Меню

Бортовое и наземное оборудование



Статьи

  • Техника для обслуживания воздушных судов
    • Тягачи для буксировки ВС
    • Автолифты для уборки салона ВС
    • Машины для заправки ВС питьевой водой
    • Машины для обслуживания туалетных отсеков ВС
    • Машины для противообледенительной обработки ВС (деайсер)
    • Машины для мойки ВС
    • Кейтеринговые автолифты
    • Установки воздушного запуска
    • Наземные источники питания (НИП)
    • СКВ (Системы Кондиционирования Воздуха)
  • Техника для обслуживания пассажиров
    • Пассажирские (амбу) автолифты
  • Техника для обслуживания грузов
    • Электрические тягачи для буксировки грузовых телег и вспомогательного оборудования
    • Ленточные погрузчики багажа
    • Ленточные погрузчики багажа с гибкой роликовой системой Roller Track
    • Транспортеры контейнеров и паллет
    • Перегружатели контейнеров и паллет
    • Тягачи для буксировки грузовых телег и вспомогательного оборудования
  • Техника для содержания аэродрома
    • Вакуумные подметательные машины
    • Щеточно-продувочные машины
    • Фрезерно-роторные снегоочистители
    • Навесные фрезерно-роторные снегоочистители
    • Распределители жидких реагентов
    • Распределители реагентов комбинированные
    • Очиститель аэродромных огней
  • Пожарная и спасательная техника
    • Аэродромные пожарные машины

В понятие авиатехники входят не только летательные аппараты, но и бортовое снаряжение — двигатели, агрегаты, измерительные приборы, совокупность инструментов, комплексы вооружения, спасательные средства и т.д. К авиационной технике относится и наземное оборудование, требуемое для обслуживания, ремонта, передвижения и обеспечения хранения летательных аппаратов.

Наземная авиационная техника

Данная категория включает:

  • контрольно-проверочная аппаратура (КПА), требуемая для безопасности полетов;
  • средства наземного обслуживания (СНО) — общего назначения (техника для заправки ВС, энергоснабжения, т.д.) и специального назначения (буксирование, ремонт, подъем, т.д.);
  • средства аэродромно-технического обеспечения (АТО) для обеспечения безопасности полетов и комфорта пассажиров (доставка к трапу, т.д.);
  • контрольно-измерительные приборы (КИП);
  • другие инструменты и приборы, не входящие в какие-либо категории.

К наземной технике можно отнести тренажеры и средства организации движения, связи и навигации с земли. Сюда же относится поисково-спасательная и пожарная техника.

Классификация авиатехники и летательных аппаратов

Существует три группы авиатехники: гражданская, военная и двойного назначения. Каждый вид имеет собственную инфраструктуру, свою систему управления и контроля, однако материалы для изготовления техники и требования к ее качеству остаются общими, принципиальной разницы нет.

Летательными аппаратами называются устройства для полетов в атмосфере и космосе. К ним относятся:

  • самолеты;
  • вертолеты;
  • аэростаты;
  • дирижабли;
  • ракеты и ракетоносители;
  • квадрокоптеры;
  • беспилотные летательные аппараты (БЛА), и т.д.

Все они могут быть военными, гражданскими, космическими или смешанного назначения. Перед серийным выпуском производятся испытательные модели и тщательно проверяются.

Авиационное оснащение

Бортовая авиационная техника делится на группы:

  • авионика (бортовое радиоэлектронное оборудование БРЭО) — для принятия и отправки радиоволн;
  • авиационное оборудование (АО), работающее на электричестве, но не относящееся к авионике;
  • военная техника — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, боеприпасы, т.д.

Летательные аппараты имеют также авиационно-спасательное оборудование — средства индивидуальной защиты, эвакуации и пожаротушения.

Источник

Наземное оборудование

Авиаком осуществляет поставки, сервисное обслуживание и ремонт наземного аэродромного оборудования и техники для гражданской авиации и наземного обслуживания самолетов от Langa Industrial, ERRI AB.

Langa Industrial — разработчик и производитель наземного аэродромного оборудования, оборудования для аэропортов и техники для гражданской авиации: буксировочные водила для различных типов воздушных судов, гидродомкраты, гидроподъемники, автоматические системы подъема и установки самолетов и вертолетов «EGL», стропы, стремянки, установки для заправки кислородом и азотом, установки для заправки маслом двигателей, краны для обслуживания ВС, тележки для монтажа/демонтажа авиационных колес/тормозов, тележки для буксировки вертолетов (хеллитрэйлеры), установки для удаления льда (де-айсеры), аэродромные выпрямители и другое оборудование для аэропортов.

