Судовое оборудование
Судовое оборудование представляет собой комплекс агрегатов, устройств, различных механизмов и установок, наличие которых требуется для бесперебойной работы кораблей. Безопасность пассажиров и экипажа зависит от надежности этого оборудования. Сейчас для приобретения такой продукции существует компания Морские Пропульсивные Системы http://www.mpsystems.ru/.
Типы судового оборудования
Судовое оборудование делят на категории :
- электрооборудование;
- радиооборудование;
- штурманское;
- навигационное;
- палубное;
- арматура, такелаж;
- средства для пожаротушения, аварийно-спасательных работ;
- топливная аппаратура;
- силовые установки и т. д.
Оборудование подбирается с учетом особенностей эксплуатации конкретного корабля. К примеру, если это морское судно, которое преодолевает огромные расстояния, не обойтись без опреснителя и отбойника, также в этом случае требуется стабилизатор качки.
Наиболее востребованные товары
В области судостроения наиболее часто возникает необходимость в приобретении запчастей для мотора. Это и не странно, ведь двигатель — основа судна, при его отсутствии и поломках невозможно применять плавсредство по назначению. Запчасти для судового мотора востребованы постоянно, как и электрооборудование, благодаря которому запускаются все важные процессы. Не меньшее значение для работоспособности судна имеет и другое оборудование. Среди востребованных товаров — запорная арматура.
Судовые системы обеспечивают возможность эксплуатировать корабль, сохраняют его способность передвигаться. Суда используются повсеместно — на речках, морях и океанах, постепенно их детали изнашиваются, и требуется ремонт или замена отдельных элементов. Запчасти и оборудование обязательно должны быть в наличии в выбранном магазине, т. к. нет возможности долго ждать их доставку. Поставленные задачи важно выполнить в сжатые сроки, надолго тормозить работу судна нежелательно.
Наличие исправного оборудования высокого качества — гарантия надежной, и безопасной эксплуатация суден любого вида. Продажа оборудования для плавсредств актуальна всегда, ведь от того, в каком состоянии оно находится, зависит безопасность перемещения груза, экипажа и пассажиров. Замена деталей и оборудования должна быть своевременной, регулярный контроль их состояния — обязателен.
Источник
Судовое оборудование
Применение и характеристики судового оборудования
Судовое оборудование – то есть все системы жизнеобеспечения на корабле – должно быть устойчиво к солёной воде и вибрациям. Оборудование из пластика, армированного стекловолокном, намного лучше в использовании, чем из металла. Но замена металла на пластик не всегда уместна – в погрузочно-разгрузочном оборудовании пластик теряет прочность при низких температурах.
Надежность и прочность – главные достоинства судового оборудования. Его работе постоянно вредит хроническая вибрация на судне и вездесущая солёная вода. Если из строя выйдут механические и электронные узлы, это станет сильно угрожать безопасности команды, кроме того – отнимет много денег и времени на исправление.
Что входит в это понятие – судовое оборудование?
Это всё, что делает жизнь на корабле легче и комфортнее. Это прачечная, насосы, трубопроводы, трюмная, палубная и балластная система, система пожаротушения, оборудования для опреснения воды и прочее.
Судовое оборудование – это также системы кондиционирования и вентилирования. Жилые помещения отапливают водяной системой отопления, а в машинных отделениях топят с помощью пара.
Трюмная система удаляет скопившуюся воду в трюме судна. Для этого там устроены насосы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, вся осушительная (она же водоотливная) система и отдельные системы управления. Также там может быть балласт и стабилизаторы бортовой качки корабля.
Классификация судового оборудования в зависимости от климата района плавания
Климатическое исполнение | Обозначения в странах СНГ | Международные обозначения |
Для районов с умеренным и холодным климатом *( + 40ºС… — 45ºС ) | М | М |
Для районов с тропическим морским климатом** ( выше + 40ºС ) | Т | Т |
Для неограниченного района плавания | ОМ | МU |
Для всех климатических районов на суше и на море | В | W |
* К этим районам относятся моря и океаны севернее 30º северной широты | ||
** К этим районам относятся моря и океаны, расположенные между 30º северной широты и 30º южной широты |
Как судовое оборудование делает жизнь лучше
Иногда на судне бывает настолько свирепая качка, что матросы вынуждены ловить катающиеся кружки по столу во время обеда на камбузе, а миски с едой держать у себя в руках – чтобы суп не оказался у кого-нибудь на голове. Однако офицеры на корабле не испытывают таких неудобств во время приёма пищи. Как так получается?
