Меню

Безопасной эксплуатации утилизации машин оборудования

Безопасной эксплуатации утилизации машин оборудования

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

О безопасности машин и оборудования

(с изменениями на 16 мая 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета ЕЭК от 16 мая 2016 года N 37 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 02.06.2016).

— Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

2. Настоящий технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

3. Если в отношении машин и (или) оборудования будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, технические регламенты Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), устанавливающие требования к машинам и (или) оборудованию, то машины и (или) оборудование должны соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС действие которых на них распространяется.

Статья 1. Область применения

1. Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

2. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

3. Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно приложениям N 1 и N 2.

4. Настоящий технический регламент не распространяется на следующие виды машин и (или) оборудования:

— машины и (или) оборудование, связанные с обеспечением целостности и устойчивости функционирования сетей связи и использованием радиочастотного спектра;

— машины и (или) оборудование, применяемые в медицинских целях и используемые в прямом контакте с пациентом (рентгеновское, диагностическое, терапевтическое, ортопедическое, стоматологическое, хирургическое оборудование);

— машины и (или) оборудование, специально сконструированные для применения в области использования атомной энергии. На машины и (или) оборудование общепромышленного назначения, применяемые в области использования атомной энергии, действие настоящего технического регламента распространяется в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

— колесные транспортные средства, кроме установленных на них машин и (или) оборудования;

— морские и речные транспортные средства (суда и плавучие средства, в том числе используемые на них машины и (или) оборудование);

— летательные и космические аппараты;

— железнодорожный подвижной состав и технические средства, специально сконструированные для применения на железнодорожном транспорте, и метрополитен;

— вооружение и военная техника;

— машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями;

— сельскохозяйственные и лесные тракторы и прицепы, кроме установленных на них машин и (или) оборудования;

— буровые платформы, кроме используемых на них машин и (или) оборудования.

5. Действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 16 мая 2016 года N 37. — См. предыдущую редакцию)

6. Если риски, вызываемые машинами и (или) оборудованием, полностью или частично установлены в других технических регламентах Таможенного союза, ЕврАзЭС, то машины и (или) оборудование должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

7. При идентификации машин и (или) оборудования устанавливается соответствие конкретных машин и (или) оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы стандарты, указанные в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента, классификаторы, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.

8. Дополнительные требования безопасности для определенных категорий машин и оборудования установлены согласно приложению N 2.

Статья 2. Определения

1. В настоящем техническом регламенте применяются следующие термины и их определения:

«авария» — разрушение или повреждение машины и (или) оборудования, возникновение в процессе эксплуатации машин и (или) оборудования неконтролируемых взрыва и (или) выброса опасных и вредных веществ;

«допустимый риск» — значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей изготовителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции;

«жизненный цикл» — период времени от начала проектирования машины и (или) оборудования до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии (проектирование, изготовление, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание);

«инцидент» — отказ машины и (или) оборудования, отклонение от режима технологического процесса;

«критический отказ» — отказ машины и (или) оборудования, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;

«машина» — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);

«мобильные энергетические средства» — тракторы, универсальные энергетические средства, шасси самоходные;

«назначенный ресурс» — суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация машины и (или) оборудования должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

«наработка» — продолжительность или объем работы машины и (или) оборудования;

«назначенный срок службы» — календарная продолжительность эксплуатации машины и (или) оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

«назначенный срок хранения» — календарная продолжительность хранения машины и (или) оборудования, при достижении которой их хранение должно быть прекращено независимо от их технического состояния;

«применение машины по назначению» — использование машины и (или) оборудования в соответствии с назначением, указанным изготовителем в эксплуатационных документах;

«обоснование безопасности» — документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта;

«оборудование» — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему;

«отказ» — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины и (или) оборудования вследствие конструктивных нарушений при проектировании, несоблюдения установленного процесса изготовления или ремонта, невыполнения правил или руководства (инструкции) по эксплуатации;

«предельное состояние» — состояние машины и (или) оборудования, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

«присоединяемая машина» — мобильная, прицепная, полуприцепная, навесная, полунавесная или монтируемая на мобильное энергетическое средство машина, предназначенная для выполнения операций по производству и первичной переработке сельскохозяйственной продукции и др.;