Langa Industrial имеет одобрение ведущих производителей ВС: Airbus, EADS, EF-2000, BAE Systems, ATR. Инженерное обеспечение, осуществляемое Langa Industrial, включает в себя полный контроль качества (EN-ISO9100, EN-ISO9001).

ERRI AB — шведская компания специализирующаяся на разработке и производстве электрических обогревателей салонов самолетов с автоматической регулировкой внутреннего подогрева. Электрические обогреватели имеют ряд преимуществ по сравнению с обогревателями, в которых используются двигатели внутреннего сгорания: отсутствие шума и выхлопов, отсутствие риска возгорания и появления открытого огня, меньшие капиталовложения и эксплуатационные расходы.

Источник

Состав бортового оборудования летательных аппаратов

Электрооборудование современного самолета представляет собой сложную энергосистему, снабженную большим количеством автоматических систем и дистанционных передач. Современный летательный аппарат представляет собой сложное техническое устройство, выполняющее определенные технологические операции при полете в атмосфере и (или) космическом пространстве.

В зависимости от назначения ЛА в качестве таких операций могут рассматриваться транспортировка пассажиров или грузов, вывод многоцелевой нагрузки на околоземную орбиту, перехват воздушной цели, мониторинг земной поверхности:воздуха (из космоса), доставка боевого заряда к цели и т.п.

При классификации ЛА учитываются [1]:

• принцип создания подъемной силы (аэростатические, аэродинамические, газодинамические ЛА);

• степень повторности использования (одно и многоразовое);

• назначение (научно-исследовательское, сельскохозяйственное, спортивное и т.п.);

• конструктивные признаки (количество и расположение крыльев, тип фюзеляжа, оперения, шасси, двигательной установки и т.п.);

• область применения (военная, гражданская или смешанная);

• количество ступеней (одно- и многоступенчатое, составное);

• класс в зависимости от взлетной массы;

• присутствие человека на борту (пилотируемые и беспилотные).

Для спортивных соревнований и регистрации рекордов используется классификация, установленнаяМеждународной авиационной федерацией [1].

В соответствии со спортивным кодексом этой организации все ЛА делятся на следующие классы: класс А – свободныеаэростаты, В – дирижабли, С – самолеты, гидросамолетыи самолеты-амфибии, Е – винтокрылые аппараты, f – модели ЛА (свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые и точные копии-модели), G – парашюты, Н – ЛА с реактивной подъемной силой, I – ЛА с мускульным движителем, К – космические аппараты, L – ЛА с предельной высотой полета (на воздушной или магнитной подушке), М – аппараты с поворотом крыла или двигательной установки, N – ЛА короткого взлета и посадки, О – безмотор­ные аппараты, Р – воздушно-космические аппараты, R – сверхлегкие самолеты, S –космические модели.

Среди пилотируемых ЛА наибольшее распространение получили авиационные летательные аппараты – самолеты и вертолеты – аппараты тяжелее воздуха, предназначенные для полетов в атмосфере. Самолет совершает полет благодаря создающему тягу двигателю и неподвижному крылу, которое при движении в воздушной среде создает аэродинамическую подъемную силу. У вертолета подъемная и пропульсивная (толкающая вперед) силы создаются одним или несколькими приводимыми во вращение двигателем несущими винтами.

В качестве двигательной установки на таких ЛА преимущественно применяются газотурбинные воздушно-реактивные двигатели (ВРД), в то время как на некоторых ЛА, например легкомоторных спортивных, почтовых и учебных самолетах, легких вертолетах, используются поршневые двигатели.

Область применения пилотируемых ЛА обширна и достаточно полно отражена в отечественной и зарубежной литературе [1].

В настоящее время значительно возросла роль управляемых и неуправляемых беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Управляемый полет беспилотного летательного аппарата может происходить в автономном режиме по заранее заданной перед стартом программе или при дистанционном управлении оператором, находящимся вне ЛА на наземном, воздушном, морском или космическом командном пункте. В зависимости от формы управления БЛА – непрерывная (дистанционная) или дискретная (командная) – различают дистанционно-пилотируемые ЛA (ДПЛА) и телеуправляемые ЛА.

Как правило, ДПЛА представляют собой аппараты многоразового использования, которые выполняются по самолетной (реже по вертолетной) аэродинамической схеме, запускаются с использованием специальных пусковых устройств, а приземляются с помощью парашюта или по-самолетному, с пробегом. В качестве двигательных установок в зависимости от размерности и назначения ДПЛА могут применяться поршневые, турбо- и прямоточные реактивные двигатели, а также электродвигатели.