Когда офицеры отправляются обедать в кают-компанию, судно меняет курс и становится поперек волн. Далее на корабле выбирают нужную скорость – именно такую, чтобы стабилизаторы качки работали лучше всего. И вот – «болтанки» будто бы не было. Офицеры могут спокойно пообедать. Но после этого судно должно вернуться на прежний курс и набрать максимальную скорость, чтобы наверстать упущенное. К сожалению, именно в это время подходит очередь матросов, чтобы обедать.
Источник
23 Навигационных оборудования современного морского судна
Предлагаю узнать какое навигационное оборудование используется в наши дни.
1. Гирокомпас (Gyro compass)
Помогает судоводителю ориентироваться в море и привести судно в нужный порт. Гирокомпас превосходит магнитный компас из-за отсутствия дополнительной погрешности от магнитных полей. На каждом корабле в местах управления судна должен быть ретранслятор курса гирокомпаса.
2. Радар (Radar)
Морские суда зависят от радаров с частотой S-Band и X-Band, так как такие радары обнаруживают любые цели вокруг судна, что полезно в плохую или туманную погоду. С помощью радара можно увидеть судно, землю, остров, яхту, навигационные буи.
3. Магнитный компас (Magnetic Compass)
Магнитный компас работает взаимодействуя с магнитным полем земли и его главная задача – показать направление движения судна, то есть курс. Этот навигационный прибор установлен по центру пеленгаторной палубы, и его показатели транслируются на навигационном мостике.
4. Авторулевой (Autopilot)
На мостике находится уйма навигационной аппаратуры, но одна из самых полезных это авторулевой. Его основная задача это держать заданный гирокомпасный курс, а при неисправном гирокомпасе, можно переключиться на менее точный магнитный компас. С помощью авторулевого офицер на мосту имеет достаточно времени чтобы оценить обстановку вокруг судна и своевременно правильно среагировать при необходимости.
Подробнее в: 10 важных аспектов использования авторулевого судна
5. ARPA (Automatic Radar Plotting Aid)
Главная задача ARPA радара – показать, где находимся мы, и где находятся суда находящиеся рядом. Так же он показывает: курс, скорость, дистанцию, время до судна и с какой дистанцией наше судно разойдется с другими.
Этот навигационный прибор автоматически захватывает все движущиеся объекты на радаре, а это: суда, яхты, буи и т.д., и показывает их скорость и курс с помощью вектора. При необходимости можно узнать более подробную информацию о цели путем нажатия на нужную нам цель.
6. Средства автосопровождения (Automatic tracking Aid)
Так же, как и ARPA, устройство автосопровождения показывает информацию по отслеживаемой цели в графическом и цифровом формате. Помогает вахтенному офицеру безопасно разойтись с целью.
7. Лаг (Speed and Distance Log Device)
Данный навигационный прибор измеряет скорость и пройденную дистанцию судном от заданной точки. С помощью него можно подсчитать прибытия судна в порт, а так же передать данную информацию властям порта прибытия либо агенту.
8. Эхолот (Echo sounder)
Существует огромное количество современных и новых устройств на борту судна, но эхолот является одним из самых старых аппаратов, которому уже более 100 лет. Он используется для измерения глубины под судном, путем подачи звукового пульса, который отскакивая от дна возвращается обратно к источнику.
9. Электронные карты ECDIS
ECDIS – электронная навигационная система, которая совмещает в себе все бумажные карты мира. Используется на всех судах мира, позволяя навигационному офицеру планировать маршрут в разы быстрее.
10. Автоматическая идентификационная система (AIS)
АИС один из навигационных приборов корабля, который помогает выявить местонахождение ближайших судов, а так же их данные, что позволяет вахтенному офицеру своевременно, к примеру, узнать название судна с которым он хочет связаться по рации.