«разработчик» (проектировщик) — юридическое или физическое лицо, осуществляющее процесс создания нового типа машин и оборудования, разработку технической документации на опытный образец и изготовление опытного образца;

«разработчик (проектировщик) системы» — юридическое или физическое лицо, осуществляющее процесс создания проектной документации на системы машин и (или) оборудования (технологические линии, взаимосвязанные производственным циклом);

«сельскохозяйственный машинно-тракторный агрегат» — комплекс, представляющий собой сочетание мобильного энергетического средства с прицепной, полуприцепной или монтируемой машиной (или машинами), и предназначенный для выполнения технологических сельскохозяйственных операций;

«система» — совокупность машин и (или) оборудования, объединенных конструктивно и (или) функционально для выполнения требуемых функций;

«опасность» — потенциальный источник причинения ущерба жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей среде;

«опасная зона» — пространство, в котором на человека воздействуют опасности исходящие от машины или оборудования;

«риск» — сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Статья 3. Правила обращения на рынке

1. Машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

Машины и (или) оборудование, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Статья 4. Обеспечение безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании)

1. При разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должны быть идентифицированы возможные виды опасности на всех стадиях жизненного цикла.

2. Для идентифицированных видов опасности должна проводиться оценка риска расчетным, экспериментальным, экспертным путем или по данным эксплуатации аналогичных машин и (или) оборудования. Методы оценки риска могут устанавливаться в стандартах, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента.

3. При разработке (проектировании) должен определяться и устанавливаться допустимый риск для машины и (или) оборудования. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается:

— полнотой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— проведением комплекса необходимых расчетов и испытаний, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;

— выбором материалов и веществ, применяемых в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

— установлением разработчиком (проектировщиком) критериев предельных состояний;

— установлением разработчиком (проектировщиком) назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта и утилизации;

— выявлением всех опасностей, связанных с возможным предсказуемым неправильным использованием машины и (или) оборудования;

— ограничением в использовании машин и (или) оборудования.

Читайте также:  Польша заводы по производству оборудования

4. В случае если оцененный риск выше допустимого, для его уменьшения должен быть изменен проект машины и (или) оборудования, при этом исключается вмешательство персонала во все рабочие режимы машины и (или) оборудования (если вмешательство не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации).

5. При невозможности достижения технических характеристик машины и (или) оборудования, определяющих допустимый риск, путем изменения проекта, а также при экономической нецелесообразности в руководстве (инструкции) по эксплуатации указывается информация, ограничивающая условия применения данной машины и (или) оборудования или предупреждающая о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности.

6. При разработке (проектировании) машин и (или) оборудования должны устанавливаться уровни физических факторов (уровень шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей), а также уровни выделения опасных и вредных веществ, обеспечивающие безопасность при их эксплуатации.

7. При разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности.

Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия — у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование.

8. Разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования. Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:

— сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) машин и/или оборудования;

— указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины и (или) оборудования;

— указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, применению по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения;

Источник



Обоснование безопасности машин и оборудования

Обоснование безопасности — документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта.

Разработка обоснования безопасности машин и оборудования является обязательным требованием при проектировании (разработке) машин и оборудования и представляет собой всестороннюю оценку рисков, связанных с эксплуатацией устройства на всех этапах его жизненного цикла и дополняется соответствующими сведениями по истечении срока безопасной эксплуатации, установленного изготовителем или нормативными документами.

Требования к обоснованию безопасности оборудования, на сегодняшний день, содержатся в единственном национальном стандарте — ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности» . В соответствии с данным стандартом, обоснование безопасности машин и оборудования (ОБ) должно содержать следующие разделы:

      • основные параметры и характеристики,
      • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании,
      • требования к надежности,
      • требованию к обслуживающему персоналу / потребителю,
      • анализ риска применения,
      • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию,
      • требования к управлению качеством при эксплуатации,
      • требования к охране окружающей среды при эксплуатации и утилизации,
      • требования к сбору и анализу рисков при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации,
      • требования безопасности при утилизации.

Типовые разделы ОБ могут быть изменены проектировщиком с учетом специфики оборудования.