Особое место среди БЛА занимают ракеты – летательные аппараты одноразового использования с реактивной двигательной установкой. Полет таких аппаратов обеспечивается благодаря прямой реакции струи газов, образующейся при сжигании топлива.

В 1957 г. ЛА достигли космоса. Отсутствие атмосферы и силы тяжести предопределило специфические особенности формы, конструкции и способа перемещения таких аппаратов в пространстве. В отличие от рассмотренных выше ЛА космические аппараты (КА) могут иметь любую форму с ограничениями по массе и габаритным размерам, накладываемыми грузоподъемностью носителей, размерами головных частей ракет-носителей или грузовых отсеков транспортных кораблей многоразового использования. В зависимости от назначения КА на участке выведения ему сообщается определен­ная скорость, после чего он продолжает полет по инерции в поле сил тяготения.

Читайте также:  Оборудование для азс гост

Разновидностью ЛА, сочетающих свойства ракет, космических и аэродинамических аппаратов, является воздушно-космический самолет (ВКС). Такой аппарат входит в состав транспортной системы многоразового использования и объединяет ряд признаков самолета, ракеты-носителя и космического аппарата. Воздушно-космический самолет рассчитан на достижение орбитальных высот и скоростей, полет в космическом пространстве, маневрирование на орбите или с погружением в атмосферу, спуск в атмосфере с маневрированием для горизонтальной посадки в заданном районе. Подобные ЛА выполняются в пилотируемом и беспилотном вариантах.

Важную роль в решении целевых задач в соответствии с назначением ЛА играет его оборудование – совокупность агрегатов, приборов, электронных устройств, механизмов и других технических средств, размещаемых на борту. В зависимости от типа ЛА и выполняемых им задач, объем такого оборудования может быть различным, но основные виды его сохраняются.

Применительно к самолету бортовое оборудование можно разделить на группы, обеспечивающие:

• взлет, управляемый полет и посадку;

• жизнедеятельность экипажа и пассажиров;

• энергетические потребности бортовой аппаратуры;

• выполнение задач, связанных с назначением ЛА.

Взлет, управляемый полет и посадка составляют основные этапы выполнения полетного задания летательного аппарата. На взлетно-посадочных этапах полета происходит изменение конфигурации самолета, при этом с помощью соответствующих систем обеспечиваются уборка (выпуск) шасси, тормозных щитков, работа механизации крыла. Последняя представляет собой совокупность устройств в передней (поворотные носки, предкрылки, носовые щитки и др.) и задней (поворотные и скользящие щитки, поворотные и щелевые закрылки) частях крыла, используемых для изменения его аэродинамических параметров.

При полете управление положением самолета в пространстве может выполняться в ручном или автоматическом режиме воздействием на органы – специальные аэродинамические поверхности, которые располагаются на крыле, а также (при нормальной аэродинамической схеме) в горизонтальном и вертикальном оперении. Продольное управление осуществляется рулем высоты, или стабилизатором, поворотными рулями, элеронами и др. К органам поперечного управленияотносятся элероны, интерцепторы, а путевого – руль направления или целиком поворотный киль.

Органы управления выбираются в зависимости от аэродинамической схемы ЛА, его назначения, диапазона скоростей полета и т.п. При ручном управлении для отклонения рулей управления летчик перемещает установленные в кабине рычаги управления – ручку (или штурвал) управления и педали. На небольших самолетах передача усилийиперемещений выполняется проводкой управления – жесткой, в виде шарнирно подвешенных на рычагах-качалках тонкостенных труб, или гибкой,состоящей из тросов и роликов. На больших и скоростных самолетах с мощной взлетно-посадочной механизацией мускульной силы летчика недостаточно для преодоления шарнирных моментов, поэтому в контур управления включают гидроусилители (рис. 3.1).

На ряде самолетов вместо механической проводки управления применяется электродистанционная, в которой передача управляющихкоманд осуществляется по электрическим линиям связи [24, 25]. Полет самолета невозможен без надежной работы силовой установки – совокупности двигателя (двигателей), систем и устройств ЛА, создающих необходимую тягу. Работа силовой установки начинается с запуска двигателя, который обеспечивается системой запуска.

