхронизацией работ, т. е. одинаковой продолжительностью выполнения заданного объема работ на каждом посту (или рабочем месте); специализацией оборудования, приспособлений, инструмента и подъемно-транспортных средств на каждом рабочем месте. Разборка на потоке является наиболее эффективным способом организации производственного процесса, при котором значительно повышается производительность труда (до 20%), улучшается качество, сокращается длительность разборки, что в конечном итоге приводит к снижению себестоимости ремонта машин.

Специализация рабочих мест содействует получению трудовых навыков рабочих, что позволяет использовать рабочих более низкой квалификации. Кроме того, специализация рабочих мест позволяет механизировать производственные процессы. При поточном способе разборки достигается наиболее эффективное использование обо-рудования и производственных площадей. Этот способ целесообразно применять на ремонтных предприятиях с большой производственной программой одномарочных машин.

Читайте также:  Эксплуатация электрического оборудования предприятий

Типовые разборочные работы и особенности разборки некоторых соединений. Несмотря на разнообразие машин, агрегатов и узлов выполняемые при их разборке работы состоят из относительно небольшого количества повторяющихся типовых операций. К ним следует отнести развинчивание резьбовых соединений, снятие закрепленных деталей, распрессовку их (соединенных неподвижными: посадками). Правильное выполнение этих операций позволяет сохранить и в дальнейшем использовать максимальное количество деталей, что в конечном итоге способствует снижению стоимости, ремонта машины в целом. Поэтому важно знать особенности выполнения этих операций.

После разборки дорожной машины большое количество деталей используется повторно (с допустимыми износами или после ремонта). От их состояния в значительной мере зависит качество и себестоимость ремонта машины (агрегата), поэтому весьма важной задачей ремонтного производства является достижение максимальной механизации, применение подъемно-транспортных средств, разборочно-сборочных стендов, прессов, съемников и других приспособлений для облегчения разборки, сборки и обеспечения сохранности деталей, повышение чистоты и общей культуры производства в разборочных (сборочных) цехах и участках.

Мостовые краны представляют собой раму, опирающуюся катками на рельсы, укрепленные на колоннах здания. Для подъема, и перемещения громоздких и тяжелых механизмов в разборочно-сборочных цехах ремонтных заводов применяют мостовые краны грузоподъемностью от 5 до 10 т. Мостовыми кранами поднимают и транспортируют машины, рамы, поворотные платформы, гусеничные тележки и другие механизмы в любое рабочее место Цеха.

Кран-балки представляют собой однобалочные краны, которые укомплектованы передвижной кошкой (специальные ролики), Подъемной талью и механизмом для передвижения кран-балки по рельсам, проложенным вдоль стен цеха и укрепленным на колонках или кронштейнах. Кран-балки грузоподъемностью от 0,5 до 5 т поднимают и транспортируют агрегаты, отдельные механизмы, громоздкие и тяжелые детали в любое место цеха.

Монорельс — однорельсовый подвесной путь, на котором передвигается электротельфер грузоподъемностью от 0,5 до 1,0 т. Монорельс подвешивается над рабочими местами разборщиков и сборщиков с таким расчетом, чтобы можно было ближе транспортировать груз к рабочим местам. Монорельс обслуживает только часть рабочей площади, над которой он проходит. В основном монорельс применяется в ремонтных мастерских, так как на его оборудование не требуется больших затрат.

Поворотные консольные краны грузоподъемностью от 0,5 до 5 т предназначены для подъема и транспортирования груза с помощью электротельфера в зоне радиуса действия стрелы крана.

Самоходные и ручные тележки широко используют для внутрицехового и межцехового транспортирования деталей, узлов и агрегатов. К самоходным относятся электрокары и автопогрузчики. Ручные тележки применяются в ремонтных мастерских и цехах с большим количеством оборудования, так как незначительный радиус разворота тележки позволяет подвозить детали и материалы непосредственно к рабочим местам.

Видео (кликните для воспроизведения).

К нему относятся прессы, конвейеры, рольганги, стенды, верстаки и различные стеллажи.

Прессы для распрессовки (запрессовки), правки и штамповки деталей разделяются: по конструкции — на верстачные, стационарные и переносные (подвесные); по назначению — на универсальные и специальные. Они могут иметь гидравлический, пневматический, пневмогидравлический и ручной привод. Распространены прессы с усилием запрессовки 1—3 тс, а также 10—40 тс.