11. Системы дальней идентификации и контроля местоположения судов (LRIT system)
LRIT – международная система слежения и идентификации судов. Она находится на кораблях свыше 300 GRT. Улучшает слежение за судном с берега.
12. Рулевой указатель (Rudder angle indicator)
Как гласит название, указывает угол поворота руля. Находится в нескольких местах на мосту, а это возле штурвала, на крыльях мостика и в машинном отделении.
13. Регистратор данных рейса (Voyage data Recorder, VDR)
Является подобием черного ящика для судна. Чрезвычайно важное устройство навигационного оборудования судна, которое постоянно записывает всю нужную информацию для будущего расследования аварийного случая на судне. Существуют множество разновидностей регистраторов данных, но все они предоставляют данные за последние 12-24 часа до аварийного случая.
14. Скорость поворота судна (Rate of turn)
Это навигационное оборудование показывает, как быстро поворачивает судно с фиксированным углом поворота руля. Измеряется в углах в минуту.
15. GPS приемник (GPS/DGPS receiver)
Другими словами, система глобального позиционирования. Позволяет узнать точное местонахождения судна. С помощью данного прибора вахтенный помощник может узнать координаты месторасположения судна, скорость, курс и время для преодоления дистанции между двумя заданными точками.
16. Система приема звука (Sound reception system)
Данная система нужна для судов с полностью закрытым мостиком. Система позволяет вахтенному офицеру изнутри слышать внешние сигналы (такие как опознавательные звуковые сигналы в тумане) от других судов поблизости. Данное устройство встроено в навигационный консоль и помогает офицеру нести вахту по правилам МППСС.
17. Навигационные огни
Все суда, как маленькие, так и огромные, должны иметь опознавательные ночные огни. Чрезвычайно важная часть навигационной система, без которой невозможно плавание в морях и океанах.
18. Звуковой тифон (Ship whistle)
Судовой тифон
чаще всего дублируется. Один работает на воздушном давление, а другой работает
благодаря электричеству. Судовой звуковой сигнал должен работать двумя
способами: от электричества и вручную. Он используется в сложных навигационных
случаях таких как: плохая погода, туман, плохая видимость, сильный поток судов
и так далее.
В аварийных ситуациях гудок помогает предупредить экипаж о чрезвычайной ситуации на борту судна.
19. Дневная светосигнальная лампа (Daylight signaling lamp или ALDIS lamp)
Помимо звуковых, существуют еще световые сигнальные огни для чрезвычайных ситуаций, которые так же могут использоваться ночью. Как и другая аварийная аппаратура судна, питание для лампы может подаваться не только через основную электросеть судна, но и от аварийных аккумуляторов.
20. ГМССБ оборудование (GMDSS console panel)
Это международная система, которая использует земные и спутниковые технологии, а так же судовые радиосистемы. Система немедленно предупреждает наземные службы об аварийной ситуации с морскими судами. В нее входит такое судовое оборудование как: Inmarsat-C, VHF, MF/HF, Navtex, radiotelex, SART, EPIRB.
21. Судовые флаги (Ship Flags)
На мосту хранится множество флагов. Есть флаги стран, которые судно должно повесить при пересечении территориальных вод страны, а так же хранятся на мосту и сигнальные флаги. Сигнальные флаги используются с древних времен, их огромное количество, и у них огромное количество значений. Чаще всего используются флаги Hotel, Quebec и Bravo, которые по отдельности означают, что на борту судна лоцман, судно под карантином и на борту судно опасный груз или опасные операции.
22. Факсимиле (Facsimile)
Другими словами это факс, который предоставляет данные о погоде для судна. Данные подаются в виде карты мира. На ней изображены циклоны и антициклоны, а так же скорость и направление ветра.
23. Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана (BNWAS)
А по русски звучит как Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана . Суть данного прибора это не давать вахтенному офицеру уснуть. Работает по методу будильника и может издавать противный звук каждые 3, 9 и 12 минут, если вовремя не нажать на нужную кнопку.