Рис. 3.1. Управление элеронами самолета Ил-76Т :

1 – штурвал; 2 – загрузочное устройство; 3 – проводка управления интерцепторами в элеронном режиме; 4 – пружинный цилиндр сервокомпенсатора; 5 – электропривод триммера; 6 – триммер;

7 – сервокомпенсатор; 8 – гидроусилитель; 9 – рулевые машины автопилота;

10 – механизм разъединения проводок; 11 – проводка управления;

НП – направление полета

Последняя включает в свой состав: устройства, осуществляющие предварительную раскрутку ротора двигателя; агрегаты для дозированной подачи топлива и воспламенения горючей смеси в камере сгорания; устройства, вырабатывающие запрограммированную последовательность команд управления и автоматизирующие процесс запуска, а также обеспечивающие устойчивую работу двигателя при запуске. Помимо запуска на земле система выполняет холодную прокрутку, запуск в воздухе, управление реверсированием двигателя при пробеге и т.п.

Бесперебойная подача топлива двигателям во всех режимах их работы в воздухе и на земле, а такжеприем топлива с последующим размещением его на борту и поддержание заданной центровки ЛА по мере выработки топлива осуществляются топливной системой. Кроме перечисленных функций эта система выполняет прокачку топлива через топливомасляные теплообменники (этим обеспечивается охлаждение масла системы смазки двигателей), а в сверхзвуковых ЛА – его подачу для использования в качестве хладагента для охлаждения воздуха в системе кондиционирования, специальных жидкостей, генераторов и приборных отсеков.

В состав топливной системы входят баки, магистрали подачи топлива, подкачивающие и перекачивающие насосы, датчики расходов топлива, анализаторы давления, устройства аварийного слива топлива в атмосферу и т.п.

Требуемые для полета ЛА мощность двигательной установки (ДУ), а также надежная, экономичная и устойчивая работа силовой установки во всем диапазоне изменения условий эксплуатации обеспечивается регулированием двигателя. Эта операция осуществляется системой автоматического управления силовой установкой. Соответствующие законы регулирования формируются с учетом требований к тяге и удельному расходу топлива, экономии ресурса двигателя, ограничению его мощности, необходимой точ­ности поддержания других параметров.

Управляемый полет (самолетовождение) обеспечивает пилотажно-навигационное и радиотехническое оборудование. Объем задач, решаемых пилотажно-навигационным оборудованием ,зависит от типа ЛА, его назначения и условий применения. Основные задачи этого оборудования связаны с определением текущего местоположения ЛА и его отклонения от заданной траектории полета, формирова­нием команд управления движением центра масс ЛА на заданной траектории, индикацией пилотажно-навигационных параметров и т.п. Пилотажно-навигационные параметры (высота, скорость полета, курс, крен, тангаж и т.п.) определяются с помощью мембранно-анероидных (высотомер, вариометр, указатель скорости) и гироскопических (авиагоризонт, гирокомпас, указатель поворота и др.) приборов, а также с использованием радиотехнических средств. Последние могут быть автономными, рабо­тающими по радиолокационному принципу (радиовысотомер, измеритель скорости и угла сноса на основе эффекта Допплера, бортовая радиолокационная станция и т. п.), и неавтономными, представляющими собой совокупность радиомаяков и бортовых радиотехнических систем (радиотехнические системы дальней и ближней навигации, спутниковая навигационная система, радиокомпас, система предупреждения столкновений и др.). Помимо задач радионавигации радиотехническое оборудование используется для ведения двусторонней связи с наземными пунктами наведения и управления, межсамолетной и внутрисамолетной связи, а также обеспечения посадки в сложных метеорологических условиях.

Крейсерский полет часто выполняется в режиме автоматического управления ЛА. Последний представляет собой процесс программного изменения и стабилизации отдельных параметров движения ЛА с помощью средств автоматики без воздействия экипажа на органы управления. Такая система управления (автопилот) состоит из близких по принципу действия автоматов, каждый из которых обеспечивает сохранение определенного параметра режима полета.

Hа военных самолетах широко применяются прицельно-навигационные системы, комплексно решающие задачи навигации и применения оружия. Решение двух задач в одной системе оказалось возможным благодаря общности математического аппарата и использованию одних и тех же датчиков информации.

В процессе полета вся информация, необходимая для выполнения полетного задания, контроля работы силовой установки и бортового оборудования, поступает экипажу с помощью системы отображения информации, представляющей собой совокупность приборов, индикаторов и сигнализаторов, устанавливаемых на рабочих местах членов экипажа. Кроме отображения информации при полете производится регистрация переговоров экипажа, а также параметров полета и работы тех бортовых систем, работоспособность которых влияет на успешное выполнение полетного задания. Подобные функции выполняются системой сбора полетной информации. Все данные, зарегистрированные этой системой, обрабатываются непосредственно на борту ЛА или на земле после завершения полета. Полученная информация используется для контроля технического состояния систем, оценки правильности и полноты выполнения экипажем наставлений и руководств по летной эксплуатации, определения причин летных происшествий при их расследовании и т.п.