Источник

Обоснование безопасности машин и оборудования

Оформление технической документации, содержащей сведения о конкретном оборудовании и промышленных агрегатах и о методах безопасной работы с ними, является одним из немаловажных проектов промышленной безопасности. Руководитель промышленного объекта не просто должен, но обязан позаботиться о том, чтобы никто из его сотрудников не пострадал в процессе работы с используемой техникой, а все технические аппараты функционировали исправно и в соответствии с предъявляемыми к ним стандартами.

Именно с этой целью и составляется обоснование безопасности машин и оборудования, требования к которому подробно расписаны в техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования» от 18.10.2011.

Обоснование безопасности: образец содержания

Вышеупомянутый нормативный документ диктует основное содержание обоснования безопасности, в котором, вне зависимости от того, на какую конкретно технику оформляется обоснование, должны быть указаны:

  • Анализы возможных последствий на тот случай, если используемое оборудование выйдет из-под контроля;
  • Методические рекомендации для персонала по эксплуатации и уничтожению агрегата;
  • Характеристики и технические параметры устройства;
  • Оценка риска для здоровья людей и безопасности окружающей среды при утилизации оборудования.

Ответ на вопрос, в каких случаях разрабатывается обоснование безопасности, также прописан в нормативных документах — этот документ необходим:

  • При проведении процедуры подтверждения соответствия ТР ТС (для этого разрабатывается краткое обоснование);
  • Для осуществления дальнейших проверок со стороны контролирующих органов (для этого составляется полное обоснование).

Разрабатывается проект силами проектировщика или изготовителя, однако для его составления допускается возможность привлечения компетентных органов и лабораторий, аккредитованных проводить испытания оборудования.

Пример оформления обоснования безопасности

Заполнение самого документа обоснования безопасности прочно связано с требованиями введенного в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности». Типовой образец обоснования безопасности, разработанный в соответствии с этим регламентом, включает в себя следующие разделы (расположенные в указанной последовательности):

  1. Характеристики и параметры работы машин.
  2. Основные мероприятия, принятые руководством для обеспечения безопасности в процессе проектирования механизма.
  3. Требования, предъявляемые к безопасной работе оборудования.
  4. Требования, предъявляемые к безопасносй работе сотрудников, чья деятельность связана с указанной машиной.
  5. Возможные риски при использовании аппаратуры.
  6. Требования, предъявляемые к безопасности при запуске механизма в работу и его дальнейшей эксплуатации, и утилизации.

Лаборатории центра экспертизы «Аттэк» содержат все необходимое для проведения экспертизы оборудования, а сотрудники компании являются квалифицированными специалистами, способными проконсультировать Вас по всем возникающим вопросам, предоставить подробный пример обоснования безопасности машин и оборудования и составить этот проект в соответствии со всеми нормативными требованиями.

Источник

Безопасной эксплуатации утилизации машин оборудования

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

О безопасности машин и оборудования

(с изменениями на 16 мая 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета ЕЭК от 16 мая 2016 года N 37 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 02.06.2016).

— Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

2. Настоящий технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

3. Если в отношении машин и (или) оборудования будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, технические регламенты Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), устанавливающие требования к машинам и (или) оборудованию, то машины и (или) оборудование должны соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС действие которых на них распространяется.

Статья 1. Область применения

1. Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

2. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

3. Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно приложениям N 1 и N 2.

4. Настоящий технический регламент не распространяется на следующие виды машин и (или) оборудования:

— машины и (или) оборудование, связанные с обеспечением целостности и устойчивости функционирования сетей связи и использованием радиочастотного спектра;

— машины и (или) оборудование, применяемые в медицинских целях и используемые в прямом контакте с пациентом (рентгеновское, диагностическое, терапевтическое, ортопедическое, стоматологическое, хирургическое оборудование);

— машины и (или) оборудование, специально сконструированные для применения в области использования атомной энергии. На машины и (или) оборудование общепромышленного назначения, применяемые в области использования атомной энергии, действие настоящего технического регламента распространяется в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

— колесные транспортные средства, кроме установленных на них машин и (или) оборудования;

— морские и речные транспортные средства (суда и плавучие средства, в том числе используемые на них машины и (или) оборудование);

— летательные и космические аппараты;

— железнодорожный подвижной состав и технические средства, специально сконструированные для применения на железнодорожном транспорте, и метрополитен;

— вооружение и военная техника;

— машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями;

— сельскохозяйственные и лесные тракторы и прицепы, кроме установленных на них машин и (или) оборудования;

— буровые платформы, кроме используемых на них машин и (или) оборудования.

5. Действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 16 мая 2016 года N 37. — См. предыдущую редакцию)

6. Если риски, вызываемые машинами и (или) оборудованием, полностью или частично установлены в других технических регламентах Таможенного союза, ЕврАзЭС, то машины и (или) оборудование должны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

7. При идентификации машин и (или) оборудования устанавливается соответствие конкретных машин и (или) оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы стандарты, указанные в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента, классификаторы, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.

8. Дополнительные требования безопасности для определенных категорий машин и оборудования установлены согласно приложению N 2.

Статья 2. Определения

1. В настоящем техническом регламенте применяются следующие термины и их определения:

«авария» — разрушение или повреждение машины и (или) оборудования, возникновение в процессе эксплуатации машин и (или) оборудования неконтролируемых взрыва и (или) выброса опасных и вредных веществ;

Читайте также:  Кадви калуга магазин мотоблоков запчасти и навесное оборудование

«допустимый риск» — значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей изготовителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции;

«жизненный цикл» — период времени от начала проектирования машины и (или) оборудования до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии (проектирование, изготовление, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание);

«инцидент» — отказ машины и (или) оборудования, отклонение от режима технологического процесса;

«критический отказ» — отказ машины и (или) оборудования, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;

«машина» — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);

«мобильные энергетические средства» — тракторы, универсальные энергетические средства, шасси самоходные;

«назначенный ресурс» — суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация машины и (или) оборудования должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

«наработка» — продолжительность или объем работы машины и (или) оборудования;

«назначенный срок службы» — календарная продолжительность эксплуатации машины и (или) оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

«назначенный срок хранения» — календарная продолжительность хранения машины и (или) оборудования, при достижении которой их хранение должно быть прекращено независимо от их технического состояния;

«применение машины по назначению» — использование машины и (или) оборудования в соответствии с назначением, указанным изготовителем в эксплуатационных документах;

«обоснование безопасности» — документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта;

«оборудование» — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему;

«отказ» — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины и (или) оборудования вследствие конструктивных нарушений при проектировании, несоблюдения установленного процесса изготовления или ремонта, невыполнения правил или руководства (инструкции) по эксплуатации;

«предельное состояние» — состояние машины и (или) оборудования, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

«присоединяемая машина» — мобильная, прицепная, полуприцепная, навесная, полунавесная или монтируемая на мобильное энергетическое средство машина, предназначенная для выполнения операций по производству и первичной переработке сельскохозяйственной продукции и др.;

«разработчик» (проектировщик) — юридическое или физическое лицо, осуществляющее процесс создания нового типа машин и оборудования, разработку технической документации на опытный образец и изготовление опытного образца;

«разработчик (проектировщик) системы» — юридическое или физическое лицо, осуществляющее процесс создания проектной документации на системы машин и (или) оборудования (технологические линии, взаимосвязанные производственным циклом);

«сельскохозяйственный машинно-тракторный агрегат» — комплекс, представляющий собой сочетание мобильного энергетического средства с прицепной, полуприцепной или монтируемой машиной (или машинами), и предназначенный для выполнения технологических сельскохозяйственных операций;

«система» — совокупность машин и (или) оборудования, объединенных конструктивно и (или) функционально для выполнения требуемых функций;

«опасность» — потенциальный источник причинения ущерба жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей среде;

«опасная зона» — пространство, в котором на человека воздействуют опасности исходящие от машины или оборудования;

«риск» — сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Статья 3. Правила обращения на рынке

1. Машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

Машины и (или) оборудование, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Статья 4. Обеспечение безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании)

1. При разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должны быть идентифицированы возможные виды опасности на всех стадиях жизненного цикла.