Подробнее в: Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана (СКДВП)
Без современного навигационного
оборудования в морских водах не было бы так безопасно передвигаться, как это есть
сейчас. Если вы встречали какое-то новое оборудование на мосту, прошу вас,
поделиться в комментариях, и я обязательно добавлю его в статью.
Источник
Что относится к судовому оборудованию
Содержание
- Жилые помещения
- Помещения общего пользования
- Служебные помещения
- Машинные помещения
- Машинное отделение
- Рефрижераторное отделение
- Хранилища топлива и смазочных масел
- Производственные помещения
- Грузовые трюмы
- Трюмы нефтеналивных судов (танки)
- Рефрижераторные трюмы
- Отсеки судовых запасов и балласта
Судовые помещения образованы путем разделения корпуса судна на отсеки и разделением отсеков, надстроек и рубок палубами, платформами и выгородками на отдельные замкнутые пространства. Количество, номенклатура и расположение помещений зависят от типа и назначения судна.
Все судовые помещения по общим признакам делятся на жилые, общего пользования и служебные.
Жилые помещения располагаются в средней надстройке и надстройке юта. Они могут находиться в средней и кормовой частях основного корпуса, но с условием, что каждое жилое помещение будет иметь естественное освещение и вентиляцию через иллюминаторы. Оборудование жилых помещений пассажиров и экипажа в принципе одинаково. На пассажирских судах помещения экипажа располагаются отдельно от помещений пассажиров. Номенклатура оборудования и удобств жилых помещений зависит от служебного положения члена экипажа, а для пассажиров — от категории (классности) помещения. Комсостав судна, как правило, располагается в одноместных каютах, рядовой состав (команда)—в двух- и четырехместных каютах. На крупнотоннажных судах, где много свободного пространства, рядовые члены экипажа могут располагаться в одноместных каютах. Каюты старшего комсостава (капитана, главного механика), как правило, состоят из нескольких помещений. Расселение экипажа по каютам зависит от места несения вахты. Путь от каюты до рабочего места должен быть кратчайшим. Расположение оборудования в жилых помещениях показано на рис. 79.
Помещения общего пользования
Помещения общего пользования — это помещения, которыми пользуется определенная группа людей или все лица, находящиеся на судне. К таким помещениям на грузовом судне относятся:
- кают-компания
- салон
- столовая команды
- курительная
- библиотека
- кинозал
- спортзал
- плавательный бассейн и т. д.
На пассажирских судах кроме упомянутых помещений имеются
- рестораны
- буфеты
- бары
- кафе
- киноконцертные залы
- музыкальные салоны
- закрытые прогулочные палубы
- фойе
- вестибюли
- коридоры
- тамбуры и т. п.
На открытых палубах для экипажа и пассажиров оборудуются:
- спортплощадки
- танцплощадки
- солярии
В данную группу помещений входят также санитарнобытовые помещения:
- прачечные
- сушильные
- гладильные
- умывальные
- душевые
- бани
- ванные
- санпропускники
- гальюны т. д.
Некоторые помещения общего пользования показаны на рис. 79.
Служебные помещения обеспечивают нормальную эксплуатацию судна. В этих помещениях экипаж несет вахту, здесь же выполняются различные работы, хранятся судовые запасы, перевозится груз. Ниже перечисляются служебные помещения с краткой характеристикой.
К служебным помещениям относятся:
- машинное отделение
- рулевая рубка
- радиорубка
- румпельное отделение
- каюта вахтенного штурмана
- судовая канцелярия
- бухгалтерия
- кинобудка
- плотницкая
- механическая
- электро- и радиомастерские
- амбулатория
- изолятор
- аптека
- специализированные медицинские кабинеты
- камбуз
- хлебопекарня
- посудомоечная
- провизионные кладовые
Принципы расположения судовых помещений на сухогрузном судне и танкере показаны на рис. 82 и 83.