С помощью системы обеспечения жизнедеятельности для экипажа и пассажиров на любой высоте полета ЛА создаются условия жизнедеятельности и функционирования, близкие к имеющимся на земле. Система выполняет следующие функции:

• поддерживает в кабине и салоне требуемые значения давления, скорости изменения давления, температуры, влажности, скорости движения и расхода воздуха, парциального давления кислорода, углекислого и других газов;

• очищает воздух от вредных примесей;

• защищает экипаж и пассажиров от воздействия шума, солнечной радиации и т.п.

Читайте также:  Оборудование в кредит в алматы

Комфортабельный полет невозможен без соответствующего освещения. Необходимый уровень освещенности обеспечивается внутренним светотехническим оборудованием, которое в виде ламп, плафонов и светильников размещается в кабине пилотов, пассажирском салоне, а также в багажном и технических отсеках самолета. При полете самолета могут возникать аварийные ситуации, приводящие к необходимости совершения вынужденной посадки на сушу или воду. В этом случае безопасность жизнедеятельности обеспечивается аварийно-спасательным оборудованием, с помощью которого производятся эвакуация и спасение терпящих бедствие людей. На боевых самолетах к этому оборудованию добавляется система катапультирования.

Безопасность полета обеспечивают системы, к которым относятся противообледенительное, противопожарное и внешнее светотехническое оборудование , технические средства предупреждения о возможном столкновении в воздухе и выходе ЛА на критические режимы полета, средства защиты ЛА от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Бортовое радиоэлектронное оборудование некоторых современных самолетов включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта.

Так, многофункциональный истребитель Су-35 оснащен системой активной безопасности, не позволяющей самолету сваливаться в штопор даже в случае повреждения его ракетой противника. В память этой системы введена информация об авариях и катастрофах, а также оптимальных решениях по выходу из сложных полетных ситуаций. При этом учитываются реальные на данный момент времениусловия полета: скорость и направление воздушных потоков, координаты самолета, остаток топлива и т.п. При возникновении нештатной ситуации и опасных режимов полета, система способнапринять мгновенное решение, сообщить об этом пилоту и, в случае необходимости, на наземный командный пункт.

В особо опасных ситуациях она сама приведет в действие исполнительные механизмы, а при тяжелом ранении или потере сознания пилота примет решение о его катапультировании.

Работа всего бортового оборудования связана с потреблением энергии. Энергообеспечение различных систем и агрегатов ЛА выполняют система электроснабжения, гидравлическая и пневматическая системы .

По сравнению с пилотируемыми ЛА типовой состав бортового оборудования беспилотных аппаратов не столь обширен из-за отсутствия систем обеспечения жизнедеятельности и безопасности полета, аварийно-спасательного, светотехнического и бытового оборудования. Так, на большинстве ракет в состав служебного оборудования входят:

— исполнительные элементы системы управления;

— источники и преобразователи энергии.

В беспилотном ЛА система управления (СУ) представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих полет БЛА по заданному закону путем соответствующего регулирования управляющих сил и моментов. Для решения этой задачи аппаратура СУ должна:

· непрерывно измерять отклонение фактиче­ского движения центра масс ЛА от требуемого закона;

· в соответствии с величиной и направлением этого отклонения вырабатывать управляющие сиг­налы и подавать их на органы управления;

· поддерживать требуемое угловое положение корпуса ЛА, т.е. обеспечивать угловую стабилизацию.

Система управления состоит из нескольких каналов управления, например каналов тангажа, рыскания и крена. Внутри каждого из них во многих случаях можно выделить самостоятельный канал угловой стабилизации.

На рис. 3.2 показана упрощенная типовая схема одного из каналов системы управления [1].

Рис. 3.2. Структурная схема типового канала системы

В этой схеме измеритель 1 сравнивает фактическую траекторию 8 БЛА с требуемой 11, определяет величину рассогласования (ошибки) и вырабатывает сигнал наведения, поступающий на исполнительные элементы системы управления, где усиливается в усилителе-преобразователе 3 и подается на рулевую машинку 4, которая через механизм управления 5 передает перемещение к органам управления (рулям) 6. В результате отклонения рулей возникает управляющий момент, корпус аппарата поворачивается на некоторый угол, что в свою очередь приводит к изменению управляющей силы 7 . Под действием этой силы изменяется траектория движения центра масс аппарата. Параметры траектории вновь измеряются и сравниваются с требуемыми, после чего процесс повторяется. Таким образом, рассмотренный канал управления представляет собой замкнутый контур. Внутри описанного контура можно выделить контур стабилизации 10, необходимым элементом которого является измеритель углового положения корпуса 9 . Сигнал стабилизации, вырабатываемый этим измерителем, складывается с сигналом наведения в специальном блоке суммирования 2 и подается на те же рули.