2. Для идентифицированных видов опасности должна проводиться оценка риска расчетным, экспериментальным, экспертным путем или по данным эксплуатации аналогичных машин и (или) оборудования. Методы оценки риска могут устанавливаться в стандартах, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента.

3. При разработке (проектировании) должен определяться и устанавливаться допустимый риск для машины и (или) оборудования. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается:

— полнотой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— проведением комплекса необходимых расчетов и испытаний, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;

— выбором материалов и веществ, применяемых в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

— установлением разработчиком (проектировщиком) критериев предельных состояний;

— установлением разработчиком (проектировщиком) назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта и утилизации;

— выявлением всех опасностей, связанных с возможным предсказуемым неправильным использованием машины и (или) оборудования;

— ограничением в использовании машин и (или) оборудования.

4. В случае если оцененный риск выше допустимого, для его уменьшения должен быть изменен проект машины и (или) оборудования, при этом исключается вмешательство персонала во все рабочие режимы машины и (или) оборудования (если вмешательство не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации).

5. При невозможности достижения технических характеристик машины и (или) оборудования, определяющих допустимый риск, путем изменения проекта, а также при экономической нецелесообразности в руководстве (инструкции) по эксплуатации указывается информация, ограничивающая условия применения данной машины и (или) оборудования или предупреждающая о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности.

6. При разработке (проектировании) машин и (или) оборудования должны устанавливаться уровни физических факторов (уровень шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей), а также уровни выделения опасных и вредных веществ, обеспечивающие безопасность при их эксплуатации.

7. При разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности.

Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия — у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование.

8. Разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования. Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:

— сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) машин и/или оборудования;

— указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины и (или) оборудования;

— указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, применению по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения;

Источник

Обоснование безопасности машин и оборудования

Технические устройства, которые применяются на ОПО и подпадают под действие технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», подлежат обязательному подтверждению соответствия. Одним из ключевых документов, которые подаются в специализированный орган при сертификации или декларировании соответствия, выступает обоснование безопасности машин и оборудования.

Обоснование безопасности (ОБ) машин, оборудования, изделий – это документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта (статья 2 ТР ТС 010/2011).

Обоснование безопасности машин и оборудования готовится на этапе проектирования (разработки) технического устройства. Оригинал ОБ хранится у разработчика/проектировщика, а копия – у изготовителя ТУ и эксплуатирующей организации (п. 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 и п. 25 раздела 4 ТР ТС 032/2013).

Различают полное и краткое обоснование безопасности машин и оборудования. Краткое ОБ носит декларативный характер, не содержит результатов испытаний (измерений) и разрабатывается в основном для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013.

Полное ОБ, напротив, включает результаты всех расчетов, испытаний, документальное подтвержденное обоснование установленных мер по обеспечению безопасности, а также комплект конструкторской и эксплуатационной документации. Такой вид документа используется при проведении процедур контроля и надзора.

Зачем разрабатывать обоснование безопасности машин и оборудования

Необходимость разработки обоснования безопасности машин и оборудования установлена техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (статья 4, п. 7) и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (раздел 4, п. 25).

ОБ входит в комплект обязательных документов, которые подаются в орган по сертификации при проведении подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям техрегламентов Таможенного союза. Другими словами, для того чтобы получить сертификат или декларацию соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 032/2013, заявитель должен предоставить в числе прочих технических документов на оборудование копию обоснования безопасности. Об этом говорят п. 10 статьи 8 ТР ТС 010/2011 и п. 16 раздела 4 ТР ТС 032/2013.

Читайте также:  Складское оборудование по упаковке

Однако требования закона (ТР ТС) – не единственная причина, по которой следует разрабатывать обоснование безопасности машин и оборудования. Так, в ходе испытаний удается узнать, какие риски могут быть при эксплуатации технического устройства. При этом разработка обоснования безопасности позволяет принять меры для их снижения и/или устранения. Кроме того, на основе ОБ делаются выводы о надежности и ремонтопригодности оборудования. Также документ позволяет составить требования к персоналу, который будет управлять техническими устройствами. Наряду с этим, ОБ позволяет оценить безопасность конкретного оборудования для окружающей среды и способы снижения рисков для нее как в процессе эксплуатации, так и после утилизации.