Машинные помещения. Это помещения содержащие главные механизмы, валопроводы, котлы, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, установки, рулевые машины и т. п. Главные механизмы [ энергетическая установка (ЭУ) ] предназначены для приведения в действие двигателей, вспомогательные механизмы обеспечивают работу главных механизмов, снабжение судна электроэнергией и другими видами энергии, а также функционирование систем и устройств. К машинным помещениям относят МО, котельное (или МКО), отделение холодильных машин (рефрижераторное отделение), румпельное, туннель валопровода и др. Каждое машинное помещение с механизмами общей мощностью не менее 375 кВт, работающими на жидком топливе, туннели валопроводов и трубопроводов должны иметь не менее двух выходных путей, расположенных как можно дальше друг от друга. Размещение главных и вспомогательных механизмов, оборудования, трубопроводов, арматуры и т. п. должно быть таким, чтобы был возможен свободный доступ к ним для обслуживания и аварийного ремонта при обеспечении свободного прохода шириной не менее 600 мм к выходным путям из их постов управления и мест обслуживания.
Машинное отделение (рис. 80) служит для размещения всех необходимых механизмов и агрегатов. Рациональное использование объема МО обеспечивают платформы, а удобство обслуживания — установленные в несколько ярусов решетчатые площадки с трапами и прочным леерным ограждением. Палубу настилают рифлеными металлическими листами, плотно прилегающими к металлическому каркасу. Между настилом и вторым дном прокладывают трубопровод. На малых добывающих судах получили распространение дизель-редукторные ЭУ (дизель или два дизеля — редуктор — гребной вал), на средних — одномашинные дизель-редукторные ЭУ, на больших и крупных — двухмашинные дизель-редукторные ЭУ с отбором мощности на валогенераторы (рис. 1.33). ЭУ крупных ТР — одновальные дизельные (ТР типа „Кристалл-2”) или дизель-редукторные агрегаты (ТР пр. „Атлантик-602”), крупных обрабатывающих судов — одновальные двухмашинные дизель-редукторные агрегаты с отбором мощности на валогенераторы (краборыбоконсервная плавбаза), одновальные одномашинные дизельные агрегаты [ ПБ (ПНР) ], малых обрабатывающих судов — одновальные одномашинные дизель-редукторные агрегаты (малая ПБ).
Для обеспечения электроэнергией судовой электростанции устанавливают дизель-генераторы либо дизель-генераторы и валогенераторы. Прием электроэнергии и ее подачу к потребителям обеспечивает главный распределительный щит (ГРЩ), располагаемый в ЦПУ в районе МО. В перспективе на крупнотоннажных обрабатывающих и приемно-транспортных судах возможно использование ЭУ с комбинированной двухпоточной передачей мощности на гребной винт (рис. 1.33,в). Главные двигатели могут работать непосредственно на гребной винт через вертикальные передаточные колонки и редуктор либо, при отключенных колонках, на генераторы, питающие гребной электродвигатель.
Место расположения МО по длине судна зависит от многих причин.При расположении МО в средней части судна упрощается удифферентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом. К отрицательным факторам можно отнести: использование наилучшего по расположению и форме объема корпуса не для размещения груза, снижение грузоподъемности судна из-за большой длины валопровода и наличия его туннеля, уменьшение полезного объема кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля, затруднение центрования валопровода большой длины и при продольном изгибе судна нарушение нормальных условий его работы.
При расположении МО в кормовой части лучшие объемы предоставляются под груз, для сухогрузных судов улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля. Однако ухудшаются условия удифферентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт, что улучшает мореходные качества, судна, но увеличивает изгибающий момент на вершине волны.
На современных сухогрузных судах часто наблюдается промежуточное расположение МО, при котором за МО располагается один грузовой трюм, реже два. Такое расположение МО дает возможность частично избавиться от недостатков расположения МО в средней и кормовой частях судна.
В отделении холодильных машин (рефрижераторном отделении) располагают механизмы и оборудование холодильных установок, предназначенных для производства искусственного холода. Требования, предъявляемые к рефрижераторному отделению, зависят от группы холодильного агента (ХА), на котором работают холодильные машины. К группе I относят невоспламеняющиеся ХА (R 22, R 12 и др.), к группе II — токсичные и воспламеняющиеся ХА при объемной концентрации паров в воздухе 3,5 % и более (аммиак), к группе III — взрывоопасные и воспламеняющиеся ХА при объемной концентрации паров в воздухе 3,5% (пропан, пропилен).