Типовой состав потребителей электроэнергии на космическом аппарате

Источник

АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ

АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ, приборное оборудование, помогающее летчику вести самолет. В зависимости от назначения авиационные бортовые приборы делятся на пилотажно-навигационные, приборы контроля работы авиадвигателей и сигнализационные устройства. Навигационные системы и автоматы освобождают пилота от необходимости непрерывно следить за показаниями приборов. В группу пилотажно-навигационных приборов входят указатели скорости, высотомеры, вариометры, авиагоризонты, компасы и указатели положений самолета. К приборам, контролирующим работу авиадвигателей, относятся тахометры, манометры, термометры, топливомеры и т.п.

В современных бортовых приборах все больше информации выносится на общий индикатор. Комбинированный (многофункциональный) индикатор дает возможность пилоту одним взглядом охватывать все объединенные в нем индикаторы. Успехи электроники и компьютерной техники позволили достичь большей интеграции в конструкции приборной доски кабины экипажа и в авиационной электронике. Полностью интегрированные цифровые системы управления полетом и ЭЛТ-индикаторы дают пилоту лучшее представление о пространственном положении и местоположении самолета, чем это было возможно ранее.

 NASA ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ современного авиалайнера более просторна и менее загромождена, чем на авиалайнерах прежних моделей. Органы управления расположены непосредственно «под рукой» и «под ногой» пилота.

Новый тип комбинированной индикации – проекционный – дает пилоту возможность проецировать показания приборов на лобовое стекло самолета, тем самым совмещая их с панорамой внешнего вида. Такая система индикации применяется не только на военных, но и на некоторых гражданских самолетах.

ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Совокупность пилотажно-навигационных приборов дает характеристику состояния самолета и необходимых воздействий на управляющие органы. К таким приборам относятся указатели высоты, горизонтального положения, воздушной скорости, вертикальной скорости и высотомер. Для большей простоты пользования приборы сгруппированы Т-образно. Ниже мы кратко остановимся на каждом из основных приборов.

Указатель пространственного положения.

Указатель пространственного положения представляет собой гироскопический прибор, который дает пилоту картину внешнего мира в качестве опорной системы координат. На указателе пространственного положения имеется линия искусственного горизонта. Символ самолета меняет положение относительно этой линии в зависимости от того, как сам самолет меняет положение относительно реального горизонта. В командном авиагоризонте обычный указатель пространственного положения объединен с командно-пилотажным прибором. Командный авиагоризонт показывает пространственное положение самолета, углы тангажа и крена, путевую скорость, отклонение скорости (истинной от «опорной» воздушной, которая задается вручную или вычисляется компьютером управления полетом) и представляет некоторую навигационную информацию. В современных самолетах командный авиагоризонт является частью системы пилотажно-навигационных приборов, которая состоит из двух пар цветных электронно-лучевых трубок – по две ЭЛТ для каждого пилота. Одна ЭЛТ представляет собой командный авиагоризонт, а другая – плановый навигационный прибор (см. ниже). На экраны ЭЛТ выводится информация о пространственном положении и местоположении самолета во всех фазах полета.

Плановый навигационный прибор.

Плановый навигационный прибор (ПНП) показывает курс, отклонение от заданного курса, пеленг радионавигационной станции и расстояние до этой станции. ПНП представляет собой комбинированный индикатор, в котором объединены функции четырех индикаторов – курсоуказателя, радиомагнитного индикатора, индикаторов пеленга и дальности. Электронный ПНП с встроенным индикатором карты дает цветное изображение карты с индикацией истинного местоположения самолета относительно аэропортов и наземных радионавигационных средств. Индикация направления полета, вычисления поворота и желательного пути полета предоставляют возможность судить о соотношении между истинным местоположением самолета и желаемым. Это позволяет пилоту быстро и точно корректировать путь полета. Пилот может также выводить на карту данные о преобладающих погодных условиях.

Указатель воздушной скорости.

При движении самолета в атмосфере встречный поток воздуха создает скоростной напор в трубке Пито, закрепленной на фюзеляже или на крыле. Воздушная скорость измеряется путем сравнения скоростного (динамического) напора со статическим давлением. Под действием разности динамического и статического давлений прогибается упругая мембрана, с которой связана стрелка, показывающая по шкале воздушную скорость в километрах в час. Указатель воздушной скорости показывает также эволютивную скорость, число Маха и максимальную эксплуатационную скорость. На центральной панели расположен резервный пневмоуказатель воздушной скорости.