Надзор за соблюдением требований ТР ТС

Надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» применительно к техническим устройствам на ОПО осуществляет Ростехнадзор. Информация о ежегодных плановых проверках в этой области размещается на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора и составляет порядка 30% от общего числа проверок.
В ходе контрольных мероприятий специалисты Ростехнадзора проверяют весь набор разрешительной и технической документации на ТУ, включая наличие обоснования безопасности машин и оборудования.

Как разработать обоснование безопасности машин и оборудования

При разработке обоснования безопасности машин и оборудования следует руководствоваться требованиями технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».

Для подготовки ОБ может быть использован национальный стандарт ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», который устанавливает структуру и содержание обоснования безопасности машин и оборудования.

Так, ОБ состоит из титульного листа, введения и 11 разделов:

Обоснование безопасности может содержать приложения с результатами расчетов, а также другую информацию (на усмотрение разработчика). В обосновании безопасности допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие нормативные документы, при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В зависимости от вида и назначения технического устройства ОБ может быть дополнено другими разделами (подразделами) либо в него могут не включаться отдельные разделы, либо отдельные разделы могут быть объединены в один.

Кратко охарактеризуем каждую из составных частей обоснования безопасности машин и оборудования.

1. Титульный лист – содержит наименование и/или символьное обозначение оборудования, обозначение ОБ, сведения о разработчике (проектировщике) оборудования и разработчике ОБ. Подробнее требования к Титульному листу ОБ описаны в п. 4.7 (раздел 4) ГОСТ Р 54122-2010. Образец титула ОБ приведен в приложении А указанного национального стандарта.

2. Ведение – содержит общую информацию: наименование оборудование, его назначение, область применения (при необходимости) и условия эксплуатации, сведения о разработчиках разделов ОБ и документах, подтверждающих квалификацию разработчиков (копии лицензий и т.п.) и т.д. Подробнее о содержании раздела «Введение» можно узнать в п. 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

3. Основные параметры и характеристики оборудования – содержание раздела описано в п. 6.2 ГОСТ Р 54122-2010. При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта оборудования, руководства по эксплуатации и т.д.

4. Общие принципы обеспечения безопасности оборудования – в этом разделе описываются общие мероприятия, произведенные проектировщиком (разработчиком) для реализации принципов безопасности. Чтобы подробнее ознакомиться с содержанием раздела 2 ОБ, обратитесь к п. 6.3 ГОСТ Р 54122-2010. Мы приведем несколько рекомендаций по составлению раздела.
К примеру, с целью реализации принципов пассивной безопасности в обосновании безопасности можно:

  • указать документы, в которых четко определена область применения оборудования;
  • указать конструктивные мероприятия (например, об ограничении зоны работ, предусмотренных блокировках, применении конкретных устройств безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия, предупреждающие потребителя об оставшемся риске и т.д.

Для реализации принципов экологической безопасности ОБ может включать:

  • информацию о принципах выбора отдельных элементов и узлов оборудования (например, с учетом содержания вредных веществ в воздухе, уровня шума, излучаемого в пространство, уровня электромагнитных излучений и т.п.);
  • сведения о максимально допустимом уровне внешнего шума от работы оборудования со ссылкой на соответствующий протокол измерений и т.д.

Чтобы реализовать принцип эргономичности, можно указать особенности выбора и расположения систем управления оборудованием, размеры и уровень освещенности рабочего места и т.д.

В разделе 2 обоснования безопасности важно разграничить ответственность между проектировщиком (разработчиком), изготовителем и потребителем (эксплуатирующей организацией). Закономерно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за применение мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной и продолжительной работы оборудования важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу, исключая тем самым риск неправильной эксплуатации ТУ.

5. Требования к надежности оборудования – структура и содержание раздела детально описаны в п. 6.4 ГОСТ Р 54122-2010. В разделе 3 ОБ целесообразно описать и выделить момент, при котором оборудование направляется на капитальный ремонт, а также состояние, при котором дальнейшая эксплуатация оборудования без капитального ремонта невозможна. В числе мер для обеспечения надежности можно указать сведения о том, что:

  • отдельные цепи управления могут быть дублированы;
  • владелец должен регулярно проводить техническое освидетельствование и работы по техобслуживанию;
  • персонал, проводящий техобслуживание, должен быть обучен и аттестован;
  • должны быть установлены только оригинальные запасные части (дополнительно привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ) и т.д.