Холодильные машины с ХА групп II и III должны устанавливаться в отдельных газонепроницаемых помещениях, имеющих два выхода, расположенных как можно дальше друг от друга, с открывающимися наружу дверями. Эти выходы не должны вести в жилые и служебные помещения или в помещения, сообщающиеся с ними. Один из выходов должен сообщаться с открытой палубой. Отделение должно иметь автономную вентиляцию. Отделения автоматизированных холодильных машин с безвахтенным обслуживанием, работающих на ХА группы I могут не иметь второго выхода. Механизмы, аппараты и другое холодильное оборудование устанавливают на расстоянии не менее 100 мм от переборок и стенок других устройств.
Представление о расположении оборудования рефрижераторного отделения БМРТ дает рис. 1.35.
Хранилища топлива и смазочных масел. К ним относят цистерны основного запаса, размещаемые в двойном дне и выше двойного дна, расходные, сточные, переливные и отстойные цистерны, располагаемые чаще всего в МО. Цистерны оборудуют системами заполнения-осушения, локализации пожара, предусматривают возможность их зачистки.
Производственные помещения. Это цехи, лаборатории, мастерские и т. п. На современных больших и крупных добывающих судах, обрабатывающих судах производственные помещения располагают в два-три яруса. На ярусах устанавливают легкие переборки, выгородки, образуя производственные цехи и участки. Так, на РКТМ-С типа „Антарктида” сырые разделочно-заготовительные участки размещены на верхней палубе, консервное и морозильное производство — на главной, жиромучное производство — в нижнем ярусе. Оборудование производственных помещений зависит от размеров и назначения судна, вида вырабатываемой продукции. Разнообразные специальные машины и установки (головоотсекающие, филетировочные, шкуросъемные и т. п.) увязывают средствами транспортировки в технологические линии обработки объекта промысла, технологические линии также увязывают между собой, обеспечивая полную утилизацию отходов.
Грузовые трюмы служат для размещения перевозимых грузов на судне.
В трюмах сухогрузных судов (рис. 81) к флорам или настилу второго дна крепят поперечные бруски — лаги, на которые укладывают деревянный настил — пайол. По бортам в специальные скобы, приваренные к шпангоутам, укладывают доски — рыбинсы. Для предотвращения пересыпания сыпучего груза при качке в середине ширины трюма устанавливают разборные или подвесные деревянные или металлические переборки — шифтингбордсы (шифтинги) . В углах грузовых люков устанавливают съемные вертикальные трапы или стационарные скоб-трапы.
Трюмы нефтеналивных судов (танки) оборудуются люками с водогазонепроницаемыми крышками, трапами и специальными судовыми системами, которые обеспечивают нормальные условия погрузки, перевозки и выгрузки жидкого груза. Грузовые танки отделяются от других помещений в корпусе пустыми отсеками длиной в одну шпацию — коффердамами. При перевозке нефтепродуктов первого разряда коффердамы могут заполняться водой. Такие мероприятия повышают противопожарную защиту судна.
Рефрижераторные трюмы предназначены для перевозки скоропортящихся грузов. В этих трюмах устанавливают потолочные и бортовые батареи холодильной установки. Бортовые батареи ограждаются решетками. Между грузами прокладывают рейки, чтобы оставить каналы для циркуляции воздуха.
Отсеки судовых запасов и балласта располагаются в основном в междудонном пространстве. На некоторых судах имеются диптанки — высокие встроенные цистерны, располагаемые у поперечных переборок или бортов судна. В диптанках хранят топливо или в них принимают балласт. Для хранения питьевой воды имеются вкладные цистерны соответствующей вместимости. Во всех емкостях для хранения жидкостей устанавливают наливные и расходные трубопроводы с регулирующей арматурой, воздушные трубки, указатели уровня и другое необходимое оборудование. Внутренние поверхности емкостей для питьевой воды цементируют или покрывают полиэтиленом.
Литература
Устройство и основы теории морских судов — Горячев А.М., Подругин Е.М. [1983]
Устройство и основы теории судна — Бронштейн Д.Я. [1988]
Источник