Вариометр.

Вариометр необходим для поддержания постоянной скорости подъема или снижения. Как и высотомер, вариометр представляет собой, в сущности, барометр. Он указывает скорость изменения высоты, измеряя статическое давление. Имеются также электронные вариометры. Вертикальная скорость указывается в метрах в минуту.

Читайте также:  Оборудование для обменного пункта

Высотомер.

Высотомер определяет высоту над уровнем моря по зависимости атмосферного давления от высоты. Это, в сущности, барометр, проградуированный не в единицах давления, а в метрах. Данные высотомера могут представляться разными способами – с помощью стрелок, комбинаций счетчиков, барабанов и стрелок, посредством электронных приборов, получающих сигналы датчиков давления воздуха. См. также БАРОМЕТР.

НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И АВТОМАТЫ

На самолетах устанавливаются различные навигационные автоматы и системы, помогающие пилоту вести самолет по заданному маршруту и выполнять предпосадочное маневрирование. Некоторые такие системы полностью автономны; другие требуют радиосвязи с наземными средствами навигации.

Электронные навигационные системы.

Существует ряд различных электронных систем воздушной навигации. Всенаправленные радиомаяки – это наземные радиопередатчики с радиусом действия до 150 км. Они обычно определяют воздушные трассы, обеспечивают наведение при заходе на посадку и служат ориентирами при заходе на посадку по приборам. Направление на всенаправленный радиомаяк определяет автоматический бортовой радиопеленгатор, выходная информация которого отображается стрелкой указателя пеленга.

Основным международным средством радионавигации являются всенаправленные азимутальные радиомаяки УКВ-диапазона VOR; их радиус действия достигает 250 км. Такие радиомаяки используются для определения воздушной трассы и для предпосадочного маневрирования. Информация VOR отображается на ПНП и на индикаторах с вращающейся стрелкой.

Дальномерное оборудование (DME) определяет дальность прямой видимости в пределах около 370 км от наземного радиомаяка. Информация представляется в цифровой форме.

Для совместной работы с маяками VOR вместо ответчика DME обычно устанавливают наземное оборудование системы TACAN. Составная система VORTAC обеспечивает возможность определения азимута с помощью всенаправленного маяка VOR и дальности с помощью дальномерного канала TACAN.

Система посадки по приборам – это система радиомаяков, обеспечивающая точное наведение самолета при окончательном заходе на посадочную полосу. Курсовые посадочные радиомаяки (радиус действия около 2 км) выводят самолет на среднюю линию посадочной полосы; глиссадные радиомаяки дают радиолуч, направленный под углом около 3° к посадочной полосе. Посадочный курс и угол глиссады представляются на командном авиагоризонте и ПНП. Индексы, расположенные сбоку и внизу на командном авиагоризонте, показывают отклонения от угла глиссады и средней линии посадочной полосы. Система управления полетом представляет информацию системы посадки по приборам посредством перекрестья на командном авиагоризонте.

СВЧ-система обеспечения посадки – это точная система наведения при посадке, имеющая радиус действия не менее 37 км. Она может обеспечивать заход по ломаной траектории, по прямоугольной «коробочке» или по прямой (с курса), а также с увеличенным углом глиссады, заданным пилотом. Информация представляется так же, как и для системы посадки по приборам. См. также АЭРОПОРТ; ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ.

«Омега» и «Лоран» – радионавигационные системы, которые, используя сеть наземных радиомаяков, обеспечивают глобальную рабочую зону. Обе системы допускают полеты по любому маршруту, выбранному пилотом. «Лоран» применяется также при заходе на посадку без использования средств точного захода. Командный авиагоризонт, ПНП и другие приборы показывают местоположение самолета, маршрут и путевую скорость, а также курс, расстояние и расчетное время прибытия для выбранных путевых точек.

Инерциальные системы.

Инерциальная навигационная система и инерциальная система отсчета являются полностью автономными. Но обе системы могут использовать внешние средства навигации для коррекции местоположения. Первая из них определяет и регистрирует изменения направления и скорости с помощью гироскопов и акселерометров. С момента взлета самолета датчики реагируют на его движения, и их сигналы преобразуются в информацию о местоположении. Во второй вместо механических гироскопов используются кольцевые лазерные. Кольцевой лазерный гироскоп представляет собой треугольный кольцевой лазерный резонатор с лазерным лучом, разделенным на два луча, которые распространяются по замкнутой траектории в противоположных направлениях. Угловое смещение приводит к возникновению разности их частот, которая измеряется и регистрируется. (Система реагирует на изменения ускорения силы тяжести и на вращение Земли.) Навигационные данные поступают на ПНП, а данные положения в пространстве – на командный авиагоризонт. Кроме того, данные передаются на систему FMS (см. ниже). См. также ГИРОСКОП; ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ.