6. Требования к персоналу/пользователю оборудования – раздел можно составить в соответствии с п. 6.5 ГОСТ Р 54122-2010. Например, можно дать характеристику лица, ответственного за эксплуатацию оборудования (оператор, машинист и проч.): не моложе 18 лет, обучен и аттестован в порядке, установленном законодательством в сфере промышленной безопасности. Указанные требования, включая ответственность, права и обязанности персонала, должны быть также прописаны в руководстве по эксплуатации оборудования.

7. Анализ риска использования оборудования – основные требования к содержанию раздела подробно описаны в п. 6.6 ГОСТ Р 54122-2010. Анализ риска в данном случае – это изучение на этапе проектирования технических требований к оборудованию. Проектировщик (разработчик ОБ) фактически должен описать все негативные (аварийные) ситуации, которые могут произойти с оборудованием на всех стадиях его жизненного цикла (от начала проектирования ТУ до его утилизации), определить, как часто это может произойти, и какие последствия это вызовет. Затем разработчик ОБ должен определить, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этих опасностей, на основании чего внести корректирующие и защитные меры в проект.

8. Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию оборудования – в этом разделе ОБ согласно п. 6.7 ГОСТ Р 54122-2010 указывается информация об организации, объеме, последовательности и сроках пусконаладочных работ и испытаний, которые осуществляются при вводе в эксплуатацию оборудования и всех его элементов, важных для безопасности. К примеру, следует обязательно указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил руководство по эксплуатации.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию, которые указываются в обосновании безопасности, зависят от особенностей оборудования. К типовым можно отнести следующие:

  • установка оборудования в месте, удобном для работы, проверка несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления оборудованием, особенности окончания работ и т.д.

9. Требования к управлению безопасностью при эксплуатации оборудования – содержание этого раздела ОБ подробно описано в п. 6.8 ГОСТ Р 54122-2010. Сведения для наполнения раздела можно взять из руководства по эксплуатации оборудования. К типовым примерам относятся:

  • указания по организации безопасной работы для владельца оборудования;
  • перечень указаний по технике безопасности;
  • специальные требования к персоналу;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.д.

10. Требования к управлению качеством при эксплуатации оборудования – раздел можно составить в соответствии с п. 6.9 ГОСТ Р 54122-2010 и взять материалы из руководства по эксплуатации оборудования. К типовым требованиям можно отнести:

  • минимально необходимые требования к квалификации персонала, эксплуатирующего оборудование;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в паспорте во время эксплуатации оборудования;
  • указания о необходимости своевременно выявлять и заменять неисправные устройства безопасности в оборудовании и т.д.

11. Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации оборудования – требования к содержанию раздела подробно описаны в п. 6.10 ГОСТ Р 54122-2010. Можно также использовать данные их руководства по эксплуатации. К типовым требованиям можно отнести конкретные:

  • указания о необходимости предотвращать попадание опасных веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, кислоты, аккумуляторов в законодательно установленном порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности и т.д.

12. Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации оборудования – раздел можно составить в соответствии с п. 6.11 ГОСТ Р 54122-2010. Также рекомендуем разместить в обосновании безопасности и иной эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем (эксплуатирующей организацией) и предупредить его о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт оборудования без согласования с изготовителем и/или проектировщиком.

13. Требования безопасности при утилизации оборудования – раздел можно составить, ориентируясь на п. 6.12 ГОСТ Р 54122-2010. Дополнительно разработчик ОБ может при необходимости указать на то, что перед отправкой на утилизацию оборудование нужно разобрать, а его детали рассортировать. Разработчик ОБ может напомнить эксплуатирующей организации, что при разборке и утилизации компонентов оборудования нужно соблюдать общие правила техники безопасности (к примеру, персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты).

Надеемся, что информация в этой статье поможет вам ориентироваться в вопросах подготовки и применения обоснования безопасности машин и оборудования, а также в документах, которые регламентируют его разработку.

Источник