Конвейеры обычно применяют при поточном способе разборки (сборки) машин (агрегатов). Они устанавливаются в поточные линии и служат для передвижения машины (агрегата) с одного поста (или рабочего места) разборки-сборки на другой пост.

Стенды для разборки (сборки) агрегатов могут быть различных типов и конструкций. Это зависит от конструктивных особенностей агрегатов, их размеров и массы, а также способа организации процесса разборки (сборки). Конструкция стенда должна обеспечивать безопасность и удобство выполнения работ, минимальные затраты времени на установку и снятие агрегата. В ряде случаев конструкция стенда должна обеспечивать в процессе разборки возможность поворота (кантования) агрегата в удобное для работы положение. При этом должны быть предусмотрены стопорные устройства, исключающие возможность самопроизвольного поворачивания агрегатов. По назначению стенды могут быть универсальные и специальные.

Универсальные стенды предназначены для разборки (сборки) однотипных агрегатов (узлов) машин различных моделей или разнотипных агрегатов (узлов) машин одной модели.

Специальные стенды предназначены для разборки (сборки) однотипных агрегатов (узлов) машин определенной модели. Их применяют на заводах с большой производственной программой. Стенды могут быть также стационарные (с неподвижным основанием) и передвижные.

Верстаки предназначены для выполнения различных разборочно-сборочных работ. Верстаки бывают на одно или два рабочих места. Они удобны для организации групповой разборки (сборки) комплектов и небольших узлов.

Стеллажи полочные предназначены для хранения деталей и узлов на рабочих местах сборщиков. В зависимости от назначения они имеют различные габариты. Приспособления.

С целью ускорения технологического процесса разборки (сборки) и предохранения деталей от повреждений применяют приспособления различных конструкций. Для выпрессовки деталей широко применяют универсальные и специальные съемники. Универсальные съемники предназначены для выпрессовки ряда деталей, отличающихся размерами и конструкцией, а специальные— лишь для определенной детали.

Наиболее часто применяемыми для разборочно-сборочных работ являются: наборы гаечных ключей различных типов (накладные, открытые, глухие, трещоточные, торцовые, Г-образные для круглых гаек и т. д.), ключи для шпилек (роликовые, эксцентриковые), молотки слесарные простые и с медными головками, отвертки, пассатижи и т. п.

Динамометрический ключ состоит из упругого стального стержня, головки, стрелки и шкалы. В головку вставляются гаечные ключи. Шкала, укрепленная на стержне, и стрелка дают возможность контролировать крутящий момент в процессе затяжки гайки или болта.

Во время разборки (сборки) резьбовых соединений применяют трещеточные, фрикционные и коловоротные ключи со сменными головками, механизированный инструмент — гайковерты, шуруповерты и шпильковерты. Применение механизированного инструмента позволяет увеличить производительность разборочно-сборочных работ примерно в 5 раз по сравнению с работой вручную. Гайковерты подразделяют на ручные, подвесные, переносные и стационарные.

Организация рабочих мест.

При организации рабочих мест слесарей при разборке (сборке) следует учитывать условия и материальное оснащение, которые должны способствовать рациональному использованию рабочего времени и оборудования. Рабочие места должны быть оснащены современным, высокопроизводительным оборудованием, приспособлениями и инструментом.

При планировке рабочего места оборудование необходимо располагать так, чтобы рабочему было удобно работать (разбираемый агрегат, инструмент, тара находились в зоне действия рук рабочего), чтобы рабочее место было достаточно освещено. Для удобства выполнения работ механизированный инструмент подвешивают над рабочим местом на различных подвесках. Детали разобранных агрегатов, узлов необходимо укладывать в тару или на стеллажи. Корпусные детали (блоки цилиндров, картеры коробок передач и др.) следует укладывать на деревянные настилы. На участках разборки целесообразно разбираемые детали, идущие в дальнейшем на участок мойки, укладывать в специальную решетчатую тару, имеющую малую массу и относительно высокую прочность. Для обтирочного материала необходимо устанавливать металлические ящики с откидными крышками. Для установки, снятия и перемещения крупногабаритных деталей при разборке (сборке) агрегатов и машин рабочие места необходимо оборудовать грузоподъемными механизмами.

Источник