Система обработки и индикации пилотажных данных (FMS).

Система FMS обеспечивает непрерывное представление траектории полета. Она вычисляет воздушные скорости, высоту, точки подъема и снижения, соответствующие наиболее экономному потреблению топлива. При этом система использует планы полета, хранящиеся в ее памяти, но позволяет также пилоту изменять их и вводить новые посредством компьютерного дисплея (FMC/CDU). Система FMS вырабатывает и выводит на дисплей летные, навигационные и режимные данные; она выдает также команды для автопилота и командного пилотажного прибора. В дополнение ко всему она обеспечивает непрерывную автоматическую навигацию с момента взлета до момента приземления. Данные системы FMS представляются на ПНП, командном авиагоризонте и компьютерном дисплее FMC/CDU.

ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Индикаторы работы авиадвигателей сгруппированы в центре приборной доски. С их помощью пилот контролирует работу двигателей, а также (в режиме ручного управления полетом) изменяет их рабочие параметры.

Для контроля и управления гидравлической, электрической, топливной системами и системой поддержания нормальных рабочих условий необходимы многочисленные индикаторы и органы управления. Индикаторы и органы управления, размещаемые либо на панели бортинженера, либо на навесной панели, часто располагают на мнемосхеме, соответствующей расположению исполнительных органов. Индикаторы мнемосхем показывают положение шасси, закрылков и предкрылков. Может указываться также положение элеронов, стабилизаторов и интерцепторов.

СИГНАЛИЗАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА

В случае нарушений в работе двигателей или систем, неправильного задания конфигурации или рабочего режима самолета вырабатываются предупредительные, уведомительные или рекомендательные сообщения для экипажа. Для этого предусмотрены визуальные, звуковые и тактильные средства сигнализации. Современные бортовые системы позволяют уменьшить число раздражающих тревожных сигналов. Приоритетность последних определяется по степени неотложности. На электронных дисплеях высвечиваются текстовые сообщения в порядке и с выделением, соответствующими степени их важности. Предупредительные сообщения требуют немедленных корректирующих действий. Уведомительные – требуют лишь немедленного ознакомления, а корректирующих действий – в последующем. Рекомендательные сообщения содержат информацию, важную для экипажа. Предупредительные и уведомительные сообщения делаются обычно и в визуальной, и в звуковой форме.

Системы предупредительной сигнализации предупреждают экипаж о нарушении нормальных условий эксплуатации самолета. Например, система предупреждения об угрозе срыва предупреждает экипаж о такой угрозе вибрацией обеих штурвальных колонок. Система предупреждения опасного сближения с землей дает речевые предупредительные сообщения. Система предупреждения о сдвиге ветра дает световой сигнал и речевое сообщение, когда на маршруте самолета встречается изменение скорости или направления ветра, способное вызвать резкое уменьшение воздушной скорости. Кроме того, на командном авиагоризонте высвечивается шкала тангажа, что позволяет пилоту быстрее определить оптимальный угол подъема для восстановления траектории.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

«Режим S» – предполагаемый канал обмена данными для службы управления воздушным движением – позволяет авиадиспетчерам передавать пилотам сообщения, выводимые на лобовое стекло самолета. Сигнализационная система предупреждения воздушных столкновений (TCAS) – это бортовая система, выдающая экипажу информацию о необходимых маневрах. Система TCAS информирует экипаж о других самолетах, появляющихся поблизости. Затем она выдает сообщение предупредительного приоритета с указанием маневров, необходимых для того, чтобы избежать столкновения.

Глобальная система местоопределения (GPS) – военная спутниковая система навигации, рабочая зона которой охватывает весь земной шар, – теперь доступна и гражданским пользователям. К концу тысячелетия системы «Лоран», «Омега», VOR/DME и VORTAC практически полностью вытеснены спутниковыми системами.

Монитор состояния (статуса) полета (FSM) – усовершенствованная комбинация существующих систем уведомления и предупреждения –помогает экипажу в нештатных летных ситуациях и при отказах систем. Монитор FSM собирает данные всех бортовых систем и выдает экипажу текстовые предписания для выполнения в аварийных ситуациях. Кроме того, он контролирует и оценивает эффективность принятых мер коррекции.

Духон Ю.И. и др. Справочник по связи и радиотехническому обеспечению полетов. М., 1979
Боднер В.А. Приборы первичной информации. М., 1981
Воробьев В.Г. Авиационные приборы и измерительные системы. М., 1981

